Уже показывал уважаемому сообществу эту чудесную, как бы самопроизвольно возникшую арку - проем рухнувшей стены, отдельно и в большом обзоре свидетельств армирования древних памятников. Но очень уж нравится, как сетевые историки-комментаторы начинают фантазировать на тему физики, объясняя зависание этих многотонных блоков неким трением, сжиманием, сопроматом. При этом будучи не в состоянии сложить подобную конструкцию не то что из кирпичиков, но даже из детских кубиков. Арка генерирует чудеса физики в головах историков, вот в чем ее прелесть. С огромным удовольствием повторяю показ.
Фото сделано в крупнейшем в мире храмовом комплексе в Карнаке в 1856 году. Никто ничего еще не реставрировал, только убрали строительный грунт.
Если посмотреть нормальным, не официального и альтернативного историка, взглядом, мы должны спросить себя: как это вообще может держаться? Два висящих ряда блоков, каждый на много тонн. По законам природы это не может держаться.
Мой ответ здесь. Если кратко: Карнакский комплекс строился в эпоху чугуна, формованной смесью и строительным грунтом, с конца 17 века, и могут эти руины арки держаться только в одном случае - висящие блоки связаны сквозным армировочным ковким чугуном, вкладывавшимся в блоки при формовке.
Что, впрочем, и не особо скрывают. Вон он, чугун в расколовшемся блоке. И в постаменте под обелиском тоже.
Еще одно фото этой арки. 1859 год.
Ученые считают, что эта часть Карнакского комплекса строилась при Сети II - фараоне XIX династии, правившем в 1200-1194 годах до н. э.
К 1891 году часть армировочных элементов все-таки не выдержала, два блока сверзилось, и сооружение упростилось. Это фото с другой стороны, колонн Тутмоса III.
В этом упрощенном виде и зафиксировали конструкцию реставраторы, дополнительно, от греха подальше, укрепив стальной балкой со сквозными анкерами. Абсурд остался. И единый древнеегипетский барельеф эпохи Нового Царства - тоже.
120 лет спустя, та же арка.
Когда и как возникла арка, примерно понятно из истории создания Египта. Крупнейший в мире Карнакский храмовый комплекс, который априори невозможно не увидеть, проплывая по Нилу, появился довольно поздно. Два миссионера-капуцина открыли его в 1668 году. До этого он не был известен ни картографам,ни ученым и путешественникам, проплывавшим по Нилу в хорошо известный Верхний Египет. Нынешняя прекрасная древнеегипетская письменность с замечательными изображениями стала появляться на памятниках, как мы показывали, с 30-х годов XVIII века. До этого стены были пустыми либо с изображениями, отдаленно не похожими на нынешние. Вот вам и временные рамки. Стена появилась где-то в первой половине - середине XVII века, обвалили ее, нанося штукатурку с барельефом, в период после первой трети XVIII века. Блоки - обломки стены убраны; это значит, обрушили сами же создатели. Ну а сам факт подобного обваливания говорит о том, что создатели поленились или решили сократить трудозатраты - не стали армировать всю стену, а проложили только верние рядочки. Понадеялись на египетский авось; напрасно, как видим.
Каким образом могли сломать стену? Да простейшим. Во-первых, вспомним общее невысокое качество и повышенную хрупкость карнакской формовки; мы уже столько показывали лопнувших и рассыпавшихся блоков, что больше и говорить ничего не надо. Во-вторых, нанесение барельефа, даже фрагментарное, на часть стены, требует одновременного усилия многих людей, прижимающих форму к штукатурке, что уже само по себе нелегкое испытание для стены. А если сооружение, на котором стоят эти люди, еще и рухнет вместе с ними на форму, этого не выдержит никакая стена в Карнаке.
* Армирование крупных элементов построек вроде показанного храма было абсолютно неизбежным процессом, без него они бы развалились. Десятки примеров сквозного армирования висящих частей древних памятников найдете в этом обзоре. Не раз видели и описывали железяки, проходящие сквозь камень, авторы текстов якобы средневековых свидетельств о Великих пирамидах. О самих пирамидах до начала их строительства в ХVI эти якобы свидетели как правило писали феноменальную галиматью, но возведение других объектов видели и честно описали армирование в своих трудах; арабский Геродот Аль-Масуди например, египетский историк, географ и писатель Аль-Макризи ...
И в четыреста девяносто второй раз - для бетоноголовых. Формованные смеси памятников, искусственный гранит, другой искусственный камень триста раз не бетон, ни по каким признакам, свойствам, срокам, составам и т.д., ни по каким методам и приемам. Это принципиально другие технологии. Для минимального осознания разницы откройте, например, знаменитый "Справочник кустаря" - в нем есть и дополимерный гранит, и мрамора не один вид... - и поинтересуйтесь хотя бы сроками созревания искусственных камней. Профессор-мистификатор Давиденко целенаправленно ввел бетонную терминологию, чтобы надеть клоунские колпачки на оппонентов традиционных взглядов. Смесь также не раствор, не геополимер, не субстанция, которую льют. Если уж с чем-то сравнивать, то это плотная каша, тесто, мягкий пластилин, который накладывают, долго, постепенно наполняя любых размеров мягкие и твердые формы, и никаким образом не льют.
[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.