http://www.rosphoto.com/index.php?do=art&se=2010#id_topВ предыдущем уроке фотографии подробно рассматривалась техническая сторона вопросов связанных с фотографической резкостью, но кое-что стоит напомнить и уточнить. Во-первых, само определение «Фотографическая резкость - это степень размытости границ между ярко освещенными и более темными зонами фотографического изображения» на мой взгляд не совсем корректно. Правильнее - степень отчётливости границы между двумя участками фотоизображения, получившими существенно разные экспозиции и, как следствие имеющими разную оптическую плотность. Проще говоря, визуальная четкость, неразмытость именно резких светотеневых переходов формирующих изображение. В основном резкость проявляется в точности передачи мелких деталей и формировании микрорельефа - фактуры изображения. Плавные переходы от светлого к темному и соотношение светлое - темное в кадре - характеризуются контрастностью и яркостью. Первая отвечает за объем, вторая - за общее настроение. Но это тема достойная отдельного рассмотрения в следующем практикуме.
Рассмотрим вопрос резкости в портрете на примере двух разных подходов, а точнее, на двух разновидностях портрета: женском и мужском. Начнем с женского портрета. По правде сказать, это наиболее почитаемый мной жанр, наверное, и самый благодатный (и благодарный). Остановим внимание на крупноплановом и поясном портрете, поскольку здесь предмет обсуждения будет более ярко выраженым.
Женский портрет
Итак, начнем с женских крупноплановых портретов. Это один из самых увлекательных жанров, и в чем-то самый трудный. Увлекательный, потому что здесь у фотографа много средств для передачи настроения создаваемого образа. Мимика, наклон и поворот головы, игра света на волосах, направление взгляда, ресницы, глаза - все здесь воспринимается, все крупно, все выразительно. Трудный жанр по причине той же выразительности и, кроме того, требующий очень аккуратного отношения к подаче образа с точки зрения мельчайших дефектов лица. Крупный план очень требователен и к качеству макияжа и к тем самым «мелочам», которые на поясном или ростовом портрете практически не будут заметны из-за простого снижения общего разрешения фотографии. Вообще нужно заметить, что в женском портрете «мелочей» не бывает. Перейдем от слов к делу.
Я назвал эту работу «Грустинка». Здесь стоит сделать небольшое лирическое отступление. Когда мы говорим о постановочном студийном портрете, будет лучше, если название работе (хотя бы условное), вы дадите еще перед съемкой. Можно рассматривать это как некий эмоциональный посыл. Такой подход позволит в процессе создания портрета не только направить свои мысли в нужное русло, но и лучше руководить моделью для точного воплощения вашего замысла. Как говорится: как вы корабль назовете, так он и поплывет! Вы сразу должны для себя определить некоторые параметры съемки, при этом одними из основных будут глубина и акцент резкости. Глубину резкости профессионалы и считающие себя таковыми обычно называют ГРИП (прошу не путать с мухомором или распространенной болезнью). Как говорит мой знакомый фотограф: «Глубина резко изображаемого пространства прямо пропорциональна расстоянию до объекта и обратно пропорциональна двум техническим параметрам - диаметру относительного отверстия (проще значение диафрагмы) и величине главного фокусного расстояния объектива». Иными словами - чем дальше аппарат от портретируемого, чем меньше относительное отверстие (больше значение диафрагмы) и меньше фокусное расстояние объектива, тем ГРИП больше. Иначе говоря, чтобы снять резко глаза и «размыть» кончик носа нужно подойти поближе, максимально открыть диафрагму и не пользоваться фокусным расстоянием меньше 50-ти. Ну, на этом лирическое отступление можно считать оконченным, и я больше не буду утомлять вас подобными экскурсами.
Возвращаемся к портретной фотографии. Перед нами работа в светлых тонах, немного приближающаяся к стилю «High Key»* (высокий ключ), и в этом случае резкость в женском портрете не только допустима, но и желательна. Расположение модели фронтальное. Основной смысловой акцент на глазах. Работа основана на передаче настроения взглядом, наклоном головы, хорошо поддержанной изгибом руки и спокойно «стекающими» волосами. Экспрессии нет. Спокойное созерцание, даже некоторая отрешенность. Глубина резкости средняя, но в кадре ее достаточно много. Глаза, брови, губы и волосы проработаны хорошо. Из резкости начинает выходить передний план (одежда), слегка подчеркивая глубину, которая, впрочем, невелика да и не очень важна в этой фотографии. Поскольку лицо хорошо освещено, сам портрет выполнен в светлых тонах и грамотно проработан в светах, то требования к передаче качества кожи лица достаточно жесткие. В полноценном «High Key» света должны быть «выбиты», соответственно у кожи не будет ни фактуры, ни дефектов. Должны остаться только контрастные графичные детали. Очень рекомендую попробовать этот стиль фотографии. Так или иначе, в женском портрете будут не вполне уместны видимые дефекты, морщинки и другие неровности. В этом портрете их и так практически не было, но при последующей легкой обработке в Photoshop они были сведены и вовсе к нулю. Я наложил легкий избирательный блюр, который не затронул глаз и волос (в фокальной плоскости). Общее впечатление должно быть мягким и спокойным.
Хочу заметить, что требования, предъявляемые к портретам, выполненным в светлой тональности (но не «High Key») более жесткие, чем к работам в темных тонах. Это обусловлено тем, что в темных тонах прорисовка деталей скрывается проще, чем в светлых. Для примера давайте обратимся к работе в темных тонах. Причем для наглядности, в глубоких темных тонах, а для сравнимости с примерно такой же глубиной резкости.
Эта работа получила название «Мольба». Как видите, здесь основной смысловой акцент создает направление взгляда и работа рук, которые поддерживают и защищают лицо и в то же время как будто тянутся вверх. Глубина резкости несколько меньше, чем на первой фотографии, да и само изображение практически сконцентрировано в одном световом пятне. Слегка оттопыренный мизинец правой руки уже выходит из ГРИП, усиливая объем в таком узком пространстве. Общий контраст фотографии существенно выше, чем в предыдущем портрете, что создает большую эмоциональную напряженность, даже некоторую трагичность. В данной работе не требовалось маскировать какие-либо дефекты кожи, поскольку лицо почти полностью прикрыто руками. И все же, для усиления общего впечатления, создания эмоционального контраста и для маскировки микрорельефа (микродефектов) я добавил в изображение некоторый шум (зернистость).
Фотография называется «Не пришел…». Композиция выстраивалась следующим образом. В фокальной плоскости должны находится элементы изображения, расположенные по восходящей диагонали - это трубка, руки и лицо. Каждый из этих элементов, да простят меня читатели за то, что я называю элементом прелестное личико, но небольшая доля здорового цинизма и юмора, я думаю, не повредит. Надо сказать, что я вообще больше тяготею к темным тонам, поскольку это позволяет лучше и легче расставить акценты в психологическом портрете. Особенно в таком этюде, как этот. В данном случае съемка велась со штатива с постоянным, ручным фокусом. Модели была определена фокальная плоскость, довольно жесткая, за которую она не могла выходить в своих действиях. Работа только в профиль мимикой и руками. Эмоции должны были развиваться по нарастающей. Условия съемки следующие:
Некоторые пояснения к условиям съемки. Применение штатива обусловлено динамичным развитием сюжета. Модель, в данном случае, работала как актриса на сцене, развивая сюжет от простого к сложному, без дублей. Одновременно следить за фокусом, композицией, кадрированием и сюжетом, глядя в окуляр фотоаппарата очень сложно. Тем более, что автофокус штука неодушевленная, и ему чужды понятия прекрасного. В таких сложных условиях он может ухватиться, за что угодно и отличный кадр будет просто испорчен. Съемка данного сюжета проходила примерно пять минут, как раз время звучания одной музыкальной (специально подобранной по настроению) композиции. За это время было сделано около 50-ти кадров. Держать все это время довольно тяжелый аппарат неподвижно утомительно, а главное неизбежны покачивания взад и вперед, что может также свести на нет точную фокусировку по выбранной зоне. Для практического исследования читателям предоставляется возможность самим, по приведенным формулам и условиям съемки, подсчитать ГРИП. В довершение, при обработке был применен легкий общий блюр с ослаблением в местах акцентирования для подчеркивания настроения.
Завершает серию женских портретов «Женщина в голубом».
Если на предыдущих работах мы подходили к созданию работы достаточно достоверно, почти документально, то здесь мы применили такой прием как софт-фильтр. Данный эффект может быть реализован как аппаратными средствами (простой недорогой насадкой на объектив), или экзотическими подручными средствами (тонким женским чулком, натянутым на объектив), так и программными средствами Фотошопа. Более того, многие дешевые цифромыльницы со слабой оптикой как будто специально созданы для получения таких результатов. Если на предыдущих работах мы, так или иначе, играли как с глубиной резкости, так и с общей резкостью, то здесь мы умышленно ушли от общей резкости картинки для создания более мягкого женственного образа. Профессиональные фотографы достигают подобных эффектов специальными сложными методами, а начинающие или не знают или просто забывают о довольно простых приемах смягчения рисунка портрета. В данном случае мы очень простым методом убиваем двух зайцев. С одной стороны, придаем портрету некоторую воздушность и зыбкость, которая так нравится женщинам, а с другой стороны, сглаживаем все мелкие дефекты изображения и кожи лица, что женщинам нравится еще больше. Кстати это еще и помогает сгладить проблему отсутствия у начинающих портретистов студийного освещения, хотя и не снимает с повестки дня задачу общего светотеневого решения фотографии. В общем, со всех сторон замечательный метод!
Мужской портрет
Теперь обратимся к мужскому портрету. Здесь подход уже несколько другой. Если в женском портрете мы очень внимательно относились к мельчайшим дефектам кожи, стараясь их нивелировать, то здесь картина существенно изменилась. Не зря говорят, что шрамы украшают лицо мужчины. Конечно, не стоит понимать это буквально и украшать портрет искусственно создаваемыми артефактами - во всем нужно чувство меры. Иногда и мужской портрет стоит немного подретушировать.