В субботу состоялся очередной ежегодный "Полёт ради полёта", организованный массовиком-затейником
aviator_ru, на который собралось более семидесяти любителей авиации.
На этот раз из Внуково во Внуково полсотни пассажиров полетели на "свистке" Ту-134 авиакомпании "Космос", а в промежуточном аэропорту Жуковский еще 20 человек прикоснулись к легендарному Ту-144 - пожалуй, самому красивому из отечественных гражданских самолётов.
Ту-134 RA-65726 совершил первый полет в 1981 году и до сих пор трудится в "Космосе".
2
В ходе экскурсии участники совершили часовой обзорный облет Москвы, после чего помахали нам крылом над самой длинной в Европе взлетно-посадочной полосой в Международном аэропорту Жуковский, она же аэродром ЛИИ им. Громова.
3
Ту-134, один из самых массовых в Советском Союзе пассажирских самолетов, встретить на регулярных линиях сегодня практически невозможно.
4
Пошёл на посадку.
5
Имеет ли смысл представлять Ту-144?
В 1960-х годах в мире существовало убеждение, что будущее гражданской авиации за сверхзвуковыми самолетами. Существовало множество проектов подобных лайнеров, однако до стадии практической эксплуатации дошли лишь два - англо-французский "Конкорд" и советский Ту-144.
"Конкорд" эксплуатировался с 1976 по 2003 годы. За 27 лет регулярных и чартерных рейсов было перевезено более 3 миллионов пассажиров.
История эксплуатации отечественного сверхзвукового лайнера получилась куда короче.
Свой первый полет на стадии испытаний Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, опередив конкурента на два месяца. Он также стал первым пассажирским лайнером, преодолевшим звуковой барьер - это произошло в июне 1969 года.
Уверенную поступь самолета нарушила катастрофа на авиасалоне во французском Ле Бурже в 1973 году. Ту-144 упал во время демонстрационного полета. Погибли шесть членов экипажа и восемь человек на земле.
6
И без того медленно продвигавшиеся летные испытания на время остановились. Инженеры продолжали вести работу сразу над двумя модификациями лайнера - Ту-144 и Ту-144Д (дальний), что еще более осложняло задачу.
До стадии эксплуатационных испытаний добрались в декабре 1975 года. На трассе Москва-Алма-Ата происходили тренировки экипажей и служб аэродромного обеспечения. Полеты выполнялись раз в неделю с загрузкой самолета почтой и грузами.
29 октября 1977 года Ту-144 получил сертификат летной годности, получив право на пассажирские перевозки.
А через три дня 1 ноября состоялся первый рейс и советское телевидение сообщило о начале сверхзвуковых пассажирских перевозок на линии Москва-Алма-Ата.
7
Все рейсы на Ту-144 выполнялись только летчиками-испытателями КБ Туполева в качестве КВС, пилоты "Аэрофлота" были только вторыми пилотами.
Коммерческая карьера Ту-144 была недолгой. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, "Аэрофлот" прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полётов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая неделей ранее.
Всего было построено шестнадцать Ту-144, из них осталось семь целых (относительное понятие). Два в Жуковском, один в Монино, один в Самаре, один в Казани, один в Ульяновске и один в немецком Зинсхайме.
8
Тем временем Ту-134 приземлился и уже заруливает на перрон аэропорта Жуковский.
9
И получает приветственную водяную арку.
10
11
Поставили на дальнюю стоянку.
12
13
14
Оранжевые жилеты на тех, кто прилетел, а желто-зелёные выдали тем, кто приехал посмотреть на самолёты в Жуковский.
15
Экскурсия с авиационным гидом.
18
Лохматушки из металлической проволоки нужны самолёту для избавления от статического электричества в полёте.
19
Проще говоря - стекатели.
20
Сдвоенное шасси.
21
25
Не знаю.
26
27
28
Очередь на посещение.
31
В инстаграме по хештегу #полетрадиполета можно ещё фоточки увидеть.
32
33
Тот самый иллюминатор.
34
Первый салон.
35
Второй салон.
36
37
Успели ли попасть в кабину все желающие?
38
39
40
А теперь едем встречать суперсоник.
41
42
На мгновение создалось впечатление, что Ту-144 сейчас прикатят, в него зайдут пилоты и он отправится в полёт.
43
Есть в нём что-то от муравья?
44
Уникальной особенностью Ту-144 являются выдвижные крылышки в носовой части самолета - ПГО (переднее горизонтальное оперение). Они помогали существенно увеличить маневренность и снизить скорость при посадке.
45
Иллюминаторы из оргстекла со временем потеряли прозрачность и стали коричневыми. Только остекление лобовых стекол у пилотов осталось...
46
Недавно авиалюбители спорили, что использование инговых окончаний это издевательство над русским языком - вставляют него, куда ни попадя.
Например, #лысцинг. Но это не я придумала) Лужу увидел - лови отражения.
47
Арка для Ту-144 - уникальное событие. И оно по большей части касается тех людей, кто помог сохранить самолёт и работает над его восстановлением.
48
Кстати, напомню, что в Монино уже который год с
77106 работают волонтёры и ждут всех желающих
помочь в любую субботу. А кто забыл, напомню, что именно монинский борт снимался в начале фильма "Мимино".
49
Привязка к аэропорту.
50
Последний раз Ту-134 и Ту-144 одновременно стояли рядом друг с другом перед терминалом пассажирского аэропорта ровно 40 лет назад - летом 1978 года.
Именно тогда была прекращена коммерческая эксплуатация Ту-144.
А кто это там из кабины машет?
Да это же
boeing! А как он туда попал? Ведь трапа не подали!
И ещё один
airview как бы извиняется, что мы не можем подняться на борт. Лёхи просидели в Ту-144 как балласт с самого утра.
И ещё ракурсов разных.
Белый самолёт с синей полосой + голубое небо. И девушка Любовь в тех же цветах... Совпадение?
60
70
"Хранитель" Ту-144 Амелюшкин Алексей Николаевич.
79
Мероприятие уже подходило к концу, когда появились бортпроводники "Уральских авиалинии". Их удивлению и восторгу не было предела. Как в кино!
Всем спасибо, все свободны (по клику более приличная фотка).
Вот такая красота.
Спешно подписываемся на лучший авторский
авиационно-космический инстаграм и второй про
поездки, пейзажи и котят.
В инстаграме часто можно увидеть прекрасные картинки, которых нет в живом журнале.
А также подписываемся на мой
Яндекс-дзен. Там всё то же самое, только без комментариев.
Теперь ещё и на
телегу подписывайтесь. Там и жж, и инстаграм и просто непутёвые заметки.