Об отношении к фотографии (c) Олег Андреев

Jul 15, 2009 17:05

Что вы, что вы ....вы так утилитарно подходите к фотографии. Так же
нельзя. Встал утром, глаза протер и.. шлеп сделал снимок...да и ладно,
что непонятный и даже не про что, но ты его сделал. Он останется.
Почти навсегда. По крайне мере дольше, чем останешься ты. И уж много
дольше твоей памяти....Может и не посмотришь его никогда больше. А он
останется. Будет лежать. Пыльный. Будет выцветать и покроется
трещинками. Среди других в коробке. Среди чужих. Десятилетия пройдут.
Столько изменится. Вырастут дети, и станешь часто бриться. Морщины в
уголках глаз. Живот лягушачий вырастет. Про женщин будешь вспоминать,
только когда есть захочется....А снимок лежит. Непривередливый. Снимок
того утра. Твоей молодости. Твоего мгновения. ... А вы про то же. И
так же. Зачем и далее. Нет для фотографии слова, зачем и как. Не
существует. Она не искусство, не ремесло, не бизнес. Она такая же как
вы. Ваша копия. Вы ничто и она, чертовка так же ничто, как не крутите.
Не выносит фальши. Фальшь выпирает из нее, как кишки из раздавленной
кошки. Есть в ней пожалуй лишь сходство с поэзией, уж точно
чувствительная так же и настолько же....Любили же в молодости, стихи
писали, ждали у подъезда, звонили бесконечно во все звонки. Хорошие
стихи наверняка. Вряд ли удастся повторить. Влюбиться надо. И с
фотографией похоже...Стоит натужиться, потрудится и поусердствовать,
морща лоб и потирая виски, силясь придумать новое и чудное, снимок
сделать великий, а нет. Засмеется она вам в лоб наморщенный и все. И
получите вы только вторичное, нелепое и состряпанное, именно
состряпанное, изображение вашей беспомощности... Не будет там ничего.
Сколько сотен, тысяч снимков делаем. Невероятное, ужасное просто
количество. А ведь выбирают единицы. Единицы. Ну пара сотен, если вы
гений, и все. И это за всю жизнь.... В них нет секретов. В хороших
снимках нет тайн. Они просто дышат. Вы всмотритесь, вдох-
выдох,вдох-выдох..... Критики попробуют их, конечно, препарировать,
расскажут про точки и композиции, про линии и всякий бред, вспомнят
других, пожурят вас. Но это чушь. Вы должны это чувствовать. Иначе вы
не фотограф. Кожей чувствовать, мурашками. Композиция ничто. Все
лучшее - только вне законов композиции, вопреки.... Просто не
начинайте, если не любите. Не надо. Трата времени и сил. Пустые
хлопоты. Займитесь бухгалтерией или выращивайте фиалки. Не мучайте
фотографию. Она не нуждается в бездарностях и плагиате, она не лучший
способ разбогатеть и прославиться, даже пожалуй просто худший. Другие
и проще и быстрее. Зачем тогда?... Техника вторична, третична и почти
четвертична. Не один хороший фотограф не спросит вас про ваш
фотоаппарат. Это как у поэта интересоваться, каким пером пишутся его
вирши. Страшно глупо и пошло, по- мещански. Однако распространенно....
Все лучшее делается на вдохе. Экспромт и случай король фотографии. Это
отличает ее от живописи или скульптуры. Ей претит усидчивость и
терпение. Они ей не требуются. К чему ей место, когда необходимо
пространство. Студия - тюрьма фотографа, и форма его мозгов,
четырехугольная.... В фотографии нет ничего, что требовало бы
обдумывания. Как только вы начали думать - складывайте аппарат в кофр
и погуляйте. Подышите. Почувствуйте ветер. Вполне возможно еще не все
потерянно сегодня. Но скорее лучше отложить.... Самое ужасное, что вы
можете сделать с фотографией - использовать ее для обогащения. Как с
женщиной. Появляются деньги в ваших отношениях, и она уже просто
проститутка. Появляются деньги в ваших отношениях с фотографией, и
проституткой становитесь вы. Это как поэзия на заказ. Бывала
хорошая?... Все великое в фотографии рождается на грани. На острие
событий. На пике чувств. Обыденность лишь подчеркивает событийность.
Вы только там были. Щелкнули затвором. Вы не творец, вы свидетель. Но
если вы талантливый свидетель, то замечаете все, даже великое....
(c) Олег Андреев

text, read, foto, philosophy

Previous post Next post
Up