В субботу состоялся очередной ежегодный "Полёт ради полёта", организованный массовиком-затейником
aviator_ru, на который собралось более семидесяти любителей авиации.
На этот раз из Внуково во Внуково полсотни пассажиров полетели на "свистке" Ту-134 авиакомпании "Космос", а в промежуточном аэропорту Жуковский еще 20 человек прикоснулись к легендарному Ту-144 - пожалуй, самому красивому из отечественных гражданских самолётов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5994188/5994188_original.jpg)
Ту-134 RA-65726 совершил первый полет в 1981 году и до сих пор трудится в "Космосе".
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5981559/5981559_original.jpg)
2
В ходе экскурсии участники совершили часовой обзорный облет Москвы, после чего помахали нам крылом над самой длинной в Европе взлетно-посадочной полосой в Международном аэропорту Жуковский, она же аэродром ЛИИ им. Громова.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5981903/5981903_original.jpg)
3
Ту-134, один из самых массовых в Советском Союзе пассажирских самолетов, встретить на регулярных линиях сегодня практически невозможно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5982167/5982167_original.jpg)
4
Пошёл на посадку.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5982318/5982318_original.jpg)
5
Имеет ли смысл представлять Ту-144?
В 1960-х годах в мире существовало убеждение, что будущее гражданской авиации за сверхзвуковыми самолетами. Существовало множество проектов подобных лайнеров, однако до стадии практической эксплуатации дошли лишь два - англо-французский "Конкорд" и советский Ту-144.
"Конкорд" эксплуатировался с 1976 по 2003 годы. За 27 лет регулярных и чартерных рейсов было перевезено более 3 миллионов пассажиров.
История эксплуатации отечественного сверхзвукового лайнера получилась куда короче.
Свой первый полет на стадии испытаний Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, опередив конкурента на два месяца. Он также стал первым пассажирским лайнером, преодолевшим звуковой барьер - это произошло в июне 1969 года.
Уверенную поступь самолета нарушила катастрофа на авиасалоне во французском Ле Бурже в 1973 году. Ту-144 упал во время демонстрационного полета. Погибли шесть членов экипажа и восемь человек на земле.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5984721/5984721_original.jpg)
6
И без того медленно продвигавшиеся летные испытания на время остановились. Инженеры продолжали вести работу сразу над двумя модификациями лайнера - Ту-144 и Ту-144Д (дальний), что еще более осложняло задачу.
До стадии эксплуатационных испытаний добрались в декабре 1975 года. На трассе Москва-Алма-Ата происходили тренировки экипажей и служб аэродромного обеспечения. Полеты выполнялись раз в неделю с загрузкой самолета почтой и грузами.
29 октября 1977 года Ту-144 получил сертификат летной годности, получив право на пассажирские перевозки.
А через три дня 1 ноября состоялся первый рейс и советское телевидение сообщило о начале сверхзвуковых пассажирских перевозок на линии Москва-Алма-Ата.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5982551/5982551_original.jpg)
7
Все рейсы на Ту-144 выполнялись только летчиками-испытателями КБ Туполева в качестве КВС, пилоты "Аэрофлота" были только вторыми пилотами.
Коммерческая карьера Ту-144 была недолгой. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, "Аэрофлот" прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полётов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая неделей ранее.
Всего было построено шестнадцать Ту-144, из них осталось семь целых (относительное понятие). Два в Жуковском, один в Монино, один в Самаре, один в Казани, один в Ульяновске и один в немецком Зинсхайме.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5982783/5982783_original.jpg)
8
Тем временем Ту-134 приземлился и уже заруливает на перрон аэропорта Жуковский.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5983004/5983004_original.jpg)
9
И получает приветственную водяную арку.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5989649/5989649_original.jpg)
10
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5989922/5989922_original.jpg)
11
Поставили на дальнюю стоянку.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5983388/5983388_original.jpg)
12
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5983723/5983723_original.jpg)
13
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5983840/5983840_original.jpg)
14
Оранжевые жилеты на тех, кто прилетел, а желто-зелёные выдали тем, кто приехал посмотреть на самолёты в Жуковский.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5990347/5990347_original.jpg)
15
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6004852/6004852_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5992887/5992887_original.jpg)
Экскурсия с авиационным гидом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5991281/5991281_original.jpg)
18
Лохматушки из металлической проволоки нужны самолёту для избавления от статического электричества в полёте.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5992022/5992022_original.jpg)
19
Проще говоря - стекатели.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5992209/5992209_original.jpg)
20
Сдвоенное шасси.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5990493/5990493_original.jpg)
21
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5990783/5990783_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5991663/5991663_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6002916/6002916_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5991897/5991897_original.jpg)
25
Не знаю.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6004265/6004265_original.jpg)
26
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5992591/5992591_original.jpg)
27
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5984136/5984136_original.jpg)
28
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6004191/6004191_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6002304/6002304_original.jpg)
Очередь на посещение.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6002564/6002564_original.jpg)
31
В инстаграме по хештегу #полетрадиполета можно ещё фоточки увидеть.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5988159/5988159_original.jpg)
32
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6003438/6003438_original.jpg)
33
Тот самый иллюминатор.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5988397/5988397_original.jpg)
34
Первый салон.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5989051/5989051_original.jpg)
35
Второй салон.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5988847/5988847_original.jpg)
36
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6003128/6003128_original.jpg)
37
Успели ли попасть в кабину все желающие?
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5989127/5989127_original.jpg)
38
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5984335/5984335_original.jpg)
39
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5989548/5989548_original.jpg)
40
А теперь едем встречать суперсоник.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5992970/5992970_original.jpg)
41
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5984941/5984941_original.jpg)
42
На мгновение создалось впечатление, что Ту-144 сейчас прикатят, в него зайдут пилоты и он отправится в полёт.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5985202/5985202_original.jpg)
43
Есть в нём что-то от муравья?
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5985338/5985338_original.jpg)
44
Уникальной особенностью Ту-144 являются выдвижные крылышки в носовой части самолета - ПГО (переднее горизонтальное оперение). Они помогали существенно увеличить маневренность и снизить скорость при посадке.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5985573/5985573_original.jpg)
45
Иллюминаторы из оргстекла со временем потеряли прозрачность и стали коричневыми. Только остекление лобовых стекол у пилотов осталось...
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5986007/5986007_original.jpg)
46
Недавно авиалюбители спорили, что использование инговых окончаний это издевательство над русским языком - вставляют него, куда ни попадя.
Например, #лысцинг. Но это не я придумала) Лужу увидел - лови отражения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5993357/5993357_original.jpg)
47
Арка для Ту-144 - уникальное событие. И оно по большей части касается тех людей, кто помог сохранить самолёт и работает над его восстановлением.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5993548/5993548_original.jpg)
48
Кстати, напомню, что в Монино уже который год с
77106 работают волонтёры и ждут всех желающих
помочь в любую субботу. А кто забыл, напомню, что именно монинский борт снимался в начале фильма "Мимино".
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5993905/5993905_original.jpg)
49
Привязка к аэропорту.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5986147/5986147_original.jpg)
50
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5994386/5994386_original.jpg)
Последний раз Ту-134 и Ту-144 одновременно стояли рядом друг с другом перед терминалом пассажирского аэропорта ровно 40 лет назад - летом 1978 года.
Именно тогда была прекращена коммерческая эксплуатация Ту-144.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5994566/5994566_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5986356/5986356_original.jpg)
А кто это там из кабины машет?
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5986778/5986778_original.jpg)
Да это же
boeing! А как он туда попал? Ведь трапа не подали!
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5986983/5986983_original.jpg)
И ещё один
airview как бы извиняется, что мы не можем подняться на борт. Лёхи просидели в Ту-144 как балласт с самого утра.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5987104/5987104_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5994856/5994856_original.jpg)
И ещё ракурсов разных.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5987876/5987876_original.jpg)
Белый самолёт с синей полосой + голубое небо. И девушка Любовь в тех же цветах... Совпадение?
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5995426/5995426_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5995683/5995683_original.jpg)
60
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5995983/5995983_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5996248/5996248_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5999079/5999079_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5996297/5996297_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5996566/5996566_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5997051/5997051_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5997057/5997057_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6001892/6001892_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5997743/5997743_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5998063/5998063_original.jpg)
70
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5998137/5998137_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5998465/5998465_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5998758/5998758_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5999106/5999106_original.jpg)
"Хранитель" Ту-144 Амелюшкин Алексей Николаевич.
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5999410/5999410_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6000395/6000395_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6000212/6000212_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6000895/6000895_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6002170/6002170_original.jpg)
79
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6003495/6003495_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6003724/6003724_original.jpg)
Мероприятие уже подходило к концу, когда появились бортпроводники "Уральских авиалинии". Их удивлению и восторгу не было предела. Как в кино!
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5987590/5987590_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/6001172/6001172_original.jpg)
Всем спасибо, все свободны (по клику более приличная фотка).
![](https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/5987447/5987447_original.jpg)
Вот такая красота.
Спешно подписываемся на лучший авторский
авиационно-космический инстаграм и второй про
поездки, пейзажи и котят.
В инстаграме часто можно увидеть прекрасные картинки, которых нет в живом журнале.
А также подписываемся на мой
Яндекс-дзен. Там всё то же самое, только без комментариев.
Теперь ещё и на
телегу подписывайтесь. Там и жж, и инстаграм и просто непутёвые заметки.