За 80 лет до выхода на российские экраны незаслужено нашумевшего фильма (сильно шумит он, правда похоже, только в России, а на Западе уже забывают и книгу и кино), Хеди Ламарр (Hedy Lamarr) шокировала публику во всем мире представлением страстной женской сексуальности.
“Неприлично и морально опасно.” “Неуместно, безнравственно и скабрезно.” “Чрезвычайно смело.”
Очень похоже на рецензии к скандальному 50 Shades of Grey, не правда ли?
Речь, однако, идет о чешском фильме Ecstasе, вышедшему на экраны в 1933 году.
Картина была первым непорнографическим фильмом, показавшим женский оргазм, и она катапультировала 18-летнюю актрису, тогда еще носившую имя Хеди Кислер (Hedy Kiesler) в высоты международной известности.
Хеди потом придется сменить имя ровно для того, чтобы дистанцироваться от этого скандального дебюта. А в "Экстазе" она сыграла Еву, молодую женщину, замужем за стариком, который к тому же оказался импотентом.
По фильму она плавает голышом в озере, лошадь от неё ускакивает, а вся одежда остаётся с лошадью, свёрнутая в комок на крупе. Голая Ева гонится за лошадкой по сельской местности, и, по ходу дела, встречает "прынца", молодого человека, с которым будет страстно любиться потом.
Тут нужно отметить, что Ева уходит от мужа, но технически не разводится с ним.
Поэтому, когда она крутит постельные сцены с любовником, то она совершает прелюбодеяние, что в 1933 году вызывает бурное общественное порицание усиленное прекрасным актерскому представлением этого акта.
По теперешним стандартам, как говорят критики, сцена не очень откровенная: там рука елозит по ковру, жемчужное ожерелье срывается в порыве страсти, но самый скандал вызвали гримасы ее лица, свидетельствовавшие о любовном экстазеa (читай: оргазме).
Все это, натурально, кончается сигаретой.
Как и в случае "50 оттенков серого" зрители разделились на два лагеря.
Были очарованные чувственной красотой актрисы зрители, толпой валившие на международный кинофестиваль в Венеции, где фильм демонстрировался как арт-хаусный (в отличие от 50 ОС).
Были, само собой, и те, кто заклеймил кино как грязное, типа папы римского, проклявшего картину в ватиканской многотиражке. Среди последних был и муж Кислер, пожелавший уничтожить все копии картины. Католический легион приличий (Catholic Legion of Decency) осудил кино, штатовские офицлица конфисковали картину, ссылаясь на её непристойность и несоответситвие закону о тарифе (Tariff Act).
В конце-концов фильм в США попал, семь лет спустя, но показывали его в ограниченном количестве кинотеатров.
Кислер, готовясь в скорости стать Ламарр, тоже слиняла в США, кинув мужа, который, так уж кстати получилось, оказался к тому же нациком.
Потом Ламарр сожалела об этой своей роли и говорила, что была подростком-дурочкой, когда согласилась сняться в "Экстазе". Долгие годы после этого все её знали как “Ecstasy Girl,” и, как она признавалась в интервью журналу LIFE в 1938 году, "люди пялились на меня, как на кого-то в зоопарке".
С её шестью замужествами она испытала трудности в признании её не только, как смазливой актрисы, но и как женщины с мозгами. Ведь это она, в соавторстве с композитором Джорджем Антейлом (George Antheil) ра зработала радиоуправляемую торпеду, которую нельзя перехватить или заглушить.
Ламарр поделилась с Антейлом очень важной идеей: если дистанционно сообщать координаты цели управляемой торпеде по одной частоте, то враг может легко перехватить сигнал, заглушить его или перенаправить торпеду на другую цель, а если использовать на передатчике случайный код, который будет менять канал передачи, то можно синхронизировать такие же частотные переходы и на приёмнике. Такая смена каналов связи гарантирует безопасную передачу информации. До того времени псевдослучайные коды использовались для шифровки информации, передаваемой по неменяющимся открытым каналам связи. Здесь же произошёл шаг вперёд: секретный ключ стал использоваться для быстрого изменения каналов передачи информации.
Говорят, что её изобретение даже сыграло роль в деэскалации кубинского ракетного кризиса и, спустя полвека этот патент стал основой для
связи с расширенным спектром, которая сегодня используется повсюду, от мобильных телефонов до
Wi-Fi.
Ламар, которая умерла в 2000 году в возрасте 85 лет, безусловно способстовала (к худшему или лучшему, это вопрос) созданию того современного кинематографа, в котором теперь, более 80 лет спустя, Дакоту Джонсон (Dakota Johnson) с повязкой на глазах могут хлестать на экране к вящему удовольствию российской (и не только) публики.
Вот плохонького качества отрывок из фильма 1933 года
Click to view