О прекрасных Пропилеях Акрополя и о процессе создания древнегреческих колонн на наглядных примерах

Oct 01, 2024 06:39

Неисчерпаем великий Афинский Акрополь - античная классика на все времена!
Сколько раз смотришь старые съемки, столько раз открываешь интересное.




Это Пропилеи, первое в мире фото выдающейся достопримечательности древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики, акватинт с дагерротипа 1839 года. Спроектировал сооружение древнегреческий архитектор Мнесикл. Строительство началось в 437 году до н.э. в эпоху Перикла и закончилось в 432 году до н.э. Монументальные ворота были выполнены из белого пентелийского мрамора с вкраплениями более темного элевсинского мрамора (для создания контраста).

Вот эта дорическая колонна, крайняя правая, попалась на фотографии 1882 года.




Отметим неспешность древних греков. Древние римляне уже в 1853 году начали укладывать свои ступени 1 века н.э. поверх чугунных вкладок в рассыпавшуюся (то еще качество!) формовку древних греков.






А древние греки к 1882 году все еще возятся с колонной 5 века до н.э.

Формуют элевсинский мрамор плашечками с хомутом-стяжкой.



А пока мрамор застывает красивыми античными каннелюрами, наверху колонны предыдущая формовка рассыпалась к эрехтеоновой матери. Выпал большой кусок и открыл странный плетень, совсем не похожий на обычные арматуры древнегреков из стержней - чугунных изделий. Тихий ужас сделали древнегреки. Скрутили проволоки-штыри как Зевс на душу положит, залепили мрамором. Естественно вылетело. Нельзя делать такое армирование. Первый же сезонный перепад температур - и плетение поспособствует разрушению изделия.



Рискнем предположить, что это был этап освоения первых новаторских арматурных элементов Уилкинсона древними афинянами. Методом проб и ошибок. Арматуру нужно располагать только прямо и фиксировать жестко. Никаких вольных и упругих фигур быть не должно!

В 1868 году Афины и Пропилеи посещал фотограф Бонфилс.
И как часто с ним случалось, увековечил больше, чем следовало.




Помимо уже привычного делания античного мрамора плашечками и обручем...



...нечаянно снял всю технологию строительства античных мега-колонн Пропилеев древними афинянами.

Отметим знакомые плашечки поверх толстого эластичного материала. Но главное - это еще не залепленная элевсинским мрамором часть колонны.

Как видим, она сложена из кирпичей. Поверх приторочен хомут с вертикальными стержнями. Чермет, без сомнений.
Никакого смысла для укрепления сердцевины колонны в этих палках нет; кирпичная кладка на растворе сама по себе прочней железо-мраморного изделия. Это армирование для будущего мрамора, своего рода штукатурная сетка. В древнеримских термах - древнегреческом гимнасиуме славного античного города Саламина мы уже видели такое.
Древние афиняне оказались народом обучаемым, поняли, как не надо делать, на примере нижерасположенного арматурного опыта, и сделали как надо.



Та же колонна на фото с другой стороны, 1874 год.






Еще одно фото с другой стороны в лучшем ракурсе, 1893 год. Плашечки для формовки древнегреческого мрамора как бросили древнегреки четверть века назад, так они и торчат. Мало того, долепили мрамор и прижали его еще одним рядом плашечек под обручем-хомутом. Явив реальную технологию изготовления прекрасных колонн.






Но главное не это. Посмотрите, на чем стоит многотонный блок архитрава. Ясно, что стоять на краю элевсинского мрамора хоть из кирпичей сделанного, хоть из штукатурки под плашечками, хоть на капители с проволочным каркасом - показывалась в прошлый раз - он не может. Кроме того, и монтаж сооружения с установкой многотонного блока был невозможен без этой недоделанной колонны. Сначала ставится колонна, потом блок, а не наоборот. Разрушиться и отремонтироваться силами древнегреков колонна тоже не могла - не выдержит эта древнегреческая хлипкость, рухнет архитрав. Есть только один вариант - сначала был поставлен чугунный стержень, на него водружен архитрав, а стержень закрыли элевсинским мрамором строители-отделочники колонн. Окончание этого процесса пришлось уже на эпоху фотографий.

Есть и еще более ранее фото с этой колонной, 1852 года. Качества неважного, тем не менее достаточного для подтверждения: колонна еще недостроенная в верхней части стоит.






Особо мудрым историкам сети сообщу, что в официальной истории эти колонны до начала реставраций великого греческого архитектора Баланоса в 1895 году вообще никто не трогал, такими, как на фото до 1895 года, они, как принято считать, стояли с античности.

Несетевые историки насчет этих колонн придумали отговорку. Во всех википедиях вы можете прочесть о том, что в античных колоннах Пропилей со времен Перикла стоял цветмет, который в истории умели выплавлять древнегреки, но в ходе реставраций, делавшихся с начала 20 века н.э. до 1950-х годов реставраторы заменили цветной металл на железо и чугун. В результате образовалась новая проблема, от окислов железа почернел мрамор колонн, и нужно снова реконструировать, чтобы реставраторское железо изъять, и реставрировать, чтобы вернуть мрамору белизну.

Отговорка глупая, хоть и единственно возможная. Ибо за всю первую половину 20 века нет ни одной фотографии с разобранными на сегменты колоннами Пропилей, ни одного описания работ по изъятию античных стержней, ни самих стержней, которые, как считается, были потеряны или украдены. Все колонны на всех фото всех лет стоят в целости и в одной поре всю первую половину 20 века, все их некритичние трещины и детали остались неизменными с середины 19 века до 1980-х годов, сняты были только плашечки с хомутами для формовки элевсинского мрамора.

Изредка встречаются вот такие виды, с сегментами колонн, доставленными, как видно, для надлежащего зрелища, но колонны Пропилей опять же целые, обломки-сегменты - не от них. Кто хочет, ищите разобранные колонны Пропилей на ссылке выше, там представлены съемки этой части Акрополя за полтора века, или в других коллекциях. Я не нашел.




Еще раз полюбуемся на кирпичную основу колонны с капителью, сформованной на таком же провочном каркасе, теперь уже Парфенона, к которому ведут Пропилеи. 1874 год. Мрамор облетел, кирпичи открылись. Так что это именно античная постройка до всех реставраций, начатых знаменитым Баланосом, автором метода анастилоза.






Пройдем немножко к северу от Парфенона. Фото периода 1868-1870 годов.

Идет достройка колонн одного из главных храмов древних Афин Эрехтеона. Храм датируется 421-406 годами до н.э., выполнен в ионическом ордере, посвящен Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.




Мало сомнений, что еще до готовности колонны элевсинский мрамор выкрошился до самого чугуна, и древнегреки постепенно залепляют тело древнегреческой колонны, причем даже не кирпичом или штукатурными слоями, чтобы оттиснуть на последнем выемки-каннелюры, а какими-то деревягами.



Та же колонна попала в кадр выдающемуся фотографу Бонфилсу в 1868 году.






Вот так и лепили древнегреки свои великолепные древнегреческие колонны дорического, ионического и коринфского ордера - малыми фрагментами, с помощью чугунных стержней, хламной основы и плашек под хомутами на последнем штукатурном слое.

Обломки колонн, не предназначенные для монтажа, а только для украшения древних панорам, изготавливались отдельно, они аккуратные и ровные, к строящимся стоящим колоннам отношения не имеют, радуют глаз туристов и ум ученых.

Плашечки на фото колонн, попавшие под занавес постройки в середине 19 века в несколько объективов - это и есть древнегреческая технология высекания фустов колонн. Все античные колонны Акрополя до эпохи реставраций лепились вкривь и вкось, малыми отрезками.
В них нет ни одной одинаковой каннелюры - красивой ложбинки вдоль фуста колонн.
По-другому такие кривые каннелюры не получить.

Храм Зевса 6 века до н.э., наши дни.



Других следов технологий древнегреков, кроме этих кривеньких, пошаговых каннелюр, не осталось.

Внизу для иллюстрации надлежащей технологии живописно брошены обломки-сегменты, из каких якобы и составлялись колонны древнегреками.




Отдельно отвечу тем особо мудрым историкам сети, которые частенько приходят комментировать с одной песней: нельзя делать выводы по старым фотографиям, это туфта, езжай на место, смотри, трогай - вот это будет реальное исследование.

От небольшого ума такие суждения.

Так, для общего. Реставрации с реконструкциями всех объектов идут непрерывно. С 1980-х годов, например, действуют 12 программ реставрации Парфенона. В 2019 году стартовали еще две программы, по которым будут переустановлены 360 древних и 90 новых блоков... Вид, который застали археологи и реставраторы, остался только на фотографиях 19 века, более нигде, они и есть единственный источник, который может дать представление о технологиях древнихъ грековъ без новоделания и купюр.

Небольшая галейка реставраций 1980 и 1986 годов. Посмотрите и сами скажите для себя: оставлен ли здесь хоть один пятачок, сохранивший следы строительных технологий, наличествовавшие к моменту начала реконструкций и реставраций в конце 19 века?











































Ума и здоровья.

*
Другие материалы по созданию истории

[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.

Греция

Previous post Next post
Up