Как работают авиадиспетчеры. Часть-2

Oct 26, 2013 00:52

Продолжаем фотоотчет о дне открытых дверей в "Киевцентраэро".

Здание "Украэроруха" находится на территории аэропорта "Борисполь". В этом здании находится диспетчерский зал, откуда ведется контроль воздушного пространства центральной Украины - Киевской, Черкасской, Черниговской, Житомирской и Винницкой областей.

На фото аэропорта Борисполь, эпохи "постройки терминала Д" это комплекс зданий в правой части снимка. Руины на переднем плане - начало строительства терминала "Д"



Сам зал управления воздушным движением достаточно большой, в длину метров 70, в ширину метров 20.
Как и на диспетчерской вышке, работа поделена на участки. Кто-то отвечает за контроль транзитных самолетов, кто-то опускает или поднимает самолеты с аэродромов на эшелоны, кто-то контролирует движение самолетов в районе аэродромов. А в Киеве и округе их целых 6 гражданских (Борисполь, Жуляны, Святошино, Гостомель, Чайка и Бородянка) и один военный - Васильков.

Собственно, сам зал выглядит так (вид с места руководителя смены)


Отличительной особенностью украинского контроля воздушного пространства является нахождение в одном зале военных и гражданских диспетчеров. (На фото, военные диспетчеры располагаются в противоположном конце зала).

Эта схема совместной работы считается достаточно прогрессивной, и позволяет минимизировать конфликты между военными и гражданскими пользователями воздушного пространства. Раньше, во времена СССР, отсутствие плотного взаимодействия между военными и гражданскими диспетчерами иногда приводило к авиакатастрофам.

К слову, в Европе всего несколько стран используют аналогичную схему размещения диспетчеров, но количество таких стран неуклонно растет. И Украина здесь в числе лидеров.

Рабочее место диспетчера.
Обратите внимание на отсутствие на столе лишних предметов. Большинство операций выполняется с помощью мышки.
Изображение на экране монитора сильно напоминает картинку одного известного сайта http://www.flightradar24.com/49.26,31.82/7

Только у диспетчера больше самолетов на экране и больше информации


Не так давно компьютерная система прошла очередную модернизацию. Интерфейс рабочего места настолько удобен в работе, что создается впечатление, что диспетчеры все делают с легкостью. Все многочисленные расчеты, которые делались у диспетчером на бумаге и в голове, теперь выполняются компьютером.


Например, система подсказывает , какие борта могут опасно сблизится и дает информацию диспетчеру о конфликте за 30-40 минут до возможного события. У диспетчера есть достаточно времени для принятия решения и разведении бортов в воздухе. Или, например, на экран диспетчера выводится информация с приборов самолета о фактической скорости, эшелоне полета и пр. Видя реальную картину, диспетчер может дать более точные команды бортам и заранее планировать воздушную обстановку.

Все это, в совокупности с системой предупреждения столкновения в воздухе , которая установлена на каждом самолете (TCAS) делает практически не возможным случайное столкновение самолетов в воздухе. Еще лет 20-25 назад это казалось невозможным.

На фото: Группа диспетчеров которая спускает самолеты с эшелонов для посадки в киевских аэропортах.


На разных участках работы разная нагрузка.
Например диспетчеры, которые ведут транзитные самолеты больше загружены ночью (когда идет трафик из Европы в Азию и обратно) и менее загружены днем.
Диспетчеры которые работают с садящимися и взлетающими самолетами в Украине больше загружены утром и вечером, а ночью и в обед загрузка у них минимальна.

В центре зала находится диспетчер , который планирует загрузку диспетчеров. У него есть графики загрузки воздушного пространства, которые составляются согласно поданным флайт-планам от авиакомпаний. Учитывая то, что один диспетчер в час может сопроводить не более 39 бортов, диспетчер распределяет нагрузку среди персонала смены.


Но вернемся к событию, из-за которого открыли двери этого режимного объекта, а именно , Дню авиадиспетчера.

В этот день в центре управления воздушным движением проводились экскурсии


Специально выделенный диспетчер рассказывал журналистам, как это все работает


Любой желающий ребенок мог посидеть в кресле начальника смены


Маленьким девочкам разрешали поиграть с шариком


А маленьким мальчикам разрешали поиграть с самолетиками


(Это шутка такая, для тех кто не понял)

И напоследок, несколько интересных фактов

- Самым молодым диспетчерам доверяют самую сложную работу. Они отвечают за движение самолетов возле аэродромов. Говорят, молодые более быстро принимают решения и обладают лучшей реакцией.

- Авиадиспетчер в совершенстве должен владеть иностранными языками, в первую очередь английским. В кризисных ситуациях, пилоты переходят на родной язык, забывая стандарты ИКАО. И задача диспетчера понять, что говорит пилот.

- Раньше, авиадиспетчер готовился в ВУЗе по программе аналогичной обучению штурманов. При небольшой переподготовке он мог работать штурманом в гражданском флоте.

- Каждый авиадиспетчер несколько раз в год осуществляет полеты в составе экипажа украинской авиакомпании. Т.е. весь полет находится в кабине пилотов. Это позволяет взглянуть на работу диспетчеров " с другой стороны" и понять действия пилотов в той или иной ситуации. Аналогично, пилоты проходят стажировку в центре управления воздушным движением.

- Радиообмен между диспетчером и экипажем ведется на языках ИКАО - русском и английском. С 1 января 2014 года в Украине радиообмен будет вестись только на английском языке (как и везде в мире).

- Самолеты летают не как хотят, а по выделенным трассам - воздушным коридорам. Воздушный коридор - не всегда прямая линия между точкой входа в Украину или точкой выхода. В СССР воздушным судам было запрещено покидать пределы коридора. В современной Украине управление авиадвижением строится по европейскому принципу, т.е. если есть возможность для спрямления траектории самолета, диспетчер разрешает лететь самолету по кратчайшему расстоянию или выйти за пределы коридора, чтобы самолет попал в попутный воздушный поток. Так экономится топливо и разгружается воздушное пространство
Однако , пока еще, войти в воздушное пространство Украины и выйти из него самолет может только в определенной точке входа и выхода в Украину. Так военным легче контролировать воздушное пространство. В Европе ( в Польше , например) таких точек входа нет, самолет может входить в воздушное пространство страны не там где удобно средствам ПВО, а там где удобно экипажу самолета.

- Ежегодно, украинские ВУЗы готовят в 3-4 раза больше авиадиспетчеров, чем количество вакансий диспетчеров.

А через несколько дней будет выложен репортаж из музея "УКРАЭРОРУХ". Ожидайте )))

фото самолетов, ukbb, УВД, avia, kbp, aviation, авиадиспетчеры, spotters, plane spotting

Previous post Next post
Up