Хроническая болезнь Советского Союза

Jun 07, 2016 12:25

Оригинал взят у aboutcccp в Хроническая болезнь Советского Союза

Почти каждый раз, когда я покупаю банку шпрот, я задаю себе вопрос: Как возможно было в стране пославшей первого человека в космос, в стране атома и бесконечных ресурсов создать практически тотальный дефицит?

Сегодня Латвия поставляет шпроты во все страны, какие только возможно, а раньше шпроты являлись дефицитом, появлявшиеся только на большие праздники или дни рожденья. Как так? Банка шпрот и консервированного горошка могла храниться месяцами в ожидании своего звездного часа.



«Советская власть делает все для блага человека. И вы знаете этого человека».

Так народная память запечатлела «глубоко уважаемого» Леонида Ильича Брежнева, ставшего в 1964 году, после смещения Никиты Хрущева, первым лицом в государстве. Анекдот довольно точно передает суть семидесятых - эпохи «торможения». Новая, «брежневская» элита отказалась от концепции быстрого развития ради «стабильности», обернувшейся на практике отставанием. Темпы роста ВВП, которые в 50-е составляли в среднем 8% в год, снизились в 60-е до 5,5% и в 70-е - до 4%. Соответственно, в условиях «торможения» национальный продукт начал распределяться избирательно. Если каста чиновников и партийных работников ни в чем особо себе не отказывала, то остальная страна, так и не успев «догнать Америку», роптала в очередях и сочиняла анекдоты о «социалистическом изобилии».

Недаром говорил уважаемый товарищ Райкин.

“В ТЕАТРЕ ПРОСМОТР, ПРЕМЬЕРА ИДЕТ.

КТО В ПЕРВОМ РЯДУ СИДИТ? УВАЖАЕМЫЕ ЛЮДИ СИДЯТ: ЗАВСКЛАД СИДИТ, ДИРЕКТОР МАГАЗИНА СИДИТ, СЗАДИ ТОВАРОВЕД СИДИТ. ВСЕ ГОРОДСКОЕ НАЧАЛЬСТВО ЗАВСКЛАДА ЛЮБИТ, ЗАВСКЛАДА ЦЕНИТ.

ЗА ЧТО? ЗАВСКЛАДА НА ДЕФИЦИТЕ СИДИТ!” - ГОВОРИЛ ГЕРОЙ АРКАДИЯ РАЙКИНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ФИЛЬМЕ “ЛЮДИ И МАНЕКЕНЫ”.

В почете стали те, кто не создает блага, а кто их распределяет. Советский Союз породил убогую - рабскую систему, где нужно было унижаться, перед торговцами.



Стоять в очередях, буквально за всем. Включая очереди за машинами и квартирами. И если квартира еще давалось - распределялась условно бесплатно после многих лет очередей, то машина стоила невообразимых денег и стала предметом фетишизма для некоторых, для большинства автомобиль был недостижимой мечтой.

Связи, блат, знакомые знакомых иерархия приближения к дефициту.



В отстутвиие других индустрий развлечения оставалось либо водка, либо книга. И если водки до Горбачевких времен хватало с избытком, то с книгами была проблема. Бумажная промышленность работала на полные мощности вырубая деревья и производя бумагу, а книг хороших не хватало. Тонны партийной литературы и коммунистической пропоганды пылилось на полках, а на классику мировой литературы бумаги не хватало. Доходило до курьезов когда, дешевую партийную - идейную литературу скупали в магазинах и прямиком везли на пункты приема макулатуры. Впрочем, таких находчивых граждан могли и пропесочить на партийном/комсомольском/профсоюзном собрании, если на них донесут работники приема макулатуры. Советский Союз тратил миллионы на поддержку африканских режимов, коммунистических государств и безумным программ по освоению целины, но на собственных граждан товаров не хватало. Несмотря на дефицит машин, автомобили гнались на экспорт где сбывались чуть ли не цену металлолома.  Либо в качестве поддержки по льготным ценам. Египту Лады с печками вместо кондиционеров.

Не секрет, что наиболее высокий уровень жизни в СССР был в республиках Закавказья и Прибалтики. Возьмем в качестве примера главный фетиш советской эпохи дефицита - личный автомобиль. Если в 1985 году в РСФСР уровень автомобилизации составлял 44,5 автомобиля на тысячу населения (причем в основном за счет Москвы, Ленинграда и южных областей), в Грузии этот показатель равнялся 79, а в Прибалтике - 80-110. Сегодня уровень автомобилизации составляет в среднем по России 250 автомобилей на тысячу населения, а в Грузии - 130.

В газетах и на партсобраниях коммунистическая партия изо дня в день заботилась о трудовом народе а на деле существовал целый класс приближенных и избранных, которые паразитировали на созданной Советским Союзом системе.

В то время, когда одни страдали из-за хронического товарного дефицита, другие на нем зарабатывали. Нехватка определенных товаров, а также разница между регулируемыми госценами и ценами черного рынка, создавали чудовищные диспропорции в товарном обмене. К примеру, в восьмидесятые можно было поменять импортный видеоплеер на долю в кооперативной квартире в центре Москвы. Даже в начале девяностых в столице нередко совершались сделки из разряда «Меняю машину «Москвич» на квартиру». Кому-то эти диспропорции приносили огромные доходы. «Уже в семидесятые годы в одной Москве было несколько тысяч долларовых миллионеров», - уверяет Юрий Бокарев.

Кто виноват? Сегодня сказали бы Обама, а тогда те-же капиталисты империалисты, не желающие торжества рабочего класса , нечего не изменилось. Только бы не признавать свои собственные ошибки и просчеты экономического планирования.

Дефицит в СССР был хронический.



Первый пик был вызван индустриализацией, сворачиванием НЭПа и внедрением новой организации экономики[8][9]. Появился дефицит на многие товары массового спроса, в том числе продукты питания, и с конца 1928 года в городах вновь вводится многозвенная карточная система, то есть нормированное распределение по группам населения. При этом сохранялась свободная коммерческая продажа этих продуктов по очень высоким ценам[10][11][12]. Этот пик, как утверждала официальная идеология, постепенно сошёл на нет к концу 1930-х годов с подъёмом стахановского движения. Отмена карточной системы в 1935 годусопровождалась одномоментным резким повышением государством цен, сократившим покупательский спрос. Ей предшествовала легализация в мае 1932 года колхозных рынков, на которых разрешили торговать и колхозникам, и частникам, а также массового создания подсобных хозяйств при предприятиях.[13]

Считается, что поводом для этого послабления послужил бунт в городе Вичуга Ивановской области рабочих Объединённой мануфактуры им. Шагова, фабрики им. Красина и фабрики «Красный Профинтерн» по причине резкого снижения карточной нормы выдачи хлеба с 1 апреля 1932 года.[14]

Своего апогея первый пик достиг в начале 40-х годов.[15]

Второй пик был вызван Великой Отечественной войной[16] и закончился с завершением послевоенного восстановления экономики.

Третий пик товарного дефицита в СССР был вызван последствиями экономических реформ 60-х годов (крах и свертывание «косыгинской реформы»)[17] и, в дальнейшем, после некоторой (связанной с высокими нефтяными ценами) стабилизации - в период Перестройки (особенно в последние, 1989-1991-й годы), когда, в результате резкого увеличения номинальных денежных доходов населения, дефицитными стали практически все пользующиеся хоть каким-либо спросом товары[18][19]

В промежутках между этими пиками товарный дефицит продолжал существование, но не доходил до введения карточного распределения. Предвоенные годы целиком прошли под знаком борьбы Политбюро с массовым наплывом покупателей в крупные промышленные центры. До осени 1939 года «товарный десант» в крупные города не имел продовольственного характера. Жители сёл и небольших городов ездили по стране в поисках мануфактуры, обуви, одежды. С осени 1939 года стали расти очереди и за продуктами. Центром притяжения оставалась Москва. Московские очереди явно имели многонациональное лицо, по ним можно было изучать географию Советского Союза - по сообщениям НКВД, в конце 1930-х годов москвичи в московских очередях составляли не более трети. В течение 1938 года поток иногородних покупателей в Москву нарастал, и к весне 1939 года положение в Москве напоминало стихийное бедствие. НКВД рапортовал: «В ночь с 13 на 14 апреля общее количество покупателей у магазинов ко времени их открытия составляло 30 000 человек. В ночь с 16 на 17 апреля - 43 800 человек и т. д.». У каждого крупного универмага стояли тысячные толпы.[20]

Подобная ситуация повторилась и позже, в 80-х годах («колбасные поезда» и т. п. явления).

Дефицит мог возникать не только по причине недопроизводства, но и из-за неорганизованности снабжения и распределения товаров, разгильдяйства на местах.

Но что бы подсластить горькую пилюлю адептам Советского Союза. Скажем откровенно в Советском Союзе не голодали и негров не вешали.

Чтобы прилично одеться и урвать дефицитную продукцию в Советском Союзе, нужно было отстоять огромную очередь в магазине, переплатить спекулянтам или иметь «лапу» в «комке» (комиссионном магазине).



Однако среднестатистический житель СССР все же носил дефицитные польские костюмы и ботинки «Саламандра»; на праздник кушал дефицитную сырокопченую колбасу; по выходным ходил в театр Ленинского комсомола; хранил деньги не в сберегательной кассе, а на заветной полочке дефицитной немецкой стенки; ставил цветы в дефицитную хрустальную вазу и смотрел по дефицитному цветному телевизору дефицитные заграничные видеокассеты.

-  Муж приходит домой и застает жену с любовником.

- Вот ты здесь глупостями занимаешься, а во дворе напротив апельсины дают!

Использованы материалы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%82_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

1990-е, 1960-е, история СССР, 1970-е, 1980-е

Previous post Next post
Up