Сегодня расскажу вам о Соловецкой верфи, которая находится в Соловецком морском музее. Я каждое лето на Соловках, уже как местный, всё знаю, везде побывал не по одному разу. Если кто-то хочет поехать на острова, то можете задавать мне любые вопросы, могу многое посоветовать.
Морской музей называется живым, потому что основной его экспонат - яхта "Святой Петр", которую строят прямо на глазах посетителей в историческом монастырском амбаре для гребных судов 1841 года. Амбар отреставрирован и превращен в настоящую верфь. Историческая яхта "Святой Петр", на которой Петр I впервые прошел по Белому морю в 1693 году, стала прообразом этого корабля. В задачу мастеров не входит создание точной копии: амбар недостаточно велик, и новое судно будет на треть меньше петровского.
Выглядит яхта как парусное судно конца XVII столетия, но внешность обманчива. Внутри "Святой Петр" XXI века нашпигован электроникой, оснащен современными навигационными приборами и даже биотуалетом. Корабль планируют спустить на воду в этом году. "Святой Петр" станет плавучей научной базой для изучения северных морей.
Постройка корабля велась с 2003 года, под руководством Дмитрия Головачева профессионала в области деревянного судостроения из Санкт-Петербурга. Но летом 2004 года работы прекратились из-за неожиданной болезни и смерти мастера. Возобновились они лишь летом 2006 года, когда за дело взялась молодая бригада под руководством Александра Лапенко. Александру 36, он из Великого Новгорода. С апреля по октябрь он живёт вместе с семьей на Соловках и руководит строительством корабля. Остальное время живет в Архангельске.
У каждого, кто принимает участие в строительстве корабля свой путь на Соловки. Александр Шиляев - студент художественного факультета Санкт-Петербургского университета имени Герцена. Приехал на практику, месяц писал этюды, наброски.
У каждого из корабелов свой путь на Соловки.
Николай Николаевич - бывший военный летчик, 25 лет прослуживший в стратегической авиации. Сейчас на пенсии. Четыре месяца он работает на верфи. Поначалу не получалось. Никто из них корабли раньше не строил, некоторые даже инструмента такого в руках не держали.
Бывший военный летчик и бродячий саксофонист, программист и художник... Эти люди приехали сюда из разных концов страны. Под звон колоколов и шум Белого моря на Сельдяном мысу Соловецкого острова они строят деревянный парусный корабль.
Строительство идет постоянно, и в присутствии посетителей, и когда их нет. Речи экскурсовода порой заглушаются визгом пилы или стуком молотков, так что рассказчик вынужден кричать, а гости - прислушиваться.