----- РЕКЛАМА -----
В будущем самолёты будут летать на водороде и выделять в атмосферу чистую воду. На короткие расстояния можно будет слетать на электролёте. Но это потом.
Сейчас же гражданская авиация потребляет керосин даже не автоцистернами, а железнодорожными составами или вовсе поставляется по к трубопроводу, ведущему от нефтеперерабатывающего завода.
Нам же интересно всё, что связано с самолётами. Поэтому мы полезем в бочку посмотрим, как устроен нефтеперерабатывающий завод, а заодно узнаем, как керосин попадает в топливные баки самолётов.
Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), на котором мне довелось побывать, занимает площадь 286 га. Здесь расположено три десятка технологических объектов.
Ну что, всем понятно, что и где тут расположено, для чего какая колонна, какая труба?
Я не нефтехимик, поэтому могу сказать только одно: самолёты выглядят как-то попроще. Если, конечно, не лезть к ним в топливную систему.
В общем, если коротко и просто, то вот в эту огромную трубу нефть поступает по закрытому нефтепроводу со всех концов страны, там раскладывается на фракции, проходит через многоуровневую систему фильтров и ползёт по трубам на следующие локации - керосин, бензин и другие нефтепродукты.
Если долго и сложно, то это «Евро+» - компактный и энергоэффективный комплекс нового поколения, после пуска которого МНПЗ выведет из эксплуатации пять установок предыдущего поколения и дополнительно снизит воздействие предприятия на окружающую среду.
Если попытаться обойти весь МНПЗ пешком, придётся потратить не один час. И присмотритесь к этому человеку, который бодро идёт вдоль установки: он в каске, но без кислородного аппарата и даже без респиратора. А всё потому, что не нужно стереотипов - с воздухом тут всё в порядке.
Конечно, любое предприятие нагружает экологию, но для контроля и снижения этой нагрузки придумали много решений.
Влияние предприятия на атмосферу можно оценить по реакции москвичей на слово Капотня. Раньше кому ни скажешь - сразу видишь перекошенное лицо. А сейчас - ноль реакции.
И действительно, Капотня коптила. Но с 2011 года на МНПЗ запущена программа сокращения негативного влияния на окружающую среду. Первый этап - снижение на 50% к 2015 году. К 2021 году воздействие снизится еще на 50%.
Данные получены с автоматизированных пунктов "Мосэкомониторинга".
Ну и разумеется, МНПЗ, как и все нефтеперерабатывающие заводы в мире, вносит свой вклад в то, чтобы автомобили могли ездить, а самолёты летать - делает топливо.
Производители уже умеют выпускать это топливо с меньшим объёмом выбросов в атмосферу и, кроме того, при сгорании топлива, сделанного в Москве, выделяется меньше вредных окислов. Продукция завода соответствует нормам Евро 5.
Вода тоже стала чище.
Биологические очистные сооружения помогли повысить эффективность очистки сточных вод до 99,9%. Кроме того, значительная часть воды возвращается в технологический цикл, благодаря чему сокращён и сброс стоков, и потребление речной воды.
Цена сооружения "Биосферы" - "всего" 9 млрд рублей. Но здоровье жителей города - бесценно.
Что-то мы немного отвлеклись от процесса создания керосина.
Весь процесс превращения нефти в керосин, бензин и прочий полезный гудрон проходит в закрытых от глаза ёмкостях и распределяется тоже тайно где-то в трубах.
А потом керосин по трубе перегоняется в хранилище в районе посёлка им. Володарского, откуда по другой трубе, кольцевой, авиакеросин распределяется во все московские аэропорты и после поступает на пункт налива непосредственно на перрон аэропорта, откуда на топливозаправщиках его подвозят непосредственно к самолётам.
Дальнейший путь керосина - из трубы в земле до самолёта, предлагаю посмотреть в следующем материале.
Подписываемся на лучший авторский
авиационно-космический инстаграм и второй про
пейзажи и котят.
Также подписываемся на мой
Яндекс-дзен.
Теперь ещё и на
телегу подписывайтесь. Там и жж, и инстаграм и просто непутёвые себяшки заметки, которых нигде не увидите.