В прошлый раз мы прогулялись по софийской набережной и её окресностям -
25.06.2024. Самара. Бульвар Челюскинцев. Софийская набережная; а сегодня прокатимся по Волге. Ещё гуляя по набережной мы заметили некую пристань...
И подумалось, что тем или иным образом нас здесь прокатят по просторам Волги.
Вообще эта пристань - для речного трамвайчика курсирующего по расписанию на тот берег, то есть, во-первых, маршрут ограничен прямой; во-вторых, надо ждать, когда он придет с того берега.
Но рядом были частные лодки...
А я уже к тому времени был наслышан, что в Самаре практикуется, так называемое - речное такси, то есть за деньги - отвезут, куда хочешь.
Да ещё такой момент в школах вождения в Самаре учат не только наземный транспорт водить, но ещё и вождению, и правилам передвижения по реке.
Рядом стоящее огромное судно, может быть, когда-то и было переходом - но сейчас ресторан -
Спускаемся на пристань и быстро находим извозчика -
Кстати, не одно судно тут было; есть достаточно симпатичные...
Всё отчалили от пристани под названием "Осипенко / KinUP" -
Сейчас мы поплывем по Волге и, дабы скоротать время, я чуть расскажу об истории Самары и об объектах, которые мы видели (или потом увидим) на берегу...
Одним из ранних документов, где встречается упоминание топонима Самара, является «Хроника» (Chronicon, датируемая 1130/1131-1135 гг. Гуго Сен-Викторского, одного из основателей Сен-Викторской теологической школы богословия XII столетия. «Хроника» представляет собой своего рода трактат по истории и географии и называется «Описание карты мира», где имеется перечень гидрографических и хорографических объектов, а также наиболее значимых городов и поселений, известных на момент создания этого сочинения. Существует предположение, что прототипом географического раздела данного труда мог быть графический источник.
В тексте, вышедшем из-под пера Гуго Сен-Викторского, в лапидарной форме даётся перечень топонимов Скифии: Ортогорра (Ortogorra), Самарха (Samarchan), Аттиппи (Attipi), Александрия (Alexandria), Скифополь (Scitopolis), Поселение Сафир (vicus Saphiri). Важно заметить, что в «Описании карты мира» среди среднеазиатских городов не забыт и Самарканд, но, как ему и положено на это время, он именуется «Паранда». Таким образом, «Хроника» с топонимом «Самарха» являет собой протограф Эбсторфской карты мира, как в орфографическом, так и в «топонимическом наборе».
В «Книге извлечений» Ришара Сен-Викторского, которая датируется 1153-1162 гг. и восходит к «Хронике», упоминается Самара: при описании Скифии приводится следующий перечень городов: Ортогория (Hortogoria), Самарка (Samarcam), Аритпи (Aritpi), Александрия (Alexandria), Скифополь (Scitopolis), Поселение Сафир (vicus Saphiri). В этой средневековой энциклопедии присутствуют также и дополнения из «Этимологий» Исидора Севильского.
На берегу видим Софийскую набережную с высящимися объектами - Стела «Ладья» и Софийская церковь:
Стела «Ладья» - монументальная скульптурная композиция, одна из достопримечательностей Самары. Представляет собой массивную конструкцию из бетона двадцатиметровой высоты. Находится на Октябрьской набережной города недалеко от станции метро «Алабинская». Возведена в 1986 году по проекту самарских архитекторов Анатолия Янкина и Игоря Галахова.
Софийская церковь (храм во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии) - православный храм в Самаре на Чапаевской улице в Самарском районе города. Относится к Самарской епархии Русской православной церкви.
Самара среди прочих городов Скифии, обозначенных как «Сарматана» (c(ivitas) Sarmathana), находится за Кавказскими горами на северо-востоке в левом верхнем углу копии Сен-Викторской карты XII века из Мюнхена. Близ легенды «Сарматана» присутствует миниатюра города, окруженного стенами и башнями и расположенного на берегу сине-зелёной реки, несущей свои воды в сторону Кавказского хребта. Исследователь средневековой картографии Готье-Дальше (Patrick Gautier Dalché) полагает, что данная карта может считаться редуцированной копией Сен-Викторской карты, которая не дошла до наших дней.
Вдали на фоне неба сияет выпуклая крыша нового стадиона -
«Солидарность Самара Арена» (Космос Арена) - футбольный стадион в Самаре (Россия), построенный специально к чемпионату мира по футболу 2018 года.
После чемпионата стадион был передан самарскому футбольному клубу «Крылья Советов». Архитектурной особенностью арены являются её «космические» мотивы - купол из металлоконструкций, своим внешним видом отсылающий к космической тематике (Самара - один из центров космической индустрии России).
«Самара Арена» приняла шесть матчей чемпионата мира 2018 года: 4 матча группового этапа (в том числе матч сборной России), а также матчи 1/8 и 1/4 финала .
Там же сейчас играет и тольяттинский Акрон и Дзюба...
На Эбсторфской карте мира XIII века на реке Эдил помещен подписанный город Самарха (Самара): миниатюра города, опоясанного крепостной стеной, из-за которой виднеется дворец правителя в окружении построек меньшего размера. Севернее происходит сражение аримаспа с грифоном. Изображение города сопровождает следующая легенда: Самарха - это город, который расположен в Хазарии, области находящейся в Скифии; город этот по своим размерам превосходит Вавилон, ибо имеет в своей окружности 100 миль; находится же он под совместным управлением [двух] царей: один из них является язычником, а другой-христианин.
Пристань на другом берегу Волги "База отдыха Ладья" -
Судя по легенде на карте, Самарха имеет огромные размеры, она больше чем Вавилон. Несомненно, размеры города сильно преувеличены, это распространённый приём при описании каким-либо правителем размеров своих владений.
В октябре 1254 года в своём сочинении-отчёте «Путешествие в восточные страны» (Itinerarium fratris Willielmi de Rubruquis de ordine fratrum Minorum, Galli, Anno gratiae 1253 ad partes Orientales) францисканский монах, фламандец Гильом де Рубрук, который отправился по поручению французского короля Людовика IX Святого ко двору великого хану Мункэ в Каракорум (в 1253-1255 гг.), косвенно упоминает о «Самаре-острове»:
Затем я пустился в путь к Сараю ровно за две недели до праздника Всех Святых (16 октября 1254 г.), направляясь прямо на Юг и спускаясь по берегу Этилии, которая там ниже разделяется на три больших рукава; каждый из них почти вдвое больше реки [Нила] у Дамиетты. Кроме того, Этилия образует еще четыре меньших рукава, так что мы переправлялись через эту реку на судах в 7 местах. При среднем рукаве находится город по имени Суммеркент, не имеющий стен; но когда река разливается, город окружается водой. Раньше, чем взять его, татары стояли под ним 8 лет. А жили в нем аланы и сарацины - Гильом де Рубрук.
Важно отметить, что топоним «Город Суммеркент» означает по-тюркски «город Суммер», то есть «Самара-городок». Возможно, после упадка прежней прото-Самары из-за ряда причин (на которые могут ответить археологи), был перенесен ниже по течению, сохранив свое прежнее название. Подобный пример - «русские Помпеи» - Старая Рязань на Спасской луке Оки, и перенос этого города с прежним названием на новое место. Таким образом, год 1254-й можно с большой долей вероятности считать временем, до которого существовала «Старая Самара» эпохи Хазарского каганата на Самарской луке.
На Псалтырной карте слева от миниатюры Рая в верхней части карты присутствует легенда - «Сама[ра]», а рядом (северо-восточнее) находится «город Иазарон» (c[ivitas] Iazaron) - искажённое «Хазарский город».
В шестом сегменте Верчелльской карты (1270) присутствует следующая легенда: «Этот народ Аримаспы... [воюют] с грифонами [за драгоценные камни]» (Gens ista Arimaspi vero [...] cum griponibus...). На Севере от этой сцены имеется обозначение города с подписью Sarmaca (Sarmata). Это город Самара и на карте это дает географическую привязку для обозначения места обитания грифонов. Рядом с названием города приводится его характеристика (регион входил тогда в Хазарский каганат): Этот город... настолько велик, что имеет в своей окружности более чем сто миль..., в нём живут также и христиане.
В центре кадра виднеются Цирк и Храм Георгия Победоносца -
Самарский государственный цирк имени Олега Попова - государственный цирк в городе Самаре. Построен в 1969 году. Находится на Молодогвардейской улице. Зрительный зал вмещает 2185 человек.
Храм Георгия Победоносца - православный храм в Самаре, открытый 6 мая 2001 года. Строительство храма было приурочено к 2000-летию христианства и 55-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Храм имеет статус памятника. В нём поминают погибших во время Великой Отечественной войны жителей Самары, а также погибших в военных конфликтах и при ликвидации последствий Чернобыльской аварии.
В центре кадра высится Монумент Славы -
Монумент Славы в честь работников авиапромышленности в Самаре находится на площади Славы в Ленинском районе города. Является одним из символов Самары.
Здесь видим в "желтой шляпе" Офисный центр БЭЛ-Плаза, на берегу с трубами - Самарская ГРЭС:
Самарская ГРЭС - тепловая электростанция, находящаяся в городе Самаре на берегу реки Волги. Станция обеспечивает жизнедеятельность жилищно-коммунального хозяйства старой части города (исторического центра).
В кадр попадает слева Жигулёвский пивоваренный завод, по центру кадра - Иверский монастырь:
Жигулёвский пивоваренный завод - один из старейших пивоваренных заводов России, находится в городе Самаре, на берегу реки Волги. Завод был построен в 1881 году австрийским подданным Альфредом Филипповичем фон Вакано.
Именно на этом заводе изначально производилось знаменитое Жигулёвское пиво, ныне производимое под данной торговой маркой многими пивными заводами бывшего СССР.
Самарский Иверский монастырь - православный женский монастырь Самарской и Тольяттинской епархии Русской православной церкви, действующий в городе Самаре.
Другой (негородской) берег Волги, народ готовит пляжи к жаркому лету -
О христианизации правящей верхушки Хазарского каганата в VIII в. свидетельствуют археологические изыскания в районе «страны» Беленджер на Кавказе. Позднее под натиском арабских войск хазары будут двигаться на север, произойдёт массовое оседание на землю, в результате чего сложится т. н. «салтово-маяцкая» культура, которая в настоящее время покоится на дне Сулакской ГЭС. Заметим, что такие «мини-Атлантиды» на месте хазарских городских центров образовались на территории СССР из-за создания систем водохранилищ.
Погребальный комплекс вокруг Чир-Юрта принадлежит трем этническим группам, которые населяли город: аланы (катакомбные захоронения), болгары (ямные погребения), хазары (подкурганные катакомбы). На курганном участке кладбища, где покоились хазары, учёными были обнаружены две небольшие церкви VIII в., что является ярким свидетельством христианизации правящей верхушки каганата до её иудаизации на рубеже VIII-IX веков. На Средней Волге в степных долинах Самарской Луки в начале XXI века было исследовано несколько могильников с подкурганными погребениями рубежа VII-VIII вв., которые схожи с курганными погребениями Нижней Волги и Дона.
К примеру, в одном богатом погребении были обнаружены накладки от лука «хазарского типа». Присутствие хазар отмечено и гораздо севернее Самарской Луки. В могильнике у с. Шиловка (примерно 100 км севернее по течению Волги) в богатом погребении, помимо золотого византийского солида VII в., также находились костяные пластины со сценами охоты, изображения воинов на крепостной стене и пр. Специалисты считают, что рисунки на костяных пластинах близки изображениям на серебряных блюдах, которые были изготовлены в одной из хазарских ювелирных мастерских.
На знаменитой Херефордской карте мира (1285-1290) на Западе от мыса «Борей» на северо-востоке Азии близ миниатюры пеликана, который кормит своими внутренностями птенцов, присутствует легенда: Говорят, что от этих мест до самых Меотидских Болот всё считается Скифией. Здесь после снегов [простираются] обширные пустыни… Река Борей. Город Самаркан.
Здесь речь идёт не о среднеазиатском Самарканде Согдийском, так как он расположен совершенно в другом месте на Херефордской карте, на большом удалении от интересующей нас Самархи. Легенда карты для Самарканда гласит: Город Каспия. Здесь обитает народ Гирканов. Панда - это город Согдийцев. Народы Согдийцы и Дахи. [Здесь] устье реки Окс.
Вот прогулочный теплоход - Федор Достоевский:
Реклама - теплоход «Федор Достоевский» представляет собой четырехпалубный круизный лайнер проекта 301, изготовленный в Германии и недавно обновленный. На борту вас окружит атмосфера непревзойденного комфорта: обширные палубы с обзорными площадками и просторные внутренние зоны создают идеальные условия для спокойного отдыха. Этот корабль прекрасно подходит для романтических путешествий, одиночных приключений, а также для небольших групп и корпоративных встреч.
Пандой со времен античных историков, в частности Гая Юлия Солина и Плиния Старшего - основных авторитетов Средневековья в области географических представлений, именовался именно Самарканд. Например, в «Естественной истории» Гая Плиния Секунда Старшего читаем: «За бактрами проживает народ согдианов, а у них города суть следующие: Панда и Александрия, которая была основана Александром Великим на крайних пределах их земли…»
В топониме «Самарха» присутствует звук «х». Это наследие хазарско-арабской традиции, попавшее на графические поля западноевропейских табул: картографы обозначали названия топонимов в основном со слуха, а звук «х» был очень распространён в хазарском языке. К примеру, в слове «хакан», а не в славяно-греческом произношении «каган», или в названии хазарского города на Таманском полуострове «Таматархи» («Тамархи»), пока он не стал ромейской - византийской Матрахой / Матрегой (Μάτραcα) или русской Тмутараканью.
Постепенно звук «х» в написании редуцируется у средневековых картографов. Примером тому может служить топоним «Самар» на карте, изготовленной в 1367 г. братьями Пицигани. Легенда этой карты, которая относится к Самаре гласит (латынь и венецианский диалект XIV века): Самар[а] - это крепость, которая опоясана со всех сторон водой.
В этом месте мы разворачиваемся...
В дополнении к легенде, относящейся к «касру» (от араб. «замок») Самара художники окантовали миниатюру города реками. У истоков реки Самары (Самур), впадающей в Волгу, художник поместил изображение единственного на всей карте дерева. Из нижней части дерева струится на восток ручей. Близ «чудо-дерева» комментарий: «Вот дерево, из которого проистекает вода» (возможно, речь идёт о дереве Betula alba (pendula) - берёзе и берёзовом соке). Источник этой легенды мы находим в отчёте Ибн-Фадлана, который в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (908-932 гг.) посетил Волжскую Булгарию в мае 922 года. Можно предположить что эта информация попала на Запад из арабско-персидского мира или через Византию, или через Сицилию, во время правления императора Фридриха II Гогенштауфена (1194-1250).
Во время своего длительного путешествия Ибн-Фадлан переправлялся через множество рек (двигался он на север по левобережью Волги), в частности и через реку «Самур», которая по названию, топографии и маршруту следования посольства, вполне соответствует реке Самаре. В «Записке» путешественника сказано: Потом мы ехали несколько дней и переправились через реку Джаха, потом через реку Азхан, потом через Баджа, потом через Самур, потом через реку Кабал, потом через реку Сух (Сок), потом через реку Канджалу, и вот мы прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд.
Если говорить об археологических свидетельствах времён Золотой Орды, то в районе Самары находится два городища, которые имеют отношение к этой эпохе: одно в 20 км ниже населенного пункта Сингилей; другое напротив Самары близ деревни Переволок. Еще в XIX веке в районе городищ наблюдались видимые над землей руины кирпичных и каменных построек, встречались серебряные и медные монеты, но планомерные археологические исследования там не проводились.
На карте-планисфере 1448 года бенедиктинского монаха из монастыря Св. Петра в Зальцбурге (ordinis Sancti Benedicti de Salisburg) Андреаса Валшпергера (родился около 1415 г.) на большой реке в Восточной Европе присутствует топоним «Samarchar».
Укрепленный замок, расположенный на левом берегу Эдиля (Волги) на карте мира 1459 года Фра Мауро именуется Cамар (Samar). Cамар(а), окруженный высокими крепостными башнями с зубцами, между которыми находятся проездные ворота, расположен на месте впадения «голубой реки» (fl[umen] coche su) в Волгу. Название свидетельствует о том, что воды реки Самары в эпоху Средневековья отличались чистотой и прозрачностью. По этой замечательной карте мира, основанной на лучших графических и письменных источниках, имевшихся в распоряжении ее создателей, можно сразу расставить акценты по поводу неправомерного отождествления Самары и Самарканда в зарубежной историографии на протяжении длительного времени - легенда, помещенная близ города Самарканда гласит: «Самаркандское Царство. Это Царство Самаркандское находилось под властью Тамерлана… Этот прославленный город [Самарканд] с истинным благородством был украшен прекраснейшими постройками, среди которых особенно выделялся свой величиной и мощью замок. Правитель же этого государства был исключительно из того рода, из которого происходил сам Тамерлан».
Река Самар (Samar fl.) имеется на карте 1562 г. Энтони Дженкинсона «Описание России, Московии и Тартарии...». В путевых записках «Путешествие господина Антония Дженкинсона из города Москвы в России до города Бухары в Бактрии в 1558 г., описанное им самим для лондонских купцов Московской компании», которые могут служить дополнением к карте, сказано: 16 июня мы прошли мимо нескольких рыбачих хижин называемых Petowse, в 20 лигах от устья Камы. Здесь происходит большой лов осетров. Так, продолжая путь далее, мы прошли 22-го мимо другой большой реки - Самары, которая вытекает из вышеуказанной [Пермской] страны, течет через ногайскую землю и впадает в Волгу.
На карте 1566 года Каспара Вопеллия за «Ра, рекой Волгой, или Эдель» на землях «Ногайской орды» изображен уже частично руинированный замок «Крепость Самар» (Sama[r] Castrum). Изображая миниатюру с руинами Самары, автор-составитель карты, несомненно, хотел подчеркнуть древность и запустение данного города.
Таким образом, топоним «Самарха» (Самара) присутствует в средневековой западноевропейской картографической традиции.
Если учитывать разрыв между фиксацией того или иного положения вещей и нанесением информации на карту, а этот процесс занимает в среднем 30-50 лет, то можно говорить о конце XI в. А если предположить, что «Хроника» Гуго Сен-Викторского имела в своей основе еще и графический протограф, то мы приблизимся к середине XI столетия, когда Хазария еще существовала. То есть на Эбсторфской карте мира и на Верчельской табуле, а также на их протографах первой половины XII в., которые до нас не дошли, содержится информация как минимум первой половины IX в., которая относится к истории Хазарии до первого периода иудаизации правящей верхушки в 802/803 г. Здесь можно упомянуть также и важную миссию просветителя славян св. Константина (Кирилла) Философа, прибывшего к хазарскому двору в 860 г. для обращения кагана в православие.
Важнейшим источником определения датировки также является сочинение арабского историка, литератора и географа Абỹ-л-Хасан Али ибн ал-Алū ал-Мас’ỹдū (ум. 956 г.): Жители столицы - мусульмане, христиане, иудеи и язычники. Иудеями являются: царь, его окружение и хазары его рода. Царь принял иудейство во время правления аббасидского халифа Хãрун ар-Рашūд [правил в 786-809 г.г.]. Ряд евреев примкнул к нему из других мусульманских стран и из Византийской империи. Причина в том, что император, правящий ныне, т.е. 332 год Хиджры [943-944 г.г.], и носящий имя Роман [правил в 920-944 г.г.] обращал евреев своей страны в христианство силой и не любил их 〈…〉 и большое число евреев бежало из Рума в страну хазар.
Повествование Аль-Масуди о принятии иудаизма в Хазарии в эпоху правления Хãруна ар-Рашūда опиралась на еще более раннее сочинение, ныне утраченное. Существуют два фрагмента, которые основываются на недошедшем до нас протографе. Они инкорпорированы в сочинение арабского космографа Шамс ад-дūна Мухаммеда ибн абỹ Тãлиба ад-Димашкū (1256-1327 г.г.). Там говорится, что во времена Хãруна ар-Рашūда император ромеев (по всей видимости, это был Никифор I (правил в 802-811 гг., с 803 г. совместно с сыном Ставракием) изгнал иудеев из Византии.
Они двинулись в Хазарию, «где нашли умных и благочестивых людей, объявили им свою веру, а те признали ее наиболее правильной, присоединились к ней, оставаясь [в этой вере] некоторое время. Затем воевало с ними войско из Хорасана, захватило города их, страну их, они [хазары] стали [их] подданными. Рассказывает Ибн ал-Асир [арабский историк живший в 1160 - 1234 г.г.] также, что они приняли ислам в 254 [г. по Хиджре, т. е в 868 г.]; он указывает, что причиной принятия ими ислама послужило военное нападение тюрок. Вот они [хазары] попросили помощи от людей Хорезма, а те ответили: “Вы - неверные, примите ислам, и мы поможем вам.” Те приняли ислам, за исключением царя их, и помогли им хорезмийцы, и отступили от них тюрки. После этого принял ислам и царь их».
Приведём также сведениями из сочинения «Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах…» арабского географа начала X в. Абỹ ‘Алū Ахмед ибн ‘Омар, Ибн Русте (Ибн Даста), когда верхушка Хазарского государства уже приняла иудаизм, т.е. ориентировочно с 802/803 и до 869/870 г.г.: «Царь у них прозывается Иша [Бек]; верховный же государь у них - Хозар-Хакан. Но этот последний только по имени государь, действительная же власть принадлежит Иша, так как он относительно дел управления и распоряжения войсками, занимает положение такого рода, что не даёт отчёта ни кому, кто бы стоял выше его. Верховный глава их исповедует веру еврейскую; той же веры равным образом как Иша, так военачальники и вельможи, которые состоят при нём; прочие же Хозары исповедуют религию, сходную с религиею Турок».
А мы поворачиваем к Рождественской воложке через Рождественский проран и продолжим рассказ завтра...