Жуткая трагедия на Байконуре. Гриф "Секретно"

May 19, 2015 01:24

Над стартовым комплексом неожиданно вспыхнул гигантский султан пламени, земля задрожала от страшного гула. Огнем и ударными волнами скручивало, словно фольгу, листы обшивки, гнуло, как проволоку, каркасы металлических конструкций. Те, кто оказался поблизости от эпицентра аварии, заживо сгорели в пламени этой преисподней, внезапно разверзшейся в самом центре Байконура.



Страшная трагедия унесла много человеческих жизней.

[Подробности]

Текст телефонограммы в Москву с места происшествия. Главный конструктор ОКБ сообщил: "В 18.45 по местному времени, за 30 минут до пуска изделия 8к-64, на заключительной операции к пуску произошел пожар, вызвавший разрушение баков с компонентом топлива.

В результате случившегося имеются жертвы в количестве до ста или более человек, в том числе со смертельным исходом несколько десятков человек. Прошу срочной мед. помощи пострадавшим от ожогов огнем и азотной кислотой".

Сорок пять лет назад 26 октября 1960 года советские центральные газеты опубликовали краткую информацию в траурной рамке о гибели в авиационной катастрофе главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения главного маршала артиллерии М.И. Неделина.

Детали трагедии 40-летней давности были скрыты в Особой папке ЦК КПСС, которая недавно рассекречена и хранится в Архиве президента Российской Федерации.

24 октября 1960 года должен был закончиться многомесячный изнурительный марафон по доводке «рэшки» (так ласково называли ракету «Р-16»). Никаких сомнений в успешном старте не было.

Имевшиеся в 50-е годы на вооружении у СССР ракеты «Р-5», «Р-7», «Р-7А» уже не отвечали «военным требованиям» того времени в этой области.

Рассредоточенные в Турции, Италии и Великобритании американские ракеты и стратегические бомбардировщики держали под прицелом всю европейскую часть СССР, где был сосредоточен основной научный и военно-промышленный потенциал страны. Для эффективного противодействия требовалась межконтинентальная баллистическая ракета, которая, базируясь на территории СССР, могла бы в случае необходимости нанести невосполнимый урон стратегическим объектам на территории США.

Пока ракета Р-16 не поступит на вооружение РВСН, можно ждать любого шантажа со стороны США. Поэтому все торопились. Это было роковой ошибкой.

25 октября президиум ЦК КПСС собрался на совещание и принял секретное постановление «О сообщении в печати о гибели М.И. Неделина». Порешили об истинной причине смерти не сообщать, а сослаться на авиакатастрофу. Гибель других участников испытаний вообще скрыли от общественности.

На том же заседании президиума ЦК КПСС была назначена правительственная комиссия для расследования причин катастрофы. В акте комиссии констатировалось, что во время подготовки « Р-1 б» к пуску на стартовой площадке возник мощный пожар, приведший к гибели 74 человек. Причина пожара заключается в нарушении порядка подготовки изделия к пуску, в результате чего произошел преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени, который своим факелом прожег днище бака окислителя первой ступени, а затем разрушился бак горючего второй ступени, что и привело к мощному возгоранию и полному разрушению ракеты на старте.

56 погибших военнослужащих похоронены на территории Байконура в братской могиле, и недавно, говорят, их фамилии высекли на надгробной стеле. А вот погибших конструкторов и представителей промышленности по решению президиума ЦК КПСС похоронили по месту жительства, конечно, без оглашения причины смерти.

В Особой папке хранится отдельный список сгоревших в пламени «Р-16» «гражданских лиц». Почему-то на нем до сих пор - гриф «Секретно».

Список представителей промышленности, погибших 24 октября 1960 г. при исполнении служебных обязанностей

1. Аля-Брудзинский Евгений Ильич - старший инженер отдела, п/я 203, г. Днепропетровск.
2. Орлинский Виктор Вадимович - заместитель начальника отдела, п/я 203, г. Днепропетровск.
3. Ерченко Леонид Павлович - инженер, п/я 203, г. Днепропетровск.
4. Карайченцев Владимир Георгиевич - инженер, п/я 203, г. Днепропетровск.
5. Берлин Лев Абрамович - заместитель главного конструктора, п/я 203, г. Днепропетровск.
6. Концевой Василий Антонович - заместитель главного конструктора, п/я 203, г. Днепропетровск.
7. Жигачев Михаил Иванович - инженер, п/я 67, г. Харьков.
8. Коноплев Борис Михайлович - главный конструктор, п/я 67, г. Харьков.
9. Рубанов Иосиф Абрамович - начальник отдела, п/я 67, г. Харьков.
10. Вейберман Петр Яковлевич - «Арсенал», г. Киев.
11. Павленко Евгений Иванович - «Арсенал», г. Киев.
12. Бахрушин Василий Степанович - инженер-конструктор, п/я 2460, Москва.
13. Сергеев Борис Николаевич - инженер, п/я 6, Москва.
14. Фирсов Георгий Фролович - заместитель главного конструктора, п/я 6, г. Москва.
15. Леоненко Гавриил Александрович - инженер, п/я 6, Москва.
16. Кошкин Василий Агеевич - ведущий инженер, п/я 14, Москва.
17. Бабушкин Анатолий Степанович - заместитель начальника цеха, п/я 10, г. Загорск Московской области.

ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!

Рекомендую несколько своих интересных постов

Проблемы в интимной жизни и как их решать (много фото)

Совсем не Бермудский треугольник

Обсуждение одежды. Белое не носить, обтягивающее не одевать.

Ещё интересные записи в моём журнале:

Таинственная гибель создателя легендарного самолёта Победы

Почему топ блогер NEMIHAIL меня боится

Без обид. Наболело (в преддверии Праздника Победы)

Кому на Руси жить хорошо

Я бы запретил справлять нужду в лесах

Танцы девчонок у мемориала. Полная версия видео в хорошем качестве.

На космическом корабле произошла авария, погиб космонавт

Танкер был атакован морским чудовищем

Васко да Гама великий мореплаватель или жестокий пират

Большая пиратская война

Кому достанутся сокровища "Флёр де ла Маар"?

Истории подводных кладоисканий

Кракен - гроза морей

истории пиратов

тайны глубоководных погружений

Тайна гибели Лузитании

Самые интересные записи о Титанике:

Тайна гибели Титаника. Редкие фото и новые факты.

Титаник. Уникальные документальные кадры кинохроники

Здесь вы можете посмотреть мои фотографии https://fotki.yandex.ru/users/fotograf-dim/albums/
Здесь добавьте меня в друзья
И конечно, я буду вам благодарен за комментарии.

катастрофа, трагедия, байконур

Previous post Next post
Up