К юбилею Аэрофлота

Mar 17, 2013 18:34

В сегодняшнее 90-летие национального перевозчика присоединяюсь к поздравлениям и показываю не совсем обычную подборку из вышедших из парка авиакомпании легендарных Ту-154. Сейчас небольшое количество Тушек все еще остаётся в парках нескольких отечественных компаний, но скоро и они станут историей.

Про каждый борт информацию найти не получилось, так что добавляйте в комментарии факты, если знаете.

Ту-154М RA-85644 (s/n: 88A780) последний раз летал по расписанию 29 сентября 2009 г.




Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless - «Беззаботный», на слэнге советских пилотов - «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка», или «Аврора» - трёхдвигательный реактивный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева для замены Ту-104.

RA-85668 Последний рейс был выполнен 1 октября 2009 в Минеральные Воды.
2.

Первый полёт был выполнен 3 октября 1968 года. Производился серийно с 1970 по 1998 годы, пережив несколько модернизаций. Темп выпуска иногда достигал 5 машин в месяц. С 1998 по 2013 годы велось мелкосерийное производство самолётов Ту-154М на самарском заводе «Авиакор». В феврале 2013 года завод сообщил об окончании производства самолёта данного типа, выпустив последний борт № 998.

Это 20 сентября 2003 года, на переднем плане Хвост Боинга в старой ливрее "Аэрофлота".
3.

Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который до конца первого десятилетия XXI века оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России.

На регулярные пассажирские трассы авиалайнер Ту-154 вышел в 1972 году - свой первый регулярный рейс с пассажирами на борту он совершил 9 февраля 1972 года по маршруту Москва - Минеральные Воды. Рейс выполнил экипаж в составе командира корабля Е. И. Багмута, второго пилота А. В. Алимова, штурмана В. А. Самсонова и бортинженера С. С. Сердюка.

2 апреля 1972 года лайнер начал эксплуатироваться на международных авиалиниях - первый международный рейс на Ту-154 был выполнен в берлинский аэропорт Шёнефельд. Самый короткий беспосадочный маршрут, на котором используется Ту-154 - Ташкент-Наманган (189 км), а самый протяжённый - Москва - Якутск (6600 км).

RA-85735
4.

Начальная эксплуатация показала, что самолёт требует дальнейшей модернизации, поэтому уже через два года была готова к производству модификация Ту-154А, которая и стала первой, вышедшей в серию - двигатели НК-8-2 были заменены на более мощные НК-8-2У.

RA-85665
5.

В период с 1975 по 1981 самолёт модернизировался, взлётная масса была увеличена с 94 до 98 тонн. Изменения коснулись планера, крыла, состава оборудования, увеличения пассажировместимости. Новая модификация получила наименование Ту-154Б. Под эту конфигурацию впоследствии были доработаны все самолёты первых серий.

RA-85670
6.

В 1984 году в серийное производство поступила модификация Ту-154М (первоначально Ту-164), созданная под руководством А. С. Шенгардта. На этой машине были установлены более экономичные двигатели конструкции ОКБ П. А. Соловьёва. Самолёты этой модификации имеют максимальную взлётную массу от 100 до 104 тонн.

RA-85765. Борт на хранении в Ульяновске.
7.

Девять самолётов были переделаны в грузовые. Проект первоначально именовался как Ту-154Т, затем Ту-154С (cargo). Пять самолётов были переоборудованы в летающие лаборатории и существенно доработаны по программе испытаний космического корабля «Буран». Два из пяти Ту-154ЛЛ могли совершать полностью автоматическую посадку.

Старый знакомый RA-85644
8.

Две машины были переоборудованы в рамках программы «Открытое небо». Самолёты предназначались для всестороннего контроля за военной деятельностью стран НАТО и СНГ. В Германии был переоборудован самолёт Ту-154М, принадлежащий «Люфтваффе» (машина потерпела катастрофу через два года, в 1997). В РФ проект получил наименование Ту-154М-ОН.

Вид из ресторана в Ш-2
9.

Модификации Ту-154 стали самыми массовыми самолётами в СССР в середине 1980-х годов. На этих самолётах выполнялась значительная доля перевозки авиапассажиров в СССР. Ту-154 летали во многие аэропорты СССР, а также более 80 городов мира. Самолёт эксплуатировался, помимо «Аэрофлота», в 235-м правительственном авиаотряде (11 самолётов), а также в авиации Вооруженных сил СССР.

10.

Новая ливрея RA-85765 (смотри предыдущую на фото 8)
11.

В период с 1970 по 1998 год построено 918 самолётов семейства Ту-154, из которых 604 Ту-154,А,Б,Б-1,Б-2 (кроме борта № RA-85317), включая 9 Ту-154С (грузовой вариант), переделанных в конце 1980-х гг. и 313 Ту-154М.

RA-85649
12.

С середины 2000-х годов авиакомпании начали постепенный вывод Ту-154 из эксплуатации. Основной причиной отказа от этого типа стала низкая топливная эффективность двигателей НК-8 и Д-30 (расход топлива у Д-30 почти в два раза больше, чем у основного двигателя, использующегося на современных западных машинах - CFM56).

RA-85***
13.

Разразившийся в конце 2008 года экономический кризис ускорил процесс вывода самолёта-ветерана из эксплуатации.
В ноябре 2008 года весь свой парк Ту-154 вывела из эксплуатации компания S7 - крупнейший российский внутренний перевозчик. В следующем году её примеру последовали ГТК «Россия» и «Аэрофлот»: 31 декабря 2009 года лайнер совершил свой заключительный рейс под флагом национального перевозчика; Ту-154 являлся «рабочей лошадкой» «Аэрофлота» в течение 38 лет.

RA-85648 в предыдущей ливрее "Аэрофлота"
14.

К концу XX века лайнер морально устарел, и пользователи Ту-154 начали заменять его на более современные аналоги: Boeing 737 поздних модификаций и Airbus A320. В 2002 году из-за ограничений по уровню шума были запрещены полёты Ту-154 в страны ЕС без специальных шумопоглощающих панелей. С 2006 полеты Ту-154 (кроме Ту-154М) в ЕС полностью запрещены.

RA-85648 в новой и последней своей ливрее. Последний рейс по расписанию состоялся 28 августа 2009 в Анапу.
15.

На январь 2013 года эксплуатантами, использующими Ту-154 для регулярных пассажирских перевозок в России являются авиакомпании:
UTair - 12 самолётов, доля пассажирских перевозок из московского аэроузла невелика, используется зачастую лишь в регионах. При этом в UTair, в отличие от большинства других авиакомпаний, считают, что эксплуатация 154-х вполне рентабельна и досрочного вывода их из эксплуатации не будет - самолеты будут списываться по мере выработки ресурса.
Мирнинское авиапредприятие «Алроса» - 7 самолётов
"Якутия" - 4 машины
"Газпромавиа" - 4 самолёта
"Оренбургские авиалинии" - 1 самолет
"Татарстан" *- 2 самолёта.

У телетрапа в Шереметьево.
16.

Всего на январь 2013 года в эксплуатации в мире остаются лишь 98 самолетов.

Ту-154М RA-85644 (фото 1)
17.

На заводе в Самаре после передачи последней машины будут продолжать выполняться регламентные работы, капремонты и различные операции по продлению ресурса самолётов.

RA-85735
18.

Некоторым самолётам Ту-154 были присвоены личные имена:

RA-85312 «Сан Саныч»
RA-85677 «Магадан 60 лет»
RA-85736 «Юрий Морозов»

RA-85451 «Заводу 411ГА 55 лет»
RA-85681 «Абакан»
4K-85738 «Lachin»

RA-85457 «Ставрополье»
RA-85685 «Находка»
RA-85743 «Юрий Шеффер»

RA-85512 «Владимир Кондаков»
RA-85710 «Владивосток»
RA-85755 «Василий Бахилов»

RA-85562 «Дальнереченск»
RA-85727 «Константин Лужецкий»
RA-85787 «Сургут»

RA-85588 «Артём» (сгорел 01.01.2011 в Сургуте)
4K-85729 «Shemakhi»
RA-85768 «Константин Брехов»

RA-85619 «Юлия Фомина» (Назван в честь погибшей стюардессы при захвате самолёта В Мегине)
RA-85733 «Антонина Григорьева»
RA-85788 «Борис Щербина»

RA-85676 «Саяногорск»
4K-85734 «Shusha»
RA-85790 «Валерий Кузьмин»

RA-85796 «Виктор Муравленко»
RA-85808 «Пётр Панов»
RA-85828 «Расул Гамзатов»

RA-85803 «Спасск-Дальний»
RA-85813 «Владимир Кулешов»
RA-85837 «Хакасия»

RA-85805 «Фарман Салманов»
RA-85820 «Роман Марченко»
RA-85845 «Уссурийск»

RA-85849 «Арсеньев»
RA-85056 «Николай Байбаков»

RA-85765
19.

Самым известным в СНГ бортом Ту-154 был один из немногих сохранившихся опытных образцов лайнера (бортовой номер 85005, заводской номер 7-05, 1968 года выпуска) - наземный музей, стоявший почти сорок лет на территории ВДНХ, перед павильоном «Авиация и космонавтика». За время своего существования самолёт-музей посетило несколько миллионов человек; был допуск посетителей в кабину пилотов и можно было посидеть за штурвалом лайнера. Самолет варварски распилили на металлолом в 2008 году и, мне думается, именно это послужило началом безнаказанного произвола по уничтожению других бортов-памятников.

RA-85670
20.

Кстати, именно на Ту-154 "Аэрофлота" я летала впервые в жизни в августе 1981 года в Батуми. Про сам самолет, разумеется, ничего не помню, зато меня очень заинтересовали разноцветные квадратные поля на земле внизу. До сих пор не знаю, что это было.
Второй полёт состоялся через 19 лет и тоже на Ту-154, тоже на юг, на сей раз до Анапы (а оттуда автобусом на Гидроавиасалон-2000 в Геленджик). Сидела у прохода и страшно завидовала тем, кто иллюминатора. А попросить поменяться местами стеснялась.
А крайний раз на Ту-154 "Ютэйр" я летала в августе в Курган.

Вот он, Ту-154, на котором я впервые летала в сознательном возрасте 5 сентября 2000 г. Как видите, фотографировать самолеты тогда не умела вообще.
В кадре есть Сергей Скрынников, он катит чемодан.
21.

Летно-технические характеристики:

Ту-154Б
Ту-154М

Двигатели
НК-8-2
Д-30КУ-154

Взлётная тяга, кгс
3×10500
3×11000

Габариты, м:

размах крыла
37,55

длина
47,9

высота
11,4

максимальный диаметр фюзеляжа
3,8

Площадь крыла, м²
201,45
202,0

RA-85638
22.

Масса, т:

пустого
52
54

максимальная взлетная масса
98
100 (104 у отдельных машин с разрешения КБ)

посадочная максимальная
78
80

Масса коммерческой нагрузки, т
18

Запас топлива, т
39,75

Расход топлива, кг/час
6200
5400

Количество пассажиров, чел.
152-180
164-180

Скорость (земная), км/ч:

максимальная
950
935

крейсерская
900

RA-85*** в Шереметьево.
23.

Максимальное эксплуатационное число М
0,88
0,86

Дальность полёта с максимальной
коммерческой нагрузкой, км
2800
3500

Практический потолок, м
12100

Крейсерская высота полёта, м
11100

Длина разбега, м
2300

Длина пробега, м
2000

Экипаж, чел
4

RA-85641. Зимой и летом одним цветом.
24.

RA-85641
25.

RA-85627 видели в 2012 с закрашенной надписью "Аэрофлот" - вместо неё красовался "Континент".
26.

RA-85638
27.

RA-85765
28.

RA-85646
29.

RA-85670. В Шереметьево с эстакады когда-то можно было спокойно фотографировать. сейчас на этом месте терминал Е.
30.

RA-85760
31.

RA-85637 - борт ЦСКА
32.

RA-85643 на закате в Шереметьево
33.

RA-85649
34.

RA-85668 8 июня 2008 года.
35.

RA-85644 в апреле 2008.
36.

RA-85644
37.

RA-85648
38.

Вот такая красота.

туполев, авиация, пост не проплачен, самолет, прекрасное, это просто праздник какой-то!, архив, аэрофлот

Previous post Next post
Up