Тяжёлый атомный ракетный крейсер "Киров"

Mar 13, 2013 18:44

Головной корабль "Киров" положил начало серии советских тяжелых атомных ракетных крейсеров. Корабль спустили на воду 27 декабря 1977 года. Сделали это корабелы Балтийского завода Ленинграда. От краснознаменного балтийского крейсера Великой Отечественной он унаследовал имя "Киров".

Головной корабль проекта 1144 «Орлан» у пирса судоремонтного завода «Звёздочка».



30 декабря 1980 года крейсер завершил государственные испытания и вошел в состав Северного флота. 12 апреля 1981 года на нем торжественно подняли Краснознамённый Военно-морской флаг. Еще через три года "Киров" отправился в свою первую средиземку.



Впоследствии в кильватер "Кирову" в буквальном и переносном смыслах выстроились еще два атомных крейсера того же 1144-го проекта - "Фрунзе" (1984) и "Калинин" (1986).


«Киров» и его более молодые корабли-братья обладали сокрушительной силой: 20 пусковых установок ракетного комплекса «Гранит», зенитный комплекс "Форт" - 96 ракет, зенитный комплекс "Оса" - 40 ракет, а еще ракето-торпеды, корабельная артиллерия, свое звено палубных вертолетов, броня от 75 до 100 мм, полный ход в 32 узла.

Экипаж "Кирова" неоднократно завоевывал звание лучшего корабля Военно-морского флота по различным видам боевой подготовки. В январе 1985-го его морякам был вручен вымпел министра обороны СССР "За мужество и воинскую доблесть". Это был признанный флагман советского флота, и за время не столь уж долгой службы "Кирова" на его борту побывали многие представители руководства и военного командования нашей страны, а также и главы зарубежных государств.



После перестройки страна ударилась в пацифизм. Президент и правительство готовы были расцеловать каждого иностранца, кто похвалит их за любовь и верность идеалам демократии. С тех пор океанский флот России начал медленно умирать. В 1992 году крейсер "Киров" переименовали в "Адмирала Ушакова".

Самое странное, что через несколько лет этим именем назвали эсминец проекта 956.



"Адмирал Ушаков" - "Киров"  уже много лет прикован к одному из причалов северодвинской "Звездочки". О его ремонте речь уже не идет, корабль будет утилизирован. Неясен только вопрос, кому предстоит раскошелиться на это дорогостоящее удовольствие - российскому бюджету или же тем странам, чьи корабли числились в вероятных противниках краснознаменного "Кирова". Не знаю правда или нет, но одна западная страна выделяла деньги и их попросту разворовали.



В 1997-м согласно совместному распоряжению начальника вооружения Вооруженных сил РФ, главкома ВМФ и министра экономики из-за отсутствия денег на ремонт корабль приговорили к утилизации. Эту кончину признали безвременной, поскольку срок службы "Кирова" истек бы лишь в 2010 году. Поэтому не все с произошедшим согласились. Сначала Государственная дума 13 января 1999-го приняла соответствующее постановление, а затем и Совет Федерации 14 октября того же года откликнулся постановлением, которое так и называлось - "О сохранении в боевом составе Военно-морского флота тяжелого атомного ракетного крейсера "Киров".

На снимке 48-й экипаж и ветераны крейсера на встрече, посвященной 31-й годовщине подъема Военно-морского флага на ТАРКР «Киров». 14 апреля 2012 года. Фото: Кулешов Олег.


В прессе часто упоминают предстоящий ремонт всех крейсеров 1144. Поверьте мне, о ремонте крейсера "Киров" никакой даже речи не идёт. Совершенно точно будет ремонт крейсера "Калинин", он же "Адмирал Нахимов". Насчет тихоокеанского "Фрунзе" ("Адмирал Лазарев") у меня сведений нет.

Бывшая гроза морей -  атомный крейсер «Киров», на бортовой стали которого по-прежнему проступает яркая надпись - «Киров», доживает свой век у причала северодвинского предприятия "Звездочка". Что-то растащили на зип для крейсера "Пётр Великий", что-то просто порезали и сняли, но до сих пор, даже в таком состоянии корабль выглядит грозно и внушительно.

Командир 48-го экипажа Виталий Коноплёв. Фото: Кулешов Олег.


У моего коллеги по Воентернету a_roshka можно прочитать статью-интервью с капитаном крейсера "Киров".

Смертельное оружие

Previous post Next post
Up