Пришлось побороться с самим собой, чтобы остаться на фильм открытия «Два дня». В прошлом году «Кинотавр» с помпой начали с совершенно неудобоваримого фуфла - кучи маленьких новелл про Москву. Побоялся - и сегодня торжественно преподнесут продукт тусовочного междусобойчика. Однако остался. И не пожалел.
Авдотья Смирнова, известная мне как ведущая передачи «Школа злословия» (вместе с Татьяной Толстой), даром, что девочка из тусовки, сняла трогательную картину про нереальную любовь в контексте нашей суровой действительности. Зацепило и повело. Авдотья, или Дуня, как упорно называл её на представлении фильма продюсер Дишдишян, - человек явно талантливый, неравнодушный. И снято тоже очень талантливо. Оператор Максим Осадчий. Если увижу, что он снял какой-нибудь фильм - посмотрю хотя бы для того, чтобы насладиться картинкой.
И еще я пытаюсь понять: почему не люблю смотреть наши фильмы? Даже талантливые, от которых не отдает сериалом или капустником?
Вот американцы могут смотреть кино только про себя. И удачные иностранные картины переснимают, чтобы действие происходило в Штатах, а не где-нибудь на краю американской географии, во Франции («Невезучие», «Пришельцы в Америке»), и тогда с упоением смотрят. А мы наоборот, толпой валим на фильмы про них, а про нас - игнорируем.
Во время войны, Отечественной, фронтовики, если попадали в тыл, не хотели смотреть фильмы про войну, «где стреляют». Им войны хватало в реале. Им хотелось про любовь, мирную и спокойную жизнь. И сейчас мы как на войне, может, поэтому не хотим смотреть кино про то, в каком говне живем? Даже очень талантливое кино. А кинематографисты наши упорно снимают как раз про это.
Click to view
И дунин фильм, если бы в нем не было трогательной, хотя не вполне достоверной истории про любовь московского хлыща в исполнении московского же хлыща Федьки Бондарчука к провинциальной дурочке-интеллигентке, тургеневской барышне, сыгранной Ксенией Раппопорт, а были бы только губернатор-ворюга, министр-хапуга, нищие интеллигенты-подвижники и так далее, встал бы в ряд зеркал, в которые смотреть не хочется.
Хотя и американцы, судя по кассовым сбором, свой реал тоже не жалуют. В лидерах проката и там - отнюдь не Оливер Стоун. «Аватар», «Трансформеры», «Люди Х, Y, Z etc» последние-первые серии «Звездных войн», Поттер и даже любимый мною «Властелин колец» - все это скорее продвинутые мультики нового поколения, сказочные истории про то, чего на самом деле в жизни нет, но очень хочется.
Click to view
Друзья мои, российские кинематографисты! Вы милые и очень талантливые люди. Всякий раз, толкаясь среди вас на «Кинотавре» с бутылкой теплого «Мартини» в руках, я испытываю к вам добрые чувства. Но не к вашим фильмам, к сожалению. Снимайте сказки, снимайте про любовь, которой в жизни не бывает, но очень хочется. Взлетите над суетой, и нас позовите с собой. Мы подтянемся, когда созданный вами на экране иллюзорный мир совпадет с нашими несбыточными мечтами...