"Конец детства" я бы назвала вольной фантазией на тему одноимённого романа фантаста Артура Кларка. Роман замечательный и, как обычно у Кларка, он полон опередивших время технологий и побуждающих к размышлениям идей и вопросов. Он очень располагает к экранизации, и даже были попытки сделать полнометражный фильм в 70-х - об этом я прочитала в познавательном
астрокиноблоге у Кирилла Размысловича.
Так что же с ним не так, с этим мини-сериалом?
Самым подходящим мне кажется слово
«недотянули». С актерской игрой, особенно в массовых сценах. С декорациями, завезёнными с распродажи в Икеа. С адаптацией сюжета, где неизбежные, но часто неоправданные сокращения заметно сказались на качестве воплощения задумок Кларка.
ВременнЫе несоответствия тоже уплощили масштаб событий. В романе мы наблюдаем историю на протяжении нескольких поколений, и это важно.
Во-первых, за прошедшие десятилетия счастливой жизни в Золотую Эру человечество теряет потребность в саморазвитии. В чём-то его ограничили Сверхправители, даровавшие взамен мир на Земле, чистую природу и всяческие блага. А в остальном - сами люди, которые вконец пресытились и расслабились, за исключением небольшой горстки хранителей культурного наследия. В сериале этого толком не показали.
Во-вторых, пришельцы не хотят напугать людей своим обликом, который может вызвать у них жуткие ассоциации с библейским злом, и оттого просят подождать землян 50 лет, чтобы те привыкли. В сериале же герои даже не успевают ни постареть, ни толком осмыслить происходящее - так быстро всё происходит. Да и сама причина, по которой дьяволоподобные пришельцы пугают людей, таившаяся не в прошлом, а... в будущем, - интереснейший ход мысли Кларка, который в мини-сериале никак, совсем никак не проявился.
Действие разворачивается мучительно медленно. Трудно было понять, для чего так растягивать паузы, когда нужно вместить столько всего заслуживающего внимания в такой небольшой набор серий.
И элементы шаблонного триллера с детьми, одержимыми чем-то нехорошим и паранормальным; и назойливое повторение темы нацизма; и встреча темнокожего Майло с персонажами а-ля «Матрица» в финале, - всё это примитивный «перевод» на язык обывателя гораздо более глубокой идеи Кларка о Сверхразуме и ценности человеческой культуры для вселенной: "Всё, чего мы достигли, поднялось к звёздам".
Финал. С первой минуты первой серии я ждала его даже больше, чем появления пришельцев. Но... Эх.
Майло тайком пробирается на корабль пришельцев и отправляется (в пакете с выкачанным воздухом?) в 40-дневное (а для тех, кто на Земле, - 40-летнее) путешествие на родную планету Сверхправителей, чтобы разведать, что они задумали делать с Землёй. Планету, города, жизнь Сверхправителей толком не показали (а это был особый, очень увлекательный кусочек романа!). И что мы узнали из этого путешествия? Что «Матрица повсюду», никуда от неё не уйдешь, и даже на другом конце вселенной она настигла главного героя. Когда я увидела ЭТО в конце последнего эпизода, стало ясно, откуда растут ноги у вселенского разума в версии авторов фильма.
И последние минуты. Девочка Дженифер, которая все эти 80 лет (ведь туда и обратно = 80 лет?) оставалась девочкой (кстати, куда же делись все остальные божественные детишки?) и ждала, выходит, возвращения Майло на Землю, чтобы в ту же минуту у него на глазах вот так апокалиптически нашкодить? Зачем? Почему?
К книге недоумённых вопросов у меня не возникло. К фильму - сплошь одни вопросы.
И всё же есть оно, хорошее в мини-сериале.
Например, теплота человеческих отношений: Стормгрен и его новая жена, родители девочки Дженнифер, мальчик-инвалид Майло с дедушкой, - все они очень милые, заботливые и так нежно друг на дружку глядят :)
И корабли Cверхправителей, конечно, красивые. И Кареллен красавец. Сразу представила себе их встречу с Тёмным повелителем из «Легенды» Ридли Скотта 1975 года :)
Кстати, вы можете скачать пустой шаблончик с Карелленом и Тёмным повелителем и придумать свой диалог :) Вписать текст в картинку позволяют многие графические программы, навскидку - редактор
Яндекс.Диска (это мне сын подсказал;) Призом за лучший диалог будет мой фотомонтаж с любым вашим фото и кадром из любого интересующего вас фильма ;)
СКАЧАТЬ ШАБЛОНЧИК! Итак. Стоит ли смотреть "Конец детства"?
Мне кажется, стоит.. подождать ещё немного (надеюсь, меньше 50 лет;), чтобы дожить до полноценной экранизации. А пока лучше почитать роман Артура Кларка - он в самом деле хорош, интересен рассуждениями и деталями, динамичен, увлекателен, глубок и грандиозен, не депрессивен, не старомоден, и диалоги в нём живые, нескучные и с долей юмора.
Однако есть ещё кое-что. Этот фильм я поставлю на полочку рядом с ещё одним апокалиптичным, но менее фантастичным фильмом, - "На последнем берегу", о котором однажды обязательно напишу. Их роднит мысль, которая остается послевкусием после просмотра: у нас есть наше СЕЙЧАС. В отличие от героев фильма, у нас ещё есть время и есть надежда на другой ход событий. И как бы ни были глобальны природные силы и воля политиков, от нас с вами тоже зависит немало.
И совсем уж напоследок: после тягостного и удручающего "Конца детства" категорически рекомендую посмотреть другой (совсем другой!) фильм о недалеком будущем: "Она" Спайка Джонза!