Ты туда не лети!

Jul 18, 2019 07:00

Те, кого бесят СМС от МЧС, в которых предупреждают о всяких порывах ветра и прочих осадках, в пилоты не годятся. Лётному составу нужны крепкие нервы, потому что метеослужбы аэропортов готовят и транслируют в эфир прогноз погоды в режиме реального времени.
Правда, в отличие от страшилок МЧС, этим данным можно и нужно верить и стоит корректировать свои действия с учётом фактической и прогнозируемой погоды.
Потому что в авиации лучше семь раз отмерить 100500 раз послушать метеоролога, чем один раз полететь наугад.




Для знакомства с работой авиационных метеорологов мы выбрали неподходящее время. Ливень не то прошёл, не то не собрался, грозы обходят аэропорт стороной. Даже ветер с ног не сбивает...


...поэтому на табло вылетов массовых отмен и задержек рейсов не наблюдается.


Но ничего не поделать. Будем грызть гранит знаний всухомятку, без дождя. Для этого пресс-служба аэропорта "Домодедово" пригласила нас посетить офис службы метеорологических наблюдений.


Глядя на современный самолёт, неискушённый наблюдатель подумает, что не существует таких метеоусловий, которые страшны ему - лайнеру весом в несколько десятков тонн. Действительно, кабина герметичная, внутри не капает, а приборов в кабине столько, что грех с таким арсеналом промахнуться мимо полосы. Но не всё так просто.

Во-первых, важна видимость. Если пилот не может разглядеть огни посадочной полосы, довериться можно только технике. А она, в свою очередь, обеспечивает посадку в полностью автоматическом режиме не на всех типах воздушных судов. Более того, не все пилоты имеют допуск к полётам при ограниченной видимости и не все аэродромы могут принимать борта, когда ни зги не видно.



Поэтому установленными на аэродроме приборами определяется высота нижней кромки облачности и дальность, на которой можно разглядеть полосу. Если видимость составляет 10 километров, а нижняя кромка облачности на высоте 500 метров, проблем с посадкой быть не должно.

Во-вторых, надо оценить скорость и направление ветра, причём учесть, что он меняется по высоте. Как известно, взлёт и посадку производят против ветра, поэтому время от времени направления взлётов меняются. Сильный боковой ветер может быть препятствием - на скользкой полосе сильным порывом самолёт может сдуть. Наконец, очень опасен сдвиг ветра - ситуация, когда на высоте в несколько десятков метров ветер дует в одну сторону, а около земли - в другую. О таком явлении также надо сообщать пилотам.


В-третьих, изменяется коэффициент сцепления с ВПП. Когда зимой полоса скользкая, её нужно закрывать на очистку от снега и льда.

Все измеренные параметры выводятся на мониторы, установленные у диспетчеров, сообщаются пилотам вылетающих лайнеров на брифинге и доводятся до пилотов, ведущих самолёты на посадку.


Часть информации метеорологи в аэропорту получают от коллег. Во "Внуково" стоит допплеровский радиолокатор с обзором в 250 километров. Он "видит" облака и постоянно отслеживает их перемещение. Благодаря радару можно составить картину облачности, в том числе выделяя потенциально опасные районы, где возможна грозовая деятельность.


Одно из наиболее неприятных и опасных для авиации метеоявлений - грозы. Для пилотов существуют строгие правила: в зоны грозовой деятельности не лезть. Облака, в которых могут возникать разряды, предписано облетать.

Разряды можно обнаруживать на достаточно большом расстоянии. В "Домодедово" в распоряжении синоптиков есть грозопеленгатор. В радиусе 56 километров видны разряды как между облаком и землёй, так и внутри облаков. На экране видно, в каком направлении и на каком удалении от аэродрома сейчас в небе неспокойно.


Сегодня наблюдение за погодой - дело техники. Нужно собирать данные от множества пунктов наблюдения и быстро их обсчитывать, чтобы выдать всем получателям.


Но, как и десятки лет назад, главное в этом деле - люди. В "Домодедово" у метеорологии женское лицо.


А мы побежали на перрон.
Наземным службам тоже важно знать, какие метеоусловия прогнозируются. Если над аэродромом гроза - вылеты воздушных судов прекращаются. Когда молнии перестают сверкать, воздушные суда, находившиеся в зоне ожидания, получают приоритет в использовании ВПП и один за одним совершают посадки.


Наземные службы работают в усиленном режиме, чтобы успеть обслужить большое количество лайнеров и не допустить существенных сбоев в расписании полётов.


Служба метеорологов не слишком заметна обывателю, но очень важна.
За точную и оперативную информацию - благодарность от лётного состава!


Вот такая красота!


Подписываемся на лучший авторский авиационно-космический инстаграм и второй про пейзажи и котят.
Также на мой Яндекс-дзен.
И на телегу тоже подписывайтесь, там все мои соцсети собраны в кучу.

аэропорт, домодедово, инструкция по применению

Previous post Next post
Up