Храмы Ангкора

Jul 13, 2012 15:21

Из Бангкока мы поехали в Сием-Рип с одной целью - посмотреть на величественный храмовый комплекс Ангкор, столичный район Кхмерской империи IX-XV вв. Крупнейший до-индустриальный город Земли, площадью более 1000 квадратных километров. Специалисты до сих пор спорят, сколько людей жило здесь. Остатки ирригационной системы позволяют предположить, что это число могло достигать миллиона человек. Считается, что комплекс "открыл" для европейцев французкий естествоиспытатель и путешественник, Анри Муо, в 1860 году, хотя в реальности комплекс никогда не был полностью заброшен.



Что же здесь было и во что превратилось - наши впечатления под

Ангкор стал доступен туристам совсем недавно, всего несколько десятилетий назад.


Еще в 70-е годы комплекс был убежищем для красных кхмеров, а археологи были выгнаны. В наследие этих событий большая часть многочисленных статуй Будды лишена головы.


Не все храмы стали очищать от джунглей, благодаря чему можно увидеть, как корни гигантских деревьев оплетают постройки.


Один из самых больших и известных комплексов - Ангкор Ват.


Храм состоит из трёх концентрических прямоугольных строений, высота которых увеличивается в направлении к центру. Внутреннее сооружение содержит пять башен в форме лотоса и символизирует гору Меру - центр мира.


Стены храма украшают Апсары - полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды. Их изображают в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности.


Также очень известным сооружением Ангкора является храмовый комплекс Байон в центре Ангкор Тома.


Комплекс известен невероятными лицами Будды, смотрящими на четыре стороны света.


Поднявшись повыше, можно сфотографировать внушительный барельеф Будды анфас.


Кроме Байона в комплекс Ангкор Том входит множество небольших храмов. Они украшены красивыми барельефами.


А западная стена храма Бапуон выложена в виде лежащего Будды.


Часто в храме можно встретить изображение Нага. В мифах древнего Индостана ему отводилась роль мудрого правителя подземного царства. Нага в виде семиглавой кобры охранял покой медитирующего Будды. К тому же он считается символом воды. Поэтому скаты и коньки крыш буддийских храмов часто украшают скульптурами змей. Таким образом верующие надеются спасти свои святыни от наводнений и других ненастий.


За 1000 лет буйная растительность камбоджийских джунглей почти полностью поглотила и разрушила храмы.


Ошибки, допущенные при строительстве, ускорили процесс.


В итоге работа по восстановлению храмов превратилась для археологов в титанический труд.


Огромную первоначальную работу в первой половине 20 века проделал Анри Маршаль, фанатично влюбившийся в это место французский архитектор и археолог, даже после выхода на пенсию не уехавший отсюда.


Переняв на Яве у голландских археологов метод анастилоза, он с успехом применил его здесь.
Суть его проста, но реализация требует неверятных усилий - сначала все камни и блоки, как упавшие, так и все еще стоящие, тщательно описываются и каталогизируются. Затем конструкция полностью разбирается, укрепляется фундамент и паззл складывается обратно.


Однако не все кусочки удается найти, а некоторых и просто больше не существует. Песчаник - не самый крепкий материал. Тогда "умельцы" заменяют недостающие фрагменты бетонным "новоделом".


Реставрационные работы продолжаются и по сей день - швейцарцы выбрали себе один храм, японцы другой - работы хватит всем. В ход идет компьютерное моделирование и тяжелая техника.


Тем удивительнее наблюдать технологические артефакты, изготовленные, как утверждается, в 11 веке. Как можно было вот так отфрезеровать метровую колонну из хрупкого песчаника при диаметре меньше 10 см? Да не одну - их таких тысячи!


Или свободно вырезать абсолютно плоскими гранями камень, что песчаник, что латерит...


... и притирать блоки друг к другу так, что не просачивается вода?


Верный ответ вряд ли когда-то будет найден, зато наши современники уже начали оставлять свой культурный слой поверх неоконченной реставрации.


Туризм - и спасение, и проклятие Ангкора. Ежегодно комплекс посещают около 3 миллионов человек. При цене билетика 20 долларов на день или 40 на три дня - несложно посчитать сколько денег собирает местная казна. Частично они идут на уборку и обустройство территории, частично из них финансируются археологические проекты. Но у этой медали как обычно есть и обратная сторона.


Толпы туристов, кроме непосредственного воздействия на храмы, несут с собой скрытые угрозы. Например, из-за развития туризма в Сием Рипе увеличилось количество отелей, каждый из которых имеет свою скважину до водоносного горизонта. Излишнее выкачивание воды дестабилизирует почву и тем самым угрожает сохранности тяжелых каменных построек.


Все вокруг пропитано жаждой легких туристических денег. Боевые группы попрошаек, продавцов сувениров и воды, водителей тук-туков буквально атакуют каждого посетителя на входе и выходе.


Хотя Ангкор и не утратил полностью религиозного значения, сюда по прежнему приходят монахи и паломники.


Ну а мы продолжаем наше путешествие ;)


Previous post Next post
Up