Фамилия первой женщины, получившей звание «Почетный чекист», была Грундмане. В 1965 году на советские экраны вышел фильм «Гадюка» - экранизация одноименного очерка Алексея Толстого. Это - о ней. Да, имена изменены (и то не все), но жизненный сюжет угадывается очевидно. Самое интересное, что и трагический финал Толстой почти угадал.
Актриса Нинель Мышкова в роли главной героини к/ф "Гадюка"
Из райкома - в ЧК
Графу об образовании Эльза Грундмане в анкетах не любила больше всего. Потому что в ней приходилось писать сакраментальное «три класса церковно-приходской школы». Больше дочери латышского крестьянина-батрака учиться не пришлось. Когда грянула революция 1905-го ей было 14 лет, и с этих пор она вся - в борьбе. Приехала в Ригу, связалась с революционерами, вступила в ленинскую РСДРП.
Дальше были четыре ареста, тюрьма, 1917-й. Зимний дворец в октябре того года защищал женский батальон, а среди штурмовавших его «слабый пол» был представлен именно Эльзой Грундмане.
В следующем году Грундмане - комиссар особых отрядов 3-й армии. Руководила реквизициями продовольствия у крестьян, карательными операциями против повстанцев в тылу Красной армии. В 1919 году перебралась в Москву, ее двинули на пост 2-го секретаря одного из райкомов партии. Номенклатура! Но адреналин кипел в крови «неистовой Эльзы», и партийная работа после лихих рейдов по повстанческим территориям показалась ей пресной. Дальнейший выверт ее карьеры просто не имеет прецедентов - прямиком из райкома партии… на оперативную работу в ЧК. Так она попала в группу знаменитого Ефима Евдокимова.
Евдокимов - фигура в ЧК хрестоматийная, «полевой Дзержинский». Во время Гражданской войны он возглавлял особые отделы на всех решающих фронтах. Его приметы в контрразведках Деникина, Врангеля, Махно знали наизусть - чтобы при случае кончить без разговоров. Очень уж удачлив был чекист Евдокимов. Это он раскрыл в Москве организации Национального центра и Штаба добровольческой армии Московского района, это он громил подпольные сети анархистов, эсеров, деникинцев. В команде Евдокимова были Леонилд Заковский (он же Генрих Штубис - латыш, ставший одним из самых страшных палачей НКВД), Михаил Фриновский, Федор Фомин - будущая элита советской госбезопасности. Теперь к ним присоединилась и Эльза Грундмане, в кожаной, перетянутой портупеей тужурке, с неизменным маузером на боку. Маузер ей подарил сам Евдокимов после одной из удачных операций. А их в ее автобиографии хватило на две страницы убористого текста.
Как в кино!
«Выезжала в Донбасс для разработки и ликвидации деникинской организации по затоплению шахт. Во время производства арестов на одном из рудников несколькими участниками организации и несколькими укрывшимися офицерами было оказано вооруженное сопротивление; в результате арестовано активных участников организации - 36. Руководила разработкой и операцией по ликвидации петлюровской организации в школе красных командиров, целью которой были переход и сдача неприятелю курсантской бригады. Во время разоружения с отрядом сотрудников было оказано сопротивление, арестовано активных участников - 38 человек; участвовала в ликвидации дела ЧУСОСНАБАРМА - продажи имущества армии, как-то: орудий, пулеметов, подков, соли и т. д., - махновцам. Арестовано 8 человек. С тремя сотрудниками произвела арест махновской организации в 1-м запасном полку. Арест производился во время восстания полка. Цель махновцев была: устроить восстание всех запасных частей гарнизона и перейти на сторону Махно. Арестовано 18 человек. Раскрыта махновская организация на бронепоезде, которая, арестовав комиссара поезда, хотела передать поезд Махно. Арестовано 12 человек во главе с командиром поезда».
Вы поняли - с тремя сотрудниками она арестовывает 18 человек, да не каких-то интеллигентов на их квартирах, как в 1937-м, а заговорщиков-махновцев! И это только начало. «За время работы участвовала и руководила ликвидацией следующих банд: банда Нечая - сдалась благодаря агентурной работе среди банды и лично ездила на переговоры. Банда Шевчука - была уничтожена в бою. Атаман сдался. Банда Лихо - половина сдалась во время переговоров, другая половина во время боя разбита и убит сам атаман Лихо. Банда Артема - атаман был взят, когда я осталась заложником в банде, где, в общем, пробыла как заложница 7 суток. Остальная банда мне сдалась по прибытии в г. Винницу. Комсостав банды в количестве 15 человек оказывал сильное сопротивление, в результате 8 человек бандитов было убито. Остальные разоружены…»
Тут она даже кое о чем умолчала по скромности. Дело Лихо - Артема относится к началу 1920 года. Особый отдел ВЧК Юго-Западного фронта получил задание ликвидировать расплодившиеся в районе Винницы банды, самыми опасными из которых были отряды Артема и бывшего прапорщика Лихо. Сил было крайне мало, главные силы фронта ушли на Кубань добивать Деникина. Короче, решить вопрос банальной войсковой операцией не было физической возможности. Решили брать нахрапом.
Эльза вместе с еще одним чекистом направились прямиком в банду Артема. На шляхе их остановили, поинтересовались: «откуда такие красивые». «Из Винницкой ЧК, - ответила Эльза. - Ведите к Артему». Обалдевший от такой наглости атаман принял чекистов как дорогих гостей. Поговорили. Договорились так: Артем едет на переговоры к Евдокимову в Винницу, а Эльза остается в заложниках у его людей. Евдокимов же рассусоливать не стал, сразу поставив ультиматум - сдаваться: «Подумай! На раздумье даю день. В лес не вернешься, побудешь здесь у нас. И знай: если хоть один волос упадет с головы нашего представителя…»
Тем временем в банду заявился старший товарищ Артема - Лихо. И в разгар гулянки по поводу «высочайшего визита» вознамерился попробовать «комиссарского тела» Эльзы Грундман. «Артем гарантировал мне безопасность». - «Артем? Он без моего разрешения шагу ступить не смеет, а тут гарантию дал?» Не долго думая, Эльза незаметно вытянула револьвер у какого-то захмелевшего бородача и сказала: «Ну, тогда пойдем… на сеновал».
За порогом она выпустила в Лихо весь барабан, а дверь заблокировала, бросив в нее предусмотрительно захваченную керосиновую лампу. Крики, стрельба, суматоха… Она ушла оврагами и через несколько часов вышла к своим. Когда такое в кино показывают, не верится. А вот поди ж ты…
Пророчество Толстого
Список ее наград впечатляет не меньше, чем автобиография: орден Красного Знамени (1926), трижды - именные золотые часы (1920, 1923, 1928), именной портсигар (1921), лошадь (1921). А в 1924 году она первой среди женщин получила знак «Почетный сотрудник госбезопасности».
Советский военачальник Роберт Эйдеман писал о Грундмане: «Смелая, восприимчивая, она не знала слов „не могу“, „не под силу“ даже тогда, когда речь шла о самых невыполнимых задачах. Она была твердой, уверенной в борьбе. У нее была солдатская рука и сердце большевика. Эта рука и это сердце никогда не дрогнули в борьбе с врагами пролетарской революции. Но это сердце и рука умели всегда с товарищеской сердечностью помочь товарищу по борьбе - если ничем другим, то горячим вдохновляющим словом». Когда Толстой писал свою «Гадюку» то он вложил в уста соседей по коммуналке другую характеристику своей героини: «Бывают такие стервы со взведенным курком… От них лучше подальше». Какая вернее? Обе - с какой стороны посмотреть.
В Ольге Вячеславовне из толстовской «Гадюки» Эльза угадывается моментально (благо и фамилия Евдокимов в рассказе присутствует): та же затянутая ремнями лихая кавалеристка, с трудом привыкающая к мирной жизни, платьям, перманенту и керосиновой плитке. Впрочем, тут Толстой несколько погрешил против биографии Эльзы, ибо она-то ни на какой «дембель» не ушла, а продолжала давить «контру» в органах Украины и Северного Кавказа. А с 1930 года пошла на повышение в Москву. И тут надо понимать, что путь этот ее - по сломанным судьбам. Причем далеко не только «убежденных врагов советской власти», бандитов и прочего асоциального элемента, а порой просто «классово чуждых».
Кончается толстовская «Гадюка» так: Ольга Вячеславовна влюбляется в ответственного партработника, но тот предпочел ей смазливую вертихвостку. И вот эта вертихвостка является на квартиру к «Гадюке» с визгливой претензией: «Это совершенное бесстыдство - лезть к человеку, который женат! Все знают, что вы - с венерическими болезнями… И вы с ними намерены делать карьеру! Да еще через моего законного мужа!» Ольга Вячеславовна глядела, как слепая, на визжавшую Сонечку… И вот волна знакомой дикой ненависти подкатила, стиснула горло, все мускулы напряглись, как сталь… Из горла вырвался вопль… Ольга Вячеславовна выстрелила и - продолжала стрелять в это белое, заметавшееся перед ней лицо".
Заметим, что Толстой написал это в 1928 году, когда реальная Эльза Грундман стреляла на Кавказе «всякую контру», а не жен ответственных работников. Но, как всякий большой писатель, он слишком хорошо знал человеческую натуру, чтобы поверить, будто история Эльзы Грундман закончится персональной пенсией и нянчаньем внуков. И напророчил.
Когда ее перевели в Москву, Эльза с нерастраченной пылкостью 39-летней женщины влюбилась в начальника Московского уголовного розыска. Роман был бурный, чувства били через край и скоро стали заметны для окружающих. Последовало роковое объяснение. Уйти от семьи и детей начальник угро не смог. А может, и жена его приходила к Эльзе. «Это совершенное бесстыдство - лезть к человеку, который женат!» Тогда Эльза Грундман достала маузер, подаренный ей Евдокимовым и… нет-нет, жена начальника угро осталась жива. Маузер Грендмане поднесла к собственному виску.
А через шесть лет грянул «большой террор 1937-го». Фриновский, Заковский - все ее «коллеги» были арестованы (за Евдокимовым приехал лично Берия). И харкая кровью в подвалах родной Лубянки, давали собственноручные показания о «шпионаже в пользу Гондураса» и «контрреволюционном заговоре». К тому времени наворотили они в стране такого, что, право, лучше бы шпионаж контрреволюционный заговор. Расстрел - самое гуманное, что светило им по любым законам божеским и человеческим. Жаль или хорошо, что Эльза не попала в эту мясорубку - каждый волен решать сам. Она то ни в чьей жалости явно не нуждалась.
ИСТОЧНИК Федеральная служба безопасности (ФСБ) России отмечает свой 20-летний юбилей. 3 апреля 1995 года президент РФ Борис Ельцин подписал закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». В соответствии с документом Федеральная служба контрразведки (ФСК) была преобразована в Федеральную службу безопасности.