небольшой фотоурок

Feb 10, 2010 18:23

Последний день отдыха так сладок, что хочется растянуть его чем-то приятным и полезным одновременно. Думая о том, как свести это воедино, я решил написать небольшой фотоурок без определённой темы, но с парой интересных приёмов, которые использую. Надеюсь, кому-то из вас эти хитрости придутся полезными. Для иллюстрации я взял снимок, сделанный в начале этого года, результат обработки которого мне самому так понравился, что захотелось поделиться ей с другими.
В списке действий использование потенциала RAW формата, псевдо-HDR изображения, поканальные маски, а также плагины Portraiture и LensFlare. Приступим? ;)



01.





02.
Сперва пару слов о том, что и зачем мы делаем. Исходный материал - классический неправильно снятый снимок, против солнца, практически попадающего в кадр. Спасти его могла бы вспышка, выездной комплект осветительных приборов или хотя бы пара отражателей. Однако за неимением всех этих предметов, я покажу, что и такой снимок, сделанный в RAW, может быть спасён путём несложных манипуляций. Более того, именно так и никак иначе, я снял его специально, подогнав небо к самой границе пересвета, за которой оно бы превратилось в белое пятно. Особенностью RAW формата, отличающей его от формата JPEG, является гораздо большее количество информации, которое камера сохраняет в создаваемых файлах. Именно этим мы и воспользуемся, чтобы привести яркость сцены в соответствии со снятым сюжетом.



03.
Задав в RAW-конверторе поправку экспозиции +1.5 EV мы видим, что лица и одежда ребят на снимке достаточно проработаны, грубых провалов в тенях нет. Значит, каким-то образом, совместив разные области с разной экспозицией, мы можем получить качественный кадр без пересветов (небо) и недосветов (люди). Способов этому есть несчисленное множество. Начиная с версий 5.* конвертор Camera RAW предлагает пользователям кисти и градиенты, с помощью которым параметры отдельных областей кадра можно корректировать непосредственно перед конвертацией. Однако в нашем случае результат их работы будет слишком груб при больших время затратах. Можно воспользоваться масками Photoshop на основе канала яркости, простейший вариант применения которых прекрасно проиллюстрирован у Елены Петровой. Можно. Я же предлагаю вам возложить эти действия на плечи программы, притом самой что ни на есть распространённой - Photomatix. Для этого нам понадобятся 3 слепка RAW-файла (-1.5 EV, 0 EV, +1.5 EV).



04.
Дополнительно высветлим наиболее тёмные места кадра для того, чтобы на этапе конвертации вытащить максимум деталей.



05.
Создадим вариант снимка в поправкой экспозиции -1.5 EV для сохранения фактуры облаков и силуэта дерева в ЛВУ.



06.
Представляю, как недоверчиво пожали плечами старожили сообщества ru_hdr, прочитав мой план по использования Photomatix'a. Спокойно, уважаемые, в данной программе есть один единственный достойный инструмент, обеспечивающий качественный результат - это блендинг по экспозиции. Им мы и воспользуемся. В отличии от тонмаппинга, дающего в 99% случаев в неумелых руках плохой результат, в блендинге по экспозиции с помощью масок берутся тёмные детали с яркого снимка, а светлые детали с тёмного, и объединияются в одном изображении за счёт наложения слоёв. Это позволяет избежать ужасных ореолов и кислотных цветов, ставших синонимами аббревиатуры "HDR" в рунете.



07.
Выбираем 3 наших JPEG файла, получившиеся из 1 RAW и отправляем их на обработку. (Важное дополнение. Если вы гонитесь за максимальным качеством результата, то строго рекомендуется постоянное использование форматов с поддержкой 16-битного цвета. Например, tif вместо jpeg.)



08.
Крайне советую пользоваться режимом смешивания Adjust - именно он даёт наиболее правдивый результат, приближенный к тому, что мы можем видеть в жизни. Давать же советы по передвижению ползунков бессмысленно - в каждом случае их положение индивидуально.



09.
Сохраняем после обработки наш уже довольно правдивый и натуралистичный результат, однако, всё ещё нуждающийся в обработке. Открываем его в Photoshop для дальнейших телодвижений.



10.
Теперь я хочу показать вам ещё один довольно изящный инструмент - кисточку, используемую в режиме Color, то есть наложения цвета. Работа её при таком методе сводится к закраске обрабатываемых областей выбранным цветом. В нашем примере это может быть полезно, чтобы убрать следы сильного мороза с лиц ребят. Затрём их замёрзшие носы и щёки телесным цветом, попутно сделав Healing Brush лёгкую ретушь.



11.
Помимо этого для мягкости тона лиц воспользуемся крайне удобным плагином Portraiture, дабы ещё больше выгладить кожу и убрать мелкие недостатки. Настроек у плагина немного и конкретные параметры для этого случая не столь важны. Главное - знать меру.



12.
Теперь на фото (смотрим скриншот №9) остался только один существенный для меня недостаток - это пробитое в ЛВУ небо. Самый простой способ сделать его более приятным глазу - это опять же закрасить кисточкой в режиме Color естественным синим цветом. Но при этом возникает проблема: как сделать это так, чтобы попутно не закрасить чего лишнего, например волосы или края одежды? Поможет нам в этом маска на основе каналов - очень сильное средство, которое может использоваться для любых задач, требующих сложного и точного выделения. За науку о том, что это за маска и как её создавать, стоит сказать спасибо сообществу fotoforge и лично Павлу Косенко, описавшему метод ещё во времена появления сообщества на свет.



13.
Создадим копию слоя с текущим результатом и применим к ней маску, нажав на прямоугольник с белым кругом внизу вкладки слоёв.



14.
Перейдём с вкладки слоёв на вкладку каналов и выберем тот канал, в котором контраст людей и неба максимален. В моём случае это синий канал, который наряду с маской мы и оставим активным, погасив остальные.



15.
Выделим всё (Ctrl+A), скопируем синий канал (Ctrl+C), перейдём с него на маску и вставим туда содержимое канала (Ctrl+V). C помощью кривой (Ctrl+M) доведём маску до такого вида, в котором белые области на небе соответствуют белому, а всё кроме них абсолютно чёрное.



16.
В результате, вернувшись к слоям, мы обнаружим необходимую нам маску, применённую к обрабатываемому слою.



17.
Теперь за несколько проходов кисточкой по небу мы вернём ему естественный синий цвет, не потревожив обработкой всё, что к небу не относится.



18.
Оставшиеся действия, которые я выполнил, чистой воды вкусовщина. Захотелось чуть уравновесить композицию кадра, добавив в ПНУ блик солнца. Для этого я использовал плагин из коллекции KPT под названием LensFlare. А, раз уж появился блик, то захотелось и дорисовать солнце, эффектно убавившее контраст в ЛВУ. Последующие действия банальны: ресайз, шарпинг, рамка, подпись.

Друзья, я прекрасно понимаю, что можно было изначально снять всё правильно и гармонично и не сидеть с обработкой. Но у меня чисто технически нет такой возможности, поэтому давайте рассматривать этот пример не в качестве руководства "как снимать", а в качестве подсказки "как можно обрабатывать, если вдруг".
Всем спасибо за внимание.

P.S. Да, пожалуй, то же самое, что я делал первую половину поста, можно получить с помощью банального Fill Light и кривых. Я перемудрил и признаю это. Простите, что отнял ваше время.
Previous post Next post
Up