Три семёрки для Лузитании. Или разгадка тайны на глубине 100 метров.
Apr 18, 2015 06:03
1 мая 1915 года Лузитания вышла из американского порта с 1257 пассажирами и 702 моряками. А через несколько дней у юго-западного побережья Ирландии появилась немецкая субмарина, потопившая там два парохода. Вечером 6 мая капитан Лузитании У.Тернер узнаёт из радиограммы, что «в южных водах Ирландии активизировали свои действия подводные лодки».
Никаких рекомендаций при этом Тернер не получил, хотя дирекции компании и Адмиралтейству было известно, что лайнер направляется в этот район. Более того, утро 7 мая выдалось туманным, и корабли эскорта потеряли Лузитанию, однако не известили об этом ее капитана по радио.
Выйдя из тумана, капитан Тернер решил в одиночку идти 18-узловым ходом, прижимаясь к берегу. Встреча с немцами на мелководье представлялась маловероятной. Из протоколов допроса выживших членов команды: в 14 часов 10 минут с лайнера заметили пенный след торпеды, которая через несколько секунд попала в правый борт, напротив первой дымовой трубы. Через некоторое время лайнер содрогнулся от второго, более мощного взрыва в носовой части, остановился, накренился и через 18 минут пошел на дно. Все произошло так быстро, что шлюпки спустить не успели.
Погибло 1198 человек, в том числе немало американцев, что вызвало резкую реакцию Вашингтона, обвинившего Германию в намеренном нарушении правил ведения войны на море - атаке без предупреждения на пассажирское безоружное судно.
Лузитания по истине была росскошным судном:
Прошло более полувека, и появилась третья версия. Согласно ей старшие чины Адмиралтейства и лично морской министр У.Черчилль намеренно подставили «Лузитанию» под торпеды U-20, чтобы втянуть США в войну на своей стороне. В доказательство приводились весьма серьезные аргументы.
Во первых, Адмиралтейство ничего не предприняло для спасения лайнера, когда стало ясно, что он проходит район, где действуют немецкие подводные лодки. Почему Лузитании не обеспечили охрану, после того как эскорт потерял ее в тумане? Во вторых, в дневнике представителя президента США в Лондоне полковника Э.Хауза нашли многозначительную запись. Вот она: «Король (имеется ввиду король Георг V) перебирал какие-то бумаги на письменном столе и вдруг спросил меня: - Полковник, что, по вашему мнению, предпримет Америка, если немцы потопят «Лузитанию»?»
И самое главное - слишком уж мощным и разрушительным для обычной торпеды был второй взрыв, будто лайнер был заминирован. Закрадывается мысль - уж не подстраховалась ли «команда Уинстона Черчиля» на тот случай, если подводная лодка U-20 не встретится с лайнером?
Для того, чтобы выяснить правду, её нужно увидеть. Но глубина (около 100 метров), на которой затонуло судно не позволяла легко это сделать.
Наконец в апреле 1981 года, британская компания «Оушен», специализирующаяся на технике для подводных исследований, решила испытать и проверить возможности «Скорпио» - глубоководного автономного аппарата. Скорпио был оснащён по последнему слову техники того времени. Фото-и телекамеры плюс мощные прожекторы, установленные на глубоководном аппарате позволили внимательно осмотреть судно, покоящееся на глубине 100 метров.
На полученных снимках носовой части «Лузитании» отчетливо виднелась огромная пробоина у левого борта, образовавшаяся, по мнению экспертов, после сильного внутреннего взрыва.
Но новые известия переполошили общественность не на шутку, когда в августе следующего года Скорпио передал изображение бортов Лузитании со... свежими следами работы трехзубного ковша, которым кто-то старательно очищал трюм от содержимого.