Первое знакомство с Ключевской сопкой.
Придя на еженедельное собрание в альпклуб, я узнала о том, что Артем и Саша агитируют народ на выход в район Ключевской. Не помню уже точно как получилось, но совершенно случайно я собралась с ними. Как потом рассказывали мальчики, наш инструктор, узнав об этом, схватился за голову. И я его понимаю. На тот момент у меня был большой перерыв в тренировках, моему сыну было чуть больше года, можно догадаться о моей физической подготовке. Но мальчиков этот факт не испугал. Я была принята в команду и начала готовить снаряжение.
В это время Ключевская сопка сильно активизировалась, и нашей целью было максимально близко подойти к вулкану.
Очень надеюсь, что с датами не напутала.
6 марта в 8 часов утра мы выехали из города на маршрутном автобусе П-Камчатский - Ключи. Примерно в 19.00 на подъезде к г. Ключи мы сошли с автобуса. Когда выгружались, народ запричитал мол, куда вы на ночь глядя, да ещё и девочку с собой тащите. На что я ответила что иду сама, добровольно. Автобус уехал. Вокруг тишина, темень и холод.
Как обычно начинают закрадываться мысли " вот же черт дернул в такой холод...", а параллельно с ними закидываю на спину рюкзак, встегиваюсь в лыжи и вперед. Пересекли заброшенный аэродром, стали углубляться в лес и только я настроилась на героические подвиги, как Саша, скидывая рюкзак практически по среди тропы, сообщает что мы ночуем здесь. С вечера я решила заклеить ноги пластырем, так как уже после получасовой ходьбы на скитуре они начали гореть. Тщательно заклеив каждый пальчик, а потом всю стопу полностью я решила, что проблем с мозолями на этом выходе у меня не будет и легла спать.
7 марта. Утро. Термометр показывал что-то около -25С. Позавтракали пресными кашками, собрали вещи и отправились в путь. Весь день, да и вообще весь маршрут, я очень переживала о том, как бы не стать обузой и не тащиться где-то позади. Первые полдня шлось нормально, но тропить не хотелось. Кругом красота. Ключевская кольца пускает.
Несколько раз отдыхали, обедали, вновь шли. И в какой-то момент: то ли второе дыхание открылось, то ли от переживаний моих, мне так легко стало идти. Ни капельки не напрягаясь, я догнала и перегнала обалдевших мальчиков и ушла далеко вперед.
О чем только не думается, когда идешь вот так целый день, молчишь, силы бережёшь. Кто о чем, а я в тот поход вспомнила все пельмени, пирожки, блины и чебуреки, от которых я отказывалась раньше и не могла простить себе этого.
Стало вечереть, холодный ветер погнал поземку. Остановлюсь и сразу холод пронизывает насквозь. Стою, жду когда из-за горизонта покажутся мальчики. Как только появляются их головы, и я понимаю что они меня тоже увидели, продолжаю идти дальше. Так прошло несколько часов. Уже в легких сумерках меня догнал Саша, и я решаю с ним обсудить симпатичное место для ночевки под сопкой, что находится впереди, примерно в двух часах ходьбы. На что он сказал - какая сопка! Сваливаем вот в эту яму!
Спустились, поставили палатку, приготовили ужин. Хорошо так, тепло.
На утро, 8 марта я получила самый замечательный подарок. Ключевская была восхитительна. Эту картину я увидела выглянув из палатки в 8.00 утра.
Двигаемся навстречу вулкану.
Начались пепловые поля.
С противоположной стороны дымит вулкан Шивелуч.
Спустя час, мы подошли к небольшому взлету. И вдруг, небо над нами заволокло пепловой тучей, посыпались какие-то мелкие кристаллики. Ключескую нам не было видно и мы терялись в догадках, что же произошло. Конечно, не обошлось без фантазий о том, что снесло полконуса и мы первые кто это увидит.
Воодушевленный Артем вырвался вперед.
Вот это потрясающее зрелище мы увидели, когда выбрались наверх. Чуть позже, Юрий Дименчук, руководитель вулканологической станции в Ключах, нам объяснил что это называется - фреатический взрыв.
Все вокруг засыпало свежим пеплом и идти стало сложно, так как он сильно тормозил скольжение.
Пепловая пустыня.
Вышли на озеро Державина. Жуткий подлип, лыжи перестали скользить вообще. Комья снега прилипшего к камусу, добавили нагрузки. Идем по GPS к шестиграннику (домик), в котором предполагалось ночевать. Хорошо что погода была хорошая и Саша знал примерное расположение домика. Почему-то на GPS были неверные координаты и не известно, куда бы мы попали в пурге.
Дверь нашли со второй попытки, откапали и зашли в дом. Огромный, холодный, каменный домище с бетонным полом. Чтобы не мерзнуть, мы захлопотали по хозяйству. Пытались растопить печку с оторванной трубой, сожгли надувной матрац, потом какую-то телогрейку, закоптили весь дом и весь вечер выветривали гарь. Навели порядок, приготовили ужин и отметили замечательный день 8 марта.
Праздничный снег. Единственный, чистый сугроб во всей округе, который мы ели и пили.
После ужина мальчики пошли фотографировать вулкан, а я безнадежно пыталась согреть свои замотанные «на смерть» ноги. Так я еще не мерзла никогда! С тех пор, я так не заклеиваю ноги.
Спали втроем на одном лежаке, вокруг завесили всё полиэтиленом, тентом от палатки, но меня это не спасло. Попроситься, состегнуть спальники, постеснялась, и всю ночь простучала зубами.
На следующий день, 9 марта, мы отправились ближе к конусу. Все вещи оставили в домике, взяв с собой только самое необходимое. Подойдя вплотную к леднику Эрмана, я увидела огроменные, ледяные глыбы и поняла, что дальше идти не хочу.
Большие сосульки
Когда это же мнение, только уже вслух произнес Саня, мне полегчало. Артем рвался под пепловую лавину, но двое против одного... и у него не осталось шансов. Я нашла уютное, безопасное местечко под огромной сосулькой и спокойно наблюдала за извержением. Саша колотил лед, проверяя его железобетонность. А неугомонный Артем решил пройти по леднику чуть дальше, до первой трещины, и всё же вернулся. Страшно там.
Снизу надвигалась непогода. За обедом было решено сегодня же спускаться в Ключи, чтобы не застрять здесь на несколько дней. К тому времени как мы собрались, выпало около полуметра снега, вокруг ничего не видно, метель. Время около двух или трех часов дня. Насколько помню, Саня не стал надеяться на GPS и мы шли по компасу. Спустя какое-то время, наткнулись на свежую лыжню. Я радостно закричала, что здесь кто-то есть! На что Саша ответил, что это мы пробежали круг по озеру и вернулись на свои следы. Позже, найдя верный путь, мы пытались выползти из озера, но ураганный ветер начал таскать нас из стороны в сторону. Решили идти в обход. Где проходил наш дальнейший путь не имею ни малейшего понятия. Вокруг всё белым бело, ничего не видно. Хотели спуститься по склону. Саша стал проверять на сколько он крут, скидывая снег, оказалось там обрыв. Обходя чуть дальше, мы увидели, что глубина этого обрыва метров 20 (если правильно помню), в общем, нам бы хватило. Траверсируем склон, под нами дно все того же обрыва, что выше - не видно. Впереди Артем, я вторая, следом Саша. Идем на расстоянии трех метров друг от друга, и вдруг, я вижу что над Артемем, метрах в пяти, начинает сползать склон. Решили более не испытывать судьбу и потихоньку спускаться в ущелье. Самое ужасное в таких ситуациях то, что ты ничего не контролируешь, ты просто ничего не видишь. Идешь и молишься о том, чтобы живым вернуться. Выкатили на безопасное место, передвигаемся дальше и не можем понять, что за гул над головой. А ещё через некоторое время мы успешно выехали из пурги. Оказалось, непогода лишь на горе, а внизу отличная видимость, проходят военные учения и над аэродромом летают военные вертолеты и самолеты.
Стемнело, мы порядком устали, натерпелись, хотелось скорее в тепло. Поэтому, путь решили сократить через закрытый город Ключи -1.
А теперь включите воображение и представьте картину. Трое на лыжах, в масках, то ли с рюкзаками, то ли с парашютами, одним словом диверсанты, выезжают из леса и въезжают на территорию стратегического назначения. Коньком, местами хорошо разгоняясь, проезжают мимо всех складов, каких-то военных построек. Вокруг тишина, лишь вороны летают. По пути попался Урал, мы думали задержат - нет. Лишь осмотрели с любопытством. Так и мчимся коньком дальше, выход из города найти не можем. На встречу бабуля. Спросили как нам выбраться от сюда, она показала дорогу. Бежим дальше, минут пятнадцать бежим. Вдруг, опять эта же бабуля на встречу. Дежавю! Оказалось, мы по кругу бежали, а она напрямик срезала. На этот раз сориентировала правильно. Вышли к КПП. Саша предлагает пройти лесом, мы сопротивляемся. Тогда ещё, я наивно полагала, что граница Родины на замке, и в лесу наверняка есть, как минимум, колючая проволока. А вдруг она под напряжением!!! И мы дружно пошли через КПП и прошли. Только отойдя немного от ворот, я услышала за спиной - «Эй, люди, а вы кто?». Единственная мысль была, только бы в спину стрелять не начали. Как честные граждане, мы вернулись и объяснили кто мы и от куда. Что тут началось…Дежурный бегал кругами со словами «…вы только никуда не уходите…» «..у нас тут всё очень строго…». На что мы сказали, что это не совсем так и мы спокойно проехали через весь городок. Потом прибежали два прапорщика и начали кричать, что они таких как мы постоянно с вершины спускают, от медведей спасают и тому подобное. Потом они пытались выяснить, почему у меня паспорт был с собой, а у мальчиков нет. Просмотрели все фотографии и съемку с камеры. Через полтора часа приехал полковник ФСБ. Было видно что его оторвали, от тихого семейного ужина и просмотра любимой передачи. Полистал он мой паспорт, поинтересовался, где планируем остановиться и сказал, что если попадемся ещё раз - арестуют. После двух часов знакомства, прапорщики любезно предложили подвезти нас к гостинице.
На ужин мы приготовили яичницу из десяти яиц с кукурузой. Объелись. Через час опять поели. Уже не лезло и у всех были огромные животы, но остановиться было не в наших силах, мы постоянно что-то жевали.
Погода восстановилась в тот же вечер, Ключевская фонтанировала и нам удалось сделать хорошую съемку. Уехать на следующий день не получилось, автобус не пришел из-за непогоды на трассе. После обеда сходили на станцию вулканологии, немного пообщались с вулканологами, рассказали о том что видели.. А потом отдыхали, спали, смотрели телевизор и ели. В час ночи приехали друзья Артема, на небольшом универсале и через восемь часов я была дома.
Вид из п. Ключи
Все опубликованные фотографии с деланы Александром Лобашевским и Артемом Громовым.