Обучение | Объективы | Часть 2

Aug 24, 2012 11:29

Оригинал взят у podakuni в Обучение | Объективы | Часть 2


Оглавление:


Продолжаем тему объективов, начатую ранее. Как уже говорилось, эта серия постов будет сопровождаться мини-конкурсами или домашними заданиями, как будет угодно. В конце каждой статьи даётся небольшое задание по обсуждаемой теме. В течение недели вы выставляете свои варианты фотографий по теме в комментариях к этому посту. По окончании недели я выбираю победителя и от меня ему достаётся мини-приз: купон на 3.000 рублей на услуги "Фотопроекта".


Правила участия:
1. Условия участия
1.0 Модератор всегда прав
1.1 Допускаются к участию все желающие, с любой фототехникой, с любым уровнем работ
1.2 От одного участника не более 1 фото
1.3 Допускаются только работы от их непосредсвенных авторов (чужие фото вывешивать нельзя)
1.4 Авторы сами урегулируют всю отвестенность по отношению к третьим лицам (сами разбираются с теми, кто изображён на фото, если возникают споры)

2. Технические требования
2.1 Размер фотографий не должен превышать 1000 пикселей по большой стороне
2.2 Фотографии нужно выкладывать в комментариях первого уровня к этому посту
2.3 Ссылки на фотографии рассматриваться не будут

3. Суть задания
3.1 Нужно сделать фотографию, в которой раскрывалась бы тема задания
3.2 Эти карточки должны быть в основе свое именно фотоснимками

4. Время проведения конкурса
4.1 Приём работ с момента публикации поста и в течении недели
4.2 Обработка и вынесение решения - в первый день следующей недели

5. Дополнительно
5.1 Этот миниконкурс скорее для удовольствия и разминки. Главное тут - общение, тренировка, игра мысли
5.2 НЕ торопитесь! Подумайте - может надо сделать новый кадр, а не брать из архивов?
5.3 Тут можно почитать о том, как вставлять картинки в комментарии: http://htmlka.com/pictures/

Важно!
В ЖЖ работает система антиспама и поэтому некоторые комментарии будут попадать в спам, а пользователям будут приходить соотвествующие сообщения. Не переживайте, ваши комментарии никуда не денутся и я их со временем раскрою в ручном режиме.

Приз (купон на услуги "Фотопроекта") победитель получит по электронной почте. Дальше сам решит что с ним делать - заказать себе фотокнигу, напечтать фотографии на указанную там сумму, оплатить занятия в фотошколе или получить какие-либо иные услуги этой сети. Можно подарить этот купон родным, друзьям или близким. Как видите - всё очень просто! =: ) Но если что-то не понятно по условиям конкурса - задавайте вопросы в комментариях.

Объективы | Часть 2

В предыдущей части обсуждались фокусные расстояния и мы рассматривали на какие группы формально делятся объективы по этой характеристике. Сейчас же я бы хотел поговорить о чуть более сложной проблеме: о том, что происходит с объективами на кропе или, говоря другими словами - как размеры матрицы влияют на угол зрения объектива и что при этом происходит с его фокусным расстоянием и перспективными искажениями. Эта тема постоянно вызывает много вопросов, поэтому попробуем разобраться с ней детально.

3. Определение кропа
Матрицы современных фотоаппарататов выпускаются самой различной величины, потому что производители пытаются найти приемлемый компромисс между компактностью техники и качеством изображения (эту тему мы более подробно обсуждали здесь):



Сравнение физических размеров матриц современных цифровых фотоаппаратов

Сама технология производства сенсоров для цифровых фотоаппаратов такова, что чем больше матрицы, тем сложнее их делать и, как следствие, тем дороже они получаются. Причём, увы, пока, по мере увеличения размеров сенсоров, их цена растёт в геометрической прогрессии.

В результате, в поиске ещё одного баланса между пользовательскими качествами (удобно же, когда всё понятно и можно использовать старый парк оптики, оставшийся от "плёночных" фотокамер), стоимости производства сенсоров (если делать их большими, то они получаются очень дорогими и потребители не готовы покупать такие фотоаппараты массово) и качеством фотографий (чем больше размер сенсора, тем, при прочих равных, получаются лучше фотографии) родился очень популярный сейчас класс фототехники с матрицами, меньшими чем плёнка.

Эти меньшие матрицы принято называть "кропнутыми" (от англ. crop - обрезать). Диагонали матриц этих фотоаппаратов меньше диагонали полноразмерного кадра (полноразмерный кадр, или fullframe - это кадр, соответствующий плёнке 35-мм стандарта, 36 х 24 мм, диагональ у него - 43.2 мм) в какое-то количество раз. Эту разницу учитывают при помощи кроп-фактора (от англ. crop factor, crop - обрезать, factor - множитель). То есть, если у какого-то фотоаппарата диагональ матрицы меньше диагонали полноразмерного кадра, например, в 1.5 раза, то говорят, что "у этой камеры кроп-фактор 1.5":



Сравнение размеров матриц и кроп-факторов некоторых современных цифровых фотоаппаратов

Сводная таблица кроп-факторов и физических размеров матриц с некоторыми примерами конктетных моделей, в которых они используются:

ОбозначениеКроп-факторФизический размерФотоаппараты (основные модели)Полнокадровые, плёнка 35-мм стандарта136 х 24 ммCanon EOS 1D X, Canon EOS 5D mk*, Nikon D4, Nikon D3*, Nikon D800, Sony Alpha A900APS-C, DX1.5 - 1.7от 20.7 х 13.8 мм до 25.1 х 16.7 ммCanon EOS 1100D, Canon EOS 650D, Canon EOS-M, Nikon D3200, Nikon D5100, Fujifilm X100, Fujifilm X-Pro1, Sony Alpha NEX* и многие другие1.5"1.8518.7 х 14 ммCanon PowerShot G1 Xmicro 4/3, 4/3"218 х 13 ммOlympus PEN*, Olympus OM-D, Panasonic Lumix GF*, Panasonic Lumix GH*CX, 1"2.712.8 х 9.6 ммNikon 1 V1, Nikon 1 J1, Sony RX1002/3"≈48.8 x 6.6 ммFujifilm X-S1, Fujifilm X101/1.63" - 1.8"≈4.5 - 5около 7.6 x 5.7 ммOlympus XZ-1, Canon PowerShot G10, Panasonic Lumix DMC-LX2 и многие другие1/2.3" - 1/2.5"≈6около 6.2 х 4.6 ммNikon COOLPIX S3100, Olympus SP-560, Panasonic Lumix DMC-TZ30, Fujifilm FinePix S8000 и многие другие
* заменяет обозначения нескольких моделей в линейке

4. Что происходит при фотографировании на камеру с кропнутой матрицей?
Давайте посмотрим, как работают объективы с кропнутыми камерами (фотоаппаратами, в которых стоят матрицы, меньшие по размерам, чем плёнка 35-мм стандарта). Если объектив обычный, полноразмерный (рассчитанный на работу и с кропнутыми камерами, и с фулфреймовыми), то происходит вот что:



Принцип работы кропнутых фотокамер

Объектив честно формирует круг изображения диаметром 43.2 мм, чтобы в него можно было вписать полноразмерный кадр (36 х 24 мм). Но в фотоаппарате стоит сенсор, меньшего размера, кропнутый. Поэтому на флешке будет записана только центральная часть (обведена синим цветом) из всего сформированного кадра. И этой центральной части будут присущи все перспективные искажения данного угла зрения.

Кропнутая матрица стоит в камере или полноразмерная - для системы линз объектива всё равно. Фокусное расстояние (дистанция от главной точки объектива до матрицы) не поменяется, оно останется неизменным, потому что это конструктивная особенность данного конекретного объектива. 50 мм так и будут на кропе 50 мм. И такие вещи как рисунок или глубина резко отображаемого пространства (про эти вещи мы поговорим позже) у этого "полтинника" останется характерной для объектива с фокусным расстоянием 50 мм.

Если использовать объектив с одним фокусным расстоянием на фулфреймовой камере и одновременно на кропнутой, делая кадры с одного и того же места, то картинки будут выглядеть в центральной своей части абсолютно одинаковыми по своим характеристикам:



Кадр, снятый с одной точки на фотоаппарат с полноразмерным сенсором



Кадр, снятый той же точки на фотоаппарат с кропнутым сенсором

Изменится только угол зрения: он станет уже в кроп-фактор-раз. То есть, одно и то же фокусное расстояние на фотоаппаратах с разным размером матрицы будет давать разный угол зрения:



Зависимость диагонального угла зрения от размера матриц при одном и том же физическом фокусном расстоянии

Объектив так и останется с фокусным расстоянием 50 мм. Но тот же сюжет, что полностью помещался на полнокадровый сенсор, теперь будет умещаться только тогда, когда фотограф отойдёт от объекта съёмки на такое расстояние, как будто у него объектив с фокусным расстоянием f x кроп-фактор (для 50 мм на APS-C это будет 50 мм х 1.6 = 80 мм). Слова "как будто" тут очень важны, как вы понимаете. Чтобы описывать этот эффект применяется термин эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР).

Чтобы получить по охвату точно такой же сюжет, что и на полнокадровой камере, обладателю кропнутого фотоаппарата придётся с тем же объективом отойти на больше расстояние. При кропнутой матрице всё будет помещаться в кадр только тогда, когда его владелец отойдёт так далеко, как будто у него не обозначенное фокусное расстояние (допустим, те же 50 мм), а в кроп-фактор-раз больше (50 мм х 1.6 для APS-C = 80 мм). То есть эквивалетное фокусное расстояние станет уже 80 мм.

А уже когда фотограф отойдёт от объекта съёмки, он будет получать другие перспективные искажения (за счёт более пологого прохождения лучей через лизны объектива):



Зависимость перспективных искажений от диагонального угла зрения и расстояния до объекта съёмки

Фотолюбители так привыкли к популярнейшему 35-мм стандарту фототехники, что параметры фокусных расстояний им понятны без пояснений: например, если объектив имеет фокусное расстояние 100 мм - то это длиннофокусный, а если 28 мм - то широкоугольный, всё ясно, ничего объяснять не нужно. Поэтому сейчас на фотоаппартах с меньшими, чем 35-мм кадр матрицами, часто пишут эквивалентные фокусные расстояния наряду с актуальными:



Фотоаппарат FUJIFILM X10

К примеру, на приведённом выше снимке видно, что на торце объектива FUJIFILM X10, оснащённом матрицей 2/3" (соответственно, с кроп-фактором 4), указаны актуальные фокусные расстояния зума: 7.1 - 28.4 мм. Эти фокусные расстояния как правило ничего не говорят фотолюбителю. Вернее, они могу его даже ввести в заблуждение, потому что в 35-формате такие значения соотвествовали бы сверхширокоугольному объективу. Но, поскольку матрица этой фотокамеры имеет кроп-фактор 4, то эквивалетные фокусные расстояния будут другими, в 4 раза большими. И вот они-то и нанесены на объективе сверху, прямо на кольце зуммирования: 28 - 112 мм.

5. Что влияет на перспективные искажения?


Кадр с заметными перспективными искажениями

Для начала, я бы хотел уточнить несколько моментов:
Во-первых, под "перспективными искажениями объектов" подразумевают визуальное изменение пропорций. Например, если взять людей с карточки выше, то сейчас у них на фото большие голова и руки, но маленькие ноги и туловище. Хотя в жизни пропорции тела вполне нормальные. Эти искажения пропорций тела и называются "перспективными искажениями объектов в кадре".

Во-вторых, общую перспективу кадра не надо путать с перспективными искажениями. "Общая перспектива" - это, по сути, геометрия кадра: что, где и как расположено, что ближе, что дальше. А что такое "перспективные искажения" - я описал пунктом выше.

В-третьих, хотя наши глаза и видят перспективные искажения, но очень часто мозг не даёт нам осознать их в полной мере. То есть, когда мы рассматриваем какой-либо объект с разных сторон и с разных расстояний, то в мозгу создаётся целбный образ объекта и там "прописываются" все его пропорции. В результате, когда мы в жизни смотрим, например, на лицо или фигуру человека, то мы как правило совсем не замечам перспективных искажений - наш мозг их корректирует на лету. Кстати, именно поэтому для портретной съёмки предпочтительнее как можно более длиннофокусные объективы.

Дано: фотоаппарт + зум-объектив + штатив + гипсовая голова в студии. 8 кадров были сделаны с одного места, со штатива, с разными фокусными расстояниями. Полученные кадры я объединил в слайдшоу (открывается по клику на превью):




Если слайдшоу не показывается, то вот прямые ссылки на кадры:
28 мм - 35 мм - 50 мм - 70 мм - 105 мм - 135 мм - 200 мм - 300 мм

А потом я взял и из каждого кадра оставил только голову и вот что получилось (открывается по клику на превью):




Для тех, у кого не работает слайдшоу, вот прямые ссылки на кропы:
28 мм - 35 мм - 50 мм - 70 мм - 105 мм - 135 мм - 200 мм - 300 мм

Как говорится - найдите 10 отличий.

Однако, всё меняется, если начать двигать камеру. Вот кадры, в которых лицо нашего героя получилось примерно одинакового размера только потому, что по мере увеличения фокусного расстояния объектива я отодвигал штатив дальше от головы (открывается по клику на превью):




Для тех, у кого не работает слайдшоу, вот прямые ссылки на кропы:
28 мм - 35 мм - 50 мм - 70 мм - 105 мм - 135 мм - 200 мм - 300 мм

Какие тут выводы? А они очень простые. Только угловые размеры объекта влияют на его перспективные искажения в кадре. То есть, от фокусного расстояния перспективные искажения не зависят. По сути, от фокусного расстояния объектива зависит только сюжет, который окажется в кадре.

6. Резюмируя вышесказанное
Итак, если собрать всё вместе, то выводы будут следующими:
Во-первых, кропнутые фотоаппараты фактически ничем кроме размера матриц не отличаются от полнокадровых собратьев. Примение кропнутой матрицы в конструкции - всего лишь способ уменьшить габариты, вес и стоимость системы. На качестве изображений это, конечно, тоже сказывается, потому что в фототехнике работает правило "размер имеет значение" (чем больше размер матрицы, тем, при прочих равных, качественнее получаются изображения). Но во всём нужен взвешенный подход, поэтому производители ищут компромисс между ценой, размерами и качеством снимков, и гнаться исключительно за полнокадровыми системами нет особенного смысла - найдутся фотоаппараты, у которых матрица будет больше, чем у заветного для многих фулфрейма. =: )

Во-вторых, наличие кропнутой матрицы не меняет фокусные расстояния у объективов. Это значение - техническая характеристика самих линз и она не меняется от размера установленного в фотоаппарате сенсора. Кроп-фактор матрицы влияет только на диагональный угол зрения объектива, заставляя фотографа с кропнутой камерой отходить дальше, как будто у него объектив с фокусным расстоянием помноженным кроп-фактор. Чтобы учитывать этот эффект используют термин "эквивалентное фокусное расстояние", а многие производители указывают его наряду с реальными фокусными раастояниями.

В-третьих, на перспективные искажения объекта влияют только его угловые размеры, поэтому использование одного и того же объектива на фотоаппарате с кропнутой матрицей и на камере с полноразмерным сенсором будет приводить к тому, что в первом случае фотографу для получения идентичного снимка надо будет отойти дальше. Соотвественно, это поменяет угловые размеры объекта съёмки и изменит перспективные искажения. А это позволяет сказать: таки, да - фокусное 50 мм на кропе будет более подходящим для портретов, чем на фулфрейме. =: )

Продолжение следует...

Домашнее задание



Предлагается сделать креативный портрет. Наиболее интересный снимок победит, а его автор получит приз. Больше фантазии, друзья!
Previous post Next post
Up