Тем осенним хибинским утром, выглянув из палатки, я обнаружил довольно безрадостную картину - погода испортилась: морось, ветер, небо почти затянуто облаками. Особенно критичен был сильный ветер, которых сводил на нет задуманный заранее кадр с озерным зеркалом и живописным островком, обнаруженным мною в предыдущий день. Но все же решил сходить на фотосессию, потому что, во-первых, погода в горах быстро меняется, а во-вторых есть технические приемы, позволяющие сделать достойные кадры даже в таких условиях. Во-первых не случилось - не распогодилось, а вот про во-вторых расскажу поподробнее.
Прежде всего я снял кадр с максимальной выдержкой, чтобы размыть воду для достижения контраста между островком с фактурными кустиками голубики и озерной гладью. Для этого поверх поляризующего фильтра пришлось накрутить еще и затемняющий ND8, выставить минимальную ISO и закрыть диафрагму.
Nikon D7000 + TOKINA AT-X 116 PRO DX + C-PL + ND8 (ISO 100, 11 mm, f/20, 15 сек)
На таком широком угле съемки второй фильтр дает виньетирование по краям, даже не смотря на применение специальных фильтров в узкой оправе. Поэтому я сделал еще один кадр на длинной выдержке, но без ND8 для исключения виньетирования. Однако внешний вид растительности на этих снимках оставляет желать лучшего.
Nikon D7000 + TOKINA AT-X 116 PRO DX + C-PL (ISO 100, 11 mm, f/13, 1 сек)
Теперь самый трудоемкий этап - съемка переднего плана. Я максимально (но не в ущерб качеству и дальнейшему сведению кадров) уменьшил выдержку, убрав фильтры и выставив соответствующие параметры съемки. И достаточно долго ловил мимолетное затишье ветра. В итоге получился кадр с достаточно резкими кустиками на ПП и деревьями на среднем плане, но зато с рябью на воде.
Nikon D7000 + TOKINA AT-X 116 PRO DX (ISO 200, 11 mm, f/13, 0,5 сек)
Дальше стандартный прием - два кадра с экспозицией по небу с разницей в один стоп (1 EV) для расширения динамического диапазона яркостей.
Nikon D7000 + TOKINA AT-X 116 PRO DX + C-PL (ISO 100, 11 mm, f/11, 1/8 сек)
Nikon D7000 + TOKINA AT-X 116 PRO DX + C-PL (ISO 100, 11 mm, f/11, 1/15 сек)
В реальности снимки были сделаны не совсем в этом порядке, но для наглядности привожу их аналогично расположению слоев в ФШ.
Далее необходимо совместить снимки в графическом редакторе.
Фоном ставится снимок с максимально размытой водой.
Следующим идет тот же кадр, но с уменьшенной на 1 EV экспозицией, на него мы накладываем маску «скрыть все», на которой ластиком стираем зону озера на среднем плане (стертый задний план здесь не играет роли, его перекроют верхние слои). Дело в том, что вода при таком освещении сильно бликует с увеличением расстояния от камеры (с уменьшением угла отражения), а мне хотелось сохранить прозрачность на всей поверхности озера.
Третьим слоем идет все тот же кадр с 15 секундной выдержкой, но уже +1 EV, отсюда я, с помощью маски беру только тени от островка на воде, сильно проваленные на фоновом слое.
Затем вставляю слой из второго снимка, который тоже с длинной выдержкой, но без виньетирования от фильтра. Отсюда я возьму соответственно только зоны виньетирования, по углам разница в выдержке практически не заметна.
Пятым слоем идет кадр с минимальной выдержкой с резким голубичным кустарником на островке. Также маской и ластиком выделяю только нужный мне фрагмент - островок на ПП, ключевой объект фотографии.
Шестым слоем идет кадр с экспозицией по небу, из него беру лес и горы на ЗП.
Верхний слой - последний кадр с экспозицией по небу -1EV от предыдущего, тут с помощью маски выделяю собственно небосклон.
Всего получается 7 слоев снизу-вверх от фонового.
После этого сведение слоев, финальная обработка (цветокоррекция, контраст), размер+контурная резкость. И вот результат.
Россия, Мурманская обл., Хибины, оз. Полигональные, сентябрь 2014г.
Итоговое фото конечно несколько отличается от картинки, которую я видел в то утро глазами, но на мой взгляд атмосферу момента передает и от неестественности глаз не режет.