Из журнала "Новая Иллюстрація" №4 за 1910 год:
Дополним эту любопытную историю некоторыми подробностями, которые «Новая Иллюстрація» в 1910 году не упомянула или еще не могла знать - так как ей не было дано провидеть будущее...
По поводу года рождения леди Констанс разные источники приводят разные данные: 1881,1882 или 1883 год. Большая часть газетных публикаций начала 20 века указывает на 1882-й; в современной англоязычной Вики приводится 1883-й. Британские же генеалогические архивы приводят 1881-й год, при этом упоминая и дату (19 января); уже в силу этой подробности эти данные кажутся наиболее достоверными.
Замок Данробин, в котором прошла значительная часть детства леди Констанс, расположен на севере Шотландии на cамом берегу Северного моря. Вот как он выглядит:
А вот как выглядит замок Питфур, где жил супруг леди Констанс - сэр Эдвард Остин Стюарт-Ричардсон, капитан шотландского пехотного полка Black Watch (“Черная Стража”):
Сэр Эдвард был, можно сказать, классическим представителем типажа британского офицера аристократического происхождения позднего Викторианского периода - воином, строителем и защитником «империи самой последней и самой обширной» в период наивысшего взлета ее могущества. Тогда над Британской Империей действительно «никогда не заходило солнце». И те кто принадлежал к высшим кругам ее общества воспринимали весь мир как «маленький дворик» - одинаково естественно, уютно и по-хозяйски чувствуя себя в любой части мира где говорят по-английски, и ощущая свое превосходство и «провинциальность» окружающего в тех уголках мира, где говорят на других языках («Если бы я не был англичанином, то хотел бы стать таковым (С)»).
14-й баронет в своем роду, сэр Эдвард родился 24 июля 1872 года в Эдинбурге. Получив образование в Rugby and Trinity College в Пертшире, он вступил в 5 батальон шотландских горцев («хайлендеров»), получил звание лейтенанта в 1892 и капитана - в 1900 году. В составе своего полка сэр Эдвард служил в Южной Африке, во время Англо-Бурской войны принимал участие в боевых действиях на территории Республики Оранжевой Реки, был награжден Королевской Южно-Африканской Медалью с двумя "накладками" на ленту (clasps).
Вот как выглядела такая медаль; в данном случае она с 5 clasps - каждая символизировала участие в определенной битве этой войны:
Затем он исполнял обязанности адъютанта губернатора Квинсленда лорда Лэмингтона, после чего вернулся в Англию - в свой замок Питфур, где в апреле 1904 года и женился на леди Констанс. Часть медового месяца супруги провели в идиллической конной поездке через Сомалилэнд (Британское Сомали). Вскоре у них родились двое сыновей.
Сэр Эдвард активно интересовался зарождающимся автомобилизмом и был членом лондонских Caledonian Automobile Club и Royal Automobile Club, а также Эдинбургского New Club. Леди Констанс также была увлеченной автомобилисткой. В 1907 году в газеты попала история о том как она была оштрафована полицейским за езду на недопустимо высокой скорости - 34 мили в час.
Вообще пресса писала о леди Констанс довольно часто, чему она давала немало поводов своей широтой интересов и определенной эксцентричностью в поведении. Как самостоятельно, так и вместе с сэром Эдвардом она много путешествовала и принимала участие в популярном великосветском развлечении тех лет - лисьей охоте дома в Англии и охоте на крупного зверя на Американском Дальнем Западе, а также в Центральной Африке, в Индии и Гималаях (в последнем случае, как особо отмечали газеты, на высоте 17 тысяч футов). Также она была чемпионкой по плаванию, слыла «самой атлетически развитой женщиной Великобритании» и была сторонницей движения суфражисток (хотя и осуждала наиболее радикальные формы этой борьбы, вроде вошедшего одно время «в моду» битья стекол в фешенебельных лондонских магазинах).
Портрет леди Констанс на обложке Country Life Illustrated, 1900 год:
Интересно, что известная бронзовая статуя танцующей балерины работы Паоло Трубецкого 1913 г. ваялась именно с леди Констанс Стюарт-Ричардсон:
В 1913 году леди Ричардсон опубликовала свою книгу «Танец, красота и игры» (Dancing, beauty and games. London, Arthur L.Humphreys, 1913), в которой изложила свои взгляды на широкий круг вопросов - от религии и воспитания детей до спорта, танцев и охоты.
Будучи подругой Айседоры Дункан, она была сторонницей ее стиля «свободного танца» и выступала в туниках, напоминавших греческие.
В Нью-Йорке, 1909 год
Появления леди Констанс на публике неоднократно вызывали ажиотаж и попадали в печать, поскольку она считала такую одежду наиболее удобной и полезной для здоровья и в погожий день вполне могла пройтись в ней по улицам Лондона, или появиться в ней верхом на великосветском конном променаде на Роттен Роу.
Газета Auckland Star упоминает выступление леди Констанс с танцем Саломеи перед королем Эдуардом VII, по окончании которого она обратилась к монарху с просьбой получить на блюде голову: только не Иоанна Крестителя (согласно сюжету постановки), а Эрнеста Касселя - знаменитого банкира, финансового консультанта и кредитора английского правительства.
Больше всего леди Констанс любила бывать в Соединенных Штатах: здесь у ней было много друзей и в этой стране, по ее словам, она «чувствовала себя наиболее свободно». В 1913 году, в очередной раз прибыв в Нью-Йорк (соответственно своему общественному статусу на борту RMS “Olympic”) в компании своей подруги - французской актрисы Полэр, она выступала перед американской публикой, в то время как газеты с энтузиазмом печатали ее фото и рекомендации, как научиться красиво двигаться и с помощью спорта и танцев поддерживать хорошую фигуру. В том же году она выступала перед аристократической публикой Австро-Венгрии в постановке «Юдифи» в Вене.
И разумеется ни герои этой истории, ни аристократы и простые люди - любители театра, ни журналисты, пишущие о светских новостях, ни их читатели - никто не предполагал, что это последний мирный год, очень скоро жизнь необратимо изменится и спокойному, безопасному и оптимистическому довоенному миру, уверенному в торжестве прогресса («Дальше будет только лучше!»), придет конец.
…Британия вступила в войну 4 августа 1914 года. Сэр Эдвард, профессиональный военный, не стал дожидаться мобилизации. Вернувшись на службу добровольцем, он был зачислен в 1-й батальон своего старого полка Black Watch и вместе с ним вскоре был направлен на континент в составе английской экспедиционной армии.
К середине октября боевые действия между союзными армиями и германскими войсками велись во Фландрии. Основные силы английской армии подошли к Ипру 14 октября. Здесь и произошло большое сражение, известное как «Первая битва у Ипра». При этом на участке фронта, который держали англичане, значительную часть войск с германской стороны составляли добровольцы - в основном студенты университетов и люди из среднего класса, не призванные по тем или иным причинам на войну но вдохновленные военной пропагандой. Среди них был и не подлежавший призыву по состоянию здоровья Адольф Гитлер. Чтобы попасть на фронт, он написал письмо королю Баварии и по его дозволению был зачислен в 6-ю Баварскую резервную дивизию.
Битва была тяжелой и кровавой, но к концу октября общий итог ее на английском участке свелся к тому что англичане, несмотря на превосходство немцев в артиллерии и трудности обороны (в окопах почти все время стояла вода), остановили наступление немцев. За октябрь и ноябрь немцы потеряли убитыми 50000 человек, половина из них - добровольцы. «Немецкие добровольцы… полегли от рук «Томми Аткинсов» - профессиональных солдат… воспринимавших военные действия как выполнение своей обычной работы и отвечавших за ее результат только перед своими однополчанами» (Дж. Киган).
Сами англичане потеряли 25000 человек. Среди них оказался и капитан Эдвард Остин Стюарт-Ричардсон. Тяжело раненый в бою 27 октября, он был эвакуирован в Англию. В Лондоне в госпитале его состояние ухудшилось, он заболел пневмонией и 28 ноября скончался. Похоронен он был в небольшой церкви рядом со своим замком Питфур; как и замок, эта церковь существует и поныне.
Статья в The Evening Telegraph and Post за 30 ноября 1914 года (кликабельна):
Оставшись вдовой, в военные годы леди Констанс посвятила себя пожалуй единственному виду деятельности, которым знатная дама в ее положении в то время могла помочь своей стране и фронту: участию в благотворительных концертах и театральных постановках для сбора дополнительных средств на нужды армии. В череде военных месяцев и лет бывали и приятные моменты: весной 1916 года, чтобы хоть как-то «встряхнуться», презрев опасности военной Атлантики леди Констанс еще раз съездила в США чтобы повидаться со старыми друзьями и подругами, и даже снялась с несколькими из них (включая Мод Аллан, Айседору Дункан и Рут Сент Денис) на пляже недалеко от Нью-Йорка для апрельского выпуска журнала Vanity Fair - изображая для фотографа танец в греческом стиле в еще холодной весенней воде (на снимке она в ближнем ряду первая слева):
Но в общем вдовство и военные годы дались ей тяжело. В 1917 году художник Джеймс Конвэй написал ее портрет. На нем - погасшее лицо человека выглядящего значительно старше своего возраста и бесконечно усталого.
...Война наконец закончилась. После этих 4 лет блестящая и беззаботная довоенная жизнь, ушедшая безвозвратно, представлялась бесконечно далекой - как другая геологическая эпоха. Жизнь, тем не менее, продолжалась. В августе 1921 года леди Констанс вновь выходит замуж - за сэра Дэнниса Лики Мэттью, 36 лет, отставного офицера гвардии.
До войны сэр Дэннис несколько лет прожил в Чили в качестве британского резидента, собирая разведывательную информацию о германской политической, экономической и прочей активности в Южной Америке. Его деятельность была высоко оценена как правительством так и королевской семьей, и он был доверенным лицом и личным посланником короля Георга V. У супругов родилась дочь Анита. Сэр Дэннис был занятым государственным человеком и много времени проводил вне дома, в поездках. Леди Констанс также жила в прежнем свободном стиле и много времени проводила в Италии с ее теплым и приятным климатом.
В 1932 году она серьезно заболела. Состояние ее ухудшалось, и осенью она отправилсь из Италии в последнюю поездку - на родину, к мужу в Лондон. Здесь в его доме на Уэймут Стрит она и умерла 24 ноября 1932 года.
Статья о смерти леди Констанс в Edinburgh Evening News за 25 ноября 1932 года.
Сэр Дэннис последовал за ней в 1935 году, их дочь взяла на воспитание родня в Шотландии.
Старшая сестра леди Констанс, леди Сибилл Макензи, была писательницей и президентом Общества Спиритуалистов Великобритании. Она много путешествовала по Среднему Востоку, прожила долгую жизнь и умерла в 1962 году в возрасте 86 лет.