Бухта губы Грязная в поселке Сафоново под Мурманском - место базирования первого авиационного гидроаэродрома, который появился в 1936 году. Сейчас в этом месте находится музей авиации Северного флота.
В прошлом году музей открыли после годовой реконструкции. В нем появился новый ангар для самолетов, отличная историческая экспозиция... Впрочем, прошу следовать под кат.
Памятник Бе-6 на островке в бухте.
Перед въездом в Сафоново памятник легендарному командиру 2-го гвардейского авиаполка Б.Ф. Сафонову, дважды удостоенноого высокого звания Героя Советского Союза.
А около музея памятник погибшим в годы ВОВ.
История музея авиации Северного флота началась в 1976 году. Инициаторами создания музейного комплекса стали сами авиаторы. Строили, ремонтировали и составляли коллекцию лётчики, инженеры и авиационные техники. Основным зданием музея стал старый склад разведывательного авиаполка. На реконструкцию и составление экспозиций у военных ушло меньше года.
Около основного здания музея памятник МиГ-15.
Одновременно с нами на экскурсию пришли школьники с родителями.
В музее три зала: военного времени, памяти о погибших, послевоенного периода.
В экспозиции представлены фотоматериалы, документы по истории авиации Северного флота, образованной в 1936 году.
Особое внимание привлекают личные вещи ветеранов авиаторов-североморцев, среди которых пятьдесят три Героя Советского Союза.
фотографии, документы, личные вещи воинов-авиаторов, модели самолётов разных лет...
В наши дни шесть лётчиков морской авиации Северного флота удостоены звания Героя Российской Федерации, среди них - генерал-майор Тимур Апакидзе, трагически погибший в 2001 году.
Настоящие останки бомб и подбитых немецких самолетов.
Стол англицкой ручной работы - подарок Сафонову от англичан.
Макет ТАВКР "Кузнецов".
Правильный папа.
Рядом с основным зданием - дом-музей Юрия Гагарина - именно в нём первый космонавт, на тот момент ещё простой военнослужащий, жил со своей семьёй. Дом в 1983 году перевезли из посёлка Корзуново.
В нем воссозданы по памяти жены Гагарина мемориальные комнаты и размещена экспозиция о службе будущего космонавта в ВВС Северного флота.
Перемещаемся к ангару с самолетами, около которого выставлены танки.
Элемент конструкции корабля - паровая лебедка.
Зенитное орудие 1943 года выпуска (жми).
В ангаре музея собрана коллекция самолетов и вертолётов военного и послевоенного времени. Многие из них были найдены в сопках и восстановлены авиаторами-североморцами.
До 2013 года, когда началась реконструкция, в ремонте нуждался и сам ангар, и проводка, были большие проблемы с крышей, лужи стояли.
Рассказывают даже, что в какой-то момент участок крыши обвалился и повредил один из ценных ретро-самолетов.
Местные журналисты делали целый проект в поддержку музея авиации, писали письмо президенту. Весной 2010 года в Сафоново приехал Сергей Шойгу. С его подачи дело пошло, появилось финансирование, музей сменил статус. Раньше он был отделом сафоновского дома офицеров, теперь - филиал Военно-морского музея Северного флота. Сейчас в штате целых 15 человек, до этого в музее было всего 2 сотрудника.
Первым в ангаре нас встречает единственный сохранившийся МБР - морской ближний разведчик, самый первый самолёт в авиации Северного флота.
Он мог развивать скорость до 245 км/ч, в него помещался экипаж из трёх человек.
Корпус этой машины полностью деревянный.
В народе этот самолёт называли "амбарчиком". Взлетал деревянный аппарат только с воды, приземлялся туда же. Чтобы МБР взлетел, требовалась помощь всего личного состава. 38 человек толкали самолёт до буксира, снимали с него колёса или лыжи. И только потом самолёт поднимался в небо.
Анлийский Харрикейн, который получали по ленд-лизу.
И-153
Bell P-39 Аэрокобра.
Скоростной бомбардировщик СБ-2М-103.
Всего выпущено 6656 самолетов СБ (АНТ-40) различных модификаций. В 1940-1943 г.г. состоял на вооружении 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота.
И-16
С другой стороны.
Легендарный ЗИС-5.
Ил-2.
Торпедоносец Ил-28Т.
С лета 1951 г. Ил-28 стали поступать на вооружение полков морской авиации. Сначала это были "чистые" бомбардировщики, но затем приняли решение об их переоборудовании в торпедоносцы, носители реактивных авиационных торпед.
За создание Ил-28 С. В. Ильюшину и группе конструкторов ОКБ была присуждена Сталинская премия.
Истребитель-перехватчик Су-9.
Один из новейших музейных экспонатов - противолодочный вертолет Ка-25ПЛ.
Со своим лицом.
Вертолёт разработан ОКБ "Камова", пущен в производство в 1965 году и принят на вооружение 2 декабря 1971 года.
На его основе создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения.
Самый массовый истребитель времен Великой отечественной войны Як-9.
Советский реактивный истребитель МиГ-17.
Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.
Передовые ударные вертолеты берегового базирования Ми-4М составили первую вертолетну эскадрилью Северного флота, в 1956 году преобразованную в 830 отдельный авиационный полк.
На смену Ми-4М в 1976 году пришли Ми-14.
Самолет вертикального взлета и посадки Як-38.
Беспилотный самолет-мишень Ла-17ММ.
Мессершмит 109.
Дальний бомбардировщик Ил-4.
Этот экспонат знаменит тем, что снимался в фильме "Торпедоносцы", правда он там уже не летал, а рулил по земле.
Штурмовик Су-25.
По-2 в ожидании перетяжки перкалью, которую сейчас трудно достать.
Несмотря на то, что находится уникальная коллекция в ЗАТО, попасть сюда не так уж и сложно - многие
турагентства организовывают экскурсии. Также можно проехать при содействии администрации музея.
Все фотографии из музея
ЗДЕСЬ.
Благодарим за предоставленную возможность познакомиться с таким уникальным музеем пресс-службу Северного Морского Флота.
Предыдущие посты на тему путешествия Москва-Карелия-Мурманск-Североморск:
Экспедиция, день первый. Переезд в Петрозаводск Нашмуртур. От Петрозаводска до Кандалакши Кандалакшери Приятности четвертого дня На пятый-шестой рассчитайсь! Кузя И партнеров не забываем:
По поводу заглавной фотографии:
Самолёт Бе-6 установили в Кольском заливе в октябре 1968 года напротив аэродрома для гидросамолётов, на территории которого в 1976 году открыли музей ВВС СФ. Это был самый мощный гидросамолет своего времени.
Летом 2014 года неизвестные пытались поджечь памятник легендарному гидросамолету. Об этом в социальных сетях сообщили рыбаки, посетившие накануне остров, где он установлен.
«На фюзеляже Бе-6 видны следы от пламени, а сам памятник гидросамолету находится в плачевном состоянии. В некоторых местах отсутствует обшивка, по бортам много дыр, разрушается постамент», - сообщили очевидцы.
Подробнее