Ко Дню авиадиспетчера

Oct 20, 2018 17:00

О профессии авиадиспетчера известно не так много, их работа почти не заметна пассажирам, однако их слово в эфире - закон для экипажа любого воздушного судна. Ведь без их участия не может состояться ни один полет.

20 октября небесные регулировщики, как они себя иногда называют, отмечают свой профессиональный праздник - Международный день авиадиспетчера.





Накануне этого дня корреспондент ТАСС побывал в Центре обслуживания воздушного движения аэропорта Внуково. Кстати, в 2018 году в ходе обеспечения чемпионата мира по футболу здесь был поставлен рекорд по числу операций за один час: 16 июля с 12:00 по 13:00 мск было выполнено 62 взлета и посадки.
Планируется также, что в этом году будет достигнут еще один рекордный показатель - аэропорт перевезет около 21 млн пассажиров.


Работа диспетчера начинается еще до запуска двигателей самолета. Когда экипаж полностью готов и прошла загрузка, он сначала выходит на связь с Delivery (диспетчерский пункт обслуживания вылета), где ему дают условия выхода. Диспетчер вводит в систему информацию о данном экипаже, она появляется строчкой у диспетчера по рулению. Он это видит, борт выходит с ним на связь, и диспетчер разрешает буксировку и запуск.


После этого экипаж сообщает, что готов выруливать. Диспетчер анализирует взлетный курс, занят или свободен маршрут, и выдает ему указание. Экипаж доезжает до предварительного старта (граница взлетной полосы), самолет останавливается и происходит передача следующему - диспетчеру "Старта". Дальше он анализирует воздушную обстановку, если есть безопасный интервал, то разрешает экипажу занять полосу, убедившись, что на полосе никого нет и после выдачи метеоинформации (плюс бывают еще дополнительные условия) разрешает взлет.


Самолет разбегается и взлетает. После чего, набрав определенную высоту (от 200 до 600 метров), экипаж сразу выходит на связь с диспетчером "Круга".


Во время ЧМ по футболу диспетчерам помогла погода. "Я был диспетчером "Старта", работали перед финалом. У меня получилось 52 самолета в час - вот такая плотность была", - рассказывает диспетчер аэропорта Внуково Евгений Астахов, при этом признается, что тогда "помог немножко ветер". У диспетчеров есть варианты работы с использованием двух взлетно-посадочных полос, и они выбираются в зависимости от ветровой обстановки.


Вот как раз в дни футбола был самый нужный ветер, самый правильный. Работали с самым удобным вариантом, минимальные интервалы были, поэтому у нас так хорошо получилось. Если бы ветер подул с востока, скажем так, то у нас бы такая плотность просто физически не получилась. Аэропорт не смог бы "переварить".


Для обычных условий 52 операции - это очень много. Для сравнения: в среднем считается, что если больше 40, то уже начинаются "маленькие проблемы". "Это значит, что при таком большом движении могут возникнуть пробки на рулении, на маршруте и так далее. Ну такие же, как в Москве", - смеется Астахов.


Самое опасное, что может быть на полосе во Внукове, это когда встречаются два борта: один заходит на посадку, а второй начинает взлет. "И бывают ситуации - один борт начинает разбег, а а другой принимает решение уйти на второй круг. Эта ситуация называется "блинчик", - рассказывает Евгений. - Здесь главное - быстро отреагировать и отвернуть в сторону борт, уходящий на второй круг, поскольку его скорость больше".


Каждая рабочая смена начинается с обязательного медконтроля - выходя на дежурство, "небесные постовые" должны быть абсолютно здоровы. Если есть какие-то сомнения, то врач может посоветоваться с терапевтом и отстранить от работы. Соответственно, категорически не допускается запах алкоголя.


У диспетчеров Внукова шестисменный график работы: день, утро, ночь и три выходных.
В смене диспетчеры работают не больше двух часов, потом идет подмена. Есть регламентируемые перерывы для приема пищи или просто на отдых.


На вышке во Внукове все диспетчеры "Старта", "Руления", "Посадки" и "Деливери" сидят вместе, а диспетчеры "Круга" и "Подхода" - в другом здании.
То же самое на прилет. "Круг" подводит его к четвертому развороту, как правило, на удалении 11-12 километров, и передает диспетчеру "Посадки". Он его заводит на посадку, также спрашивает диспетчера "Старта", свободна ли полоса, и разрешает посадку. Борт сел, пробежал по полосе, как только он ее освободил, то передается другим диспетчерам.

У каждого диспетчера свой сектор. В воздушном пространстве проходит очень много трасс, соответственно, в зависимости от их длины и количества пересечений все разделено на различные сектора. У диспетчера бывает сектор и 100 километров, а бывает и 200. К примеру, если самолет летит из Внукова в Калугу, его ведут семь человек.


Небо как соты. Оно все порезано ими. Так вот, люди смотрят - неба много, а на самом деле там очень мало места. Там тоже такие же дороги нарисованы, такие же перекрестки. И вот на них управляют диспетчеры.


У диспетчеров есть нормы и федеральное правило по порядку ведения фразеологии радиообмена. Поэтому все технологические процессы, которые происходят, зарегламентированы и под них разработана фразеология, которую использует не только диспетчер, но и весь экипаж воздушного судна. Все говорят на одном нормированном языке, используя стандартные фразы.

Если диспетчер говорит, что он взлет запрещает, это означает только одно: он запрещает взлет - и все. Это не переспрашивают, это знают точно.
Если этой фразы недостаточно, то можно дальше объяснять, что случилось


Согласно Воздушному кодексу, в воздушном пространстве РФ допускается использование двух языков - русского и английского в международных аэропортах и трассах. Право выбора языка общения возложено на диспетчера, но если экипаж российской авиакомпании заговорит по-английски, то на этом же языке ему и ответит диспетчер. К примеру, в Болгарии весь радиообмен даже со своими болгарскими пилотами происходит только по-английски.


Внуково - необычный аэропорт. Кроме международного терминала там обслуживаются и бизнес-авиация, и вертолеты, и правительственные борта. Проходят торжественные встречи официальных делегаций и глав зарубежных государств. Поэтому здесь специфика работы у диспетчеров особая и даже, можно сказать, секретная.


"У нас часто бывают задержки, так как авиакомпании знают, что у нас работает специальный авиаотряд, планируются какие-то важные рейсы с соответствующими ограничениями на вылет, мы просто вводим эти ограничения и запрещаем всем вылет - и все, вне зависимости от погоды", - говорит Астахов.


Еще одна достаточно закрытая тема - взаимодействие с военными во время репетиций и проведения парада Победы 9 мая. "Нам просто небо закрывают - и все. Мы сидим молчим. Они сами управляют и сами летают. Недели за две становится известно, что аэропорт будет закрыт на какое время. И авиакомпании заранее сдвигают расписание. Если идут репетиции, то ограничения вводятся по разным участкам и какой-то аэропорт может работать. У нас во Внукове закрывали на час практически все".


С недавнего времени во Внукове в ночное время запрещены полеты авиации с двигателями, которые по шумовым показателям не проходят определенные нормы. Тем не менее на службы аэропорта иногда жалуются жители близлежащих московских районов Ясенево и Переделкино. Однако у современных турбореактивных самолетов распространение звука идет вдоль фюзеляжа, поэтому когда они пролетают над районом Ясенево, то шума практически нет. Диспетчеры признаются, что если сейчас, к примеру, запустить советский Ил-86, то можно оглохнуть. Хотя всего несколько лет назад так и было.


Когда у нас самолеты были похуже, скажем так, Ту-134 и Ил-86, которые очень медленно набирали высоту. При взлете с полосы 06, набор высоты проходил над Ясенево. У авиакомпании "Атлант-Союз" на Ил-86 в 6 утра было три подряд рейса на Египет и Турцию, мы это называли "доброе утро, Ясенево!"


"Кто-то купил квартиру в Переделкине, метро выкопали, все хорошо. Но когда покупали - было тихо, а мы летали через Ясенево. А тут неожиданно ветер поменялся, человек приходит домой и видит, что самолеты летают, а их раньше не было, и начинает писать на нас. Людям же не объясняют, что здесь тоже иногда летают самолеты", - смеется диспетчер.



Марина Лысцева, Роман Азанов.
ТАСС благодарит за помощь в организации интервью и проведении фотосъемки сотрудников ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и филиала "Московский центр автоматизированного управления воздушным движением.

Оригинал статьи

авиация, это просто праздник какой-то!

Previous post Next post
Up