Свадебный фотограф
Артем Кондратенков - известная личность в свадебной индустрии, как в белорусских, так и в российских кругах. Артем снимает в Минске, Москве, в Европе и на островах. Он давний клиент и хороший друг нашей компании. На прошлой неделе встретились с ним за чашкой крепкого зеленого чая и расспросили его о месте фотокниги в работе свадебного фотографа.
- Будем говорить с тобой о фотокнигах. Напомни как давно ты снимаешь свадьбы? Сколько десятков лет?
- Вот к десятку лет и подходит. Девять, наверное.
- Ты начал делать фотокниги сразу же, или это понимание к тебе пришло позже?
- Когда я начинал заниматься свадьбами, компания «Фотодом» тоже только начинала свой путь в свадебной индустрии. Мы вместе стартанули. Их я помню с самого первого офиса. Почему они так мне запомнились? Потому что это был действительно новый продукт, который актуален до сих пор.
- Что ты имеешь ввиду под «новым продуктом», если учесть, что классические фотоальбомы со вставными фотографиями были всегда?
- Именно фотокнига с напечатанными фотографиями на весь разворот. Да, фотоальбом с вклеиванием карточек был, это старый продукт. А вот как раз-таки компания «Фотодом» представила что-то новое. И заинтересовала этим, мне кажется, всех фотографов. Ведь чтобы развиваться и быть в топе, нужно удивлять клиента, правильно? И этим продуктом что в то время, что и сейчас можно удивлять. Большинство фотографов, как только появились фотокниги «Фотодома», начали с ними работать и активно продавать их клиенту.
- Для чего нужны фотокниги фотографу?
- В первую очередь, для того чтобы продавать свои услуги. То есть это оффлайн-портфолио. То, что 100% продаст тебя на встрече с клиентом. Фотокнига - это обрамление твоего портфолио. В ней твои фотографии смотрятся хорошо, дорого, к визуальным добавляются тактильные ощущения. То есть если первый контакт с заказчиком - это визуальное касание с твоей работой, в основном в интернете, то в последующем, на встрече, это тактильное касание. Допродажа тебя. Представь, как клиент разворачивает красивую книгу в дорогой кожаной обложке, он трогает эти листы из шелковой бумаги - это очень круто. Мне кажется, для хорошего фотографа - это отличное представление его работы, его портфолио.
- То есть ты считаешь, что иметь портфолио только в интеренете, в социальных сетях или в облаке, сегодня недостаточно?
- Достаточно, но не стоит забывать, то фотокнига - это и инструмент дополнительного заработка. Продавая клиенту фотокнигу, фотограф зарабатывает еще половину свабедной съемки. Проверено на практике: когда ты показываешь клиенту, что такое фотокнига, в 80% случаев - он начинает хотеть и себе такую.
- Так мы подошли к вопросу «Зачем фотокнига клиенту?».
- Во-первых, это фотографии, продукт, который сохранится точно. Вот Женя [Евгений Задохин, руководитель проекта «Фотодом». Прим. ред.] на семинарах и встречах много говорит о том, что современные информационные носители быстро устаревают, выходят из строя и так далее. А фотокнига - она останется навсегда.
Во-вторых, ее приятно показать друзьям, когда они приходят, ее приятно держать в руках, листать. А с новыми усовершенствованными технологиями печати и сборки, эта фотокнига доживет и до детей, и до внуков клиента. Это история в фотографиях, которую потом будут так же листать наши дети, как мы сегодня листаем фотоальбомы с черно-белыми фотографиями наших родителей.
- Какие обычно фотокниги делаешь ты? Форматы, обложки, кожа, толстые, тонкие листы. Расскажи о твоих личных предпочтениях. Я думаю, что за 10 лет ты уже остановился на чем-то, что точно нравится твоим клиентам.
- Здесь определяющий фактор не то, что нравится мне. Потому что мне нравятся все фотокниги, сама идея фотокниг. В этом вопросе решающим является формат свадьбы, потому что они бывают очень разными.
Есть свадьбы, на которых очень много «движа», динамики, много активности. А по итогу - это много репортажных фотографий. А это длинный рассказ в фотографиях. От этого увеличивается количество страниц в книге. Такую свадьбу невозможно впихнуть в маленькую книгу. Там 70-80 разворотов, и это нормально для такой свадьбы. А есть свадьбы более статичные, и фотографии там абсолютно другие, больше постановочных кадров. Для таких свадеб подходит формат толстых страниц, там 30 разворотов. Она получается более дорогая, и за счет технологий, и за счет формата съемки. И основываясь уже на этом, я выбираю как будет выглядеть фотокнига.
По поводу обложек - мне очень нравятся кожаные обложки, потому что они действительно добавляют статусности этому продкуту. Когда ты видишь хорошую, дорогую кожу, она приятная на ощупь, она пахнет кожей. Это добавляет ценности продукту, книга становится семейной реликвией.
- Делаешь ли ты другие фотокниги? Детские, лавстори?
- У меня есть постоянные клиенты, которых уже можно назвать коллекционерами фотокниг. Я дарю книги очень близким друзьям, и у них собирается такая хроника лет, как мы отдыхаем, как у них растет ребенок. То есть я собираю фотографии, я - семейный фотограф, а для людей это сюрприз, который они не ждут и не догадываются даже, что такое можно подарить.
А фотографу хорошо использовать в подарок недорогие варианты фотокниг, с печатной обложкой, например, которую я могу от руки подписать, и это будет супер памятно и приятно.
- Сколько у тебя за 10 лет накопилось книг портфолио?
- Осталась только одна.
- А было изначально?
- Много. Они меняются, да. После того как появились наборы обложек, кож [
каталоги], мне больше не нужно возить с собой по десять книг на встречу с клиентом, чтобы показать, какие они бывают. Мне достаточно показать каталог, в котором человек увидит материалы и сможет их потрогать. На примере моей книги портфолио я показываю дизайн, который они получат.
В книге собраны несколько свадеб, в Минске, в Москве, на Самуи. Они выделены, сверстаны каждая по-особенному. Моя фотокнига-портфолио это 5-6 свадеб, снятых в разном стиле. И человек сразу видит, что в Минске он получит вот это, в Москве - вот это. То есть она универсальная.
Очень удобно оставлять книги в агентствах. Тогда они продают тебя самостоятельно, без твоего присутствия.
- Как выделиться среди других фотографов?
- Внешний вид книг - он достаточно типичный. Подслушал у Жени на форуме, что нужно делать обложки в цветах агентства (смеется). Хороший ход, потому что такую книгу агентство всегда положит сверху.
- Сколько примерно фотокниг ты сделал за всю свою карьеру?
- Не много, на самом деле. Штук 30. Почему? Во-первых, потому что свадьбы это не единственное направление моей деятельности. Я занимаюсь еще и фотошколой, и разными мероприятиями для свадебных фотографов. А чтобы сделать фотокнигу, нужно потратить много времени. Потому что верстаю их я сам. И это причина номер два. Я никому не могу пока доверить верстку. Это такой процесс, в котором я еще дообрабатываю фотографии, привожу их к какому-то общему виду, добавляю элементы дизайна с конкретной свадьбы, шрифты или бантики, разрабатываю или вставляю из макетов пригласительных и так далее. Это очень творческий процесс, в том виде, в котором я продаю людям. Я помню пару, я понимаю, какие кадры важны, у меня в голове есть сценарий съемки.
С сезона 5-7 книжек, то есть это такие свадьбы, которые с самого начала говорят, мы хотим полной съемочный день и 3 фотокниги. Вот в этом случае, я делаю фотокниги. Вот сейчас как раз у меня идет переписка с клиентом о фотокниге: сначала мы выбираем фотографии, потом я общаюсь с их дизайнером, чтобы забрать psd и выбрать элементы для фона. Потом я делаю предварительный макет, мы согласовываем его, верстаем обложку. Это затягивается на неделю, а то и больше. Это череда утверждений. Я не предлагаю фотокниги, когда у меня аврал со свадьбами, потому что я понимаю: у меня не будет времени сделать это качественно и на уровне.
А почему такой подход? Потому что я понимаю, что книга - это то, что делается для них. Один раз и навсегда. И если я беру ответственность на себя, то результат должен быть идеальным для них.
- Почему ты выбираешь «Фотодом»? Ты пробовал печататься еще где-то?
- Нет, и даже не хочу. Отчасти, потому что они были первыми, и мы вместе идем с самого начала. Были случаи, когда я выигрывал какие-то бесплатные призы на печать в других местах, но даже не пользовался ими.
Это так исторически сложилось. За компанией «Фотодом» есть конкретные люди, я прекрасно знаю, что есть и Женя, и Юля, к которыми ты приходишь, здороваешься, которые тебе всегда помогают. Это не какие то незнакомые операторы кол-центра, которых ты сегодня услышал, а завтра не услышал. И ты работаешь не с компанией, а с этими конкретными людьми. Они мне чертовски приятны, они добросовестны и ответственны, и это сильно подкупает. После общения с ними, ты не хочешь больше ни к кому обращаться, какие бы условия они не предложили. Фотодом привлекает меня своим отношением, и такого я не видел ни в одном другом месте. Там домашняя атмосфера, когда приезжаешь к ним, беседуешь и не хочешь уезжать.