Наперсные Кресты.

Mar 18, 2014 11:47

Оригинал взят у mu_pankratov в Наперсные Кресты.

Посвящается моему товарищу Игорю Ярову.
(большому знатоку поморского Севера и народного костюма)
Наперсный Крест - ето крест, носимый на груди (на персях), поверх одежды. На Руси носились как и мирянами, так и священством. Хотя для попов появились сравнительно недавно и сначала у синодальных иереев. До ХVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты.
Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый энколпий или энколпион (от греч. έν κολπειώ - за пазухой, на груди). Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их помещалось изображение монограммы имени Исуса Христа, а позже - и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений - списки священных христианских книг. Два экземпляра энколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана. О существовании энколпиев в IV веке свидетельствует Иоанн Златоуст.


Отличие на Руси- наперсного и нательного Креста, состояло в том, что на "тельнике", нет изображения Христа. Так как изображение Исуса является- Святыней (иконой), то во избежание осквернения от тела, изображался лишь- восьмиконечный Крест. После реформ Никона, на тельниках, стали изображать на латинский манер- распятие.
Различия между наперсными Крестами мирян и попов, особо не большие, но главное отличие ,ето у священников в середине цепи - перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину. Толкование двухконечной цепи Креста - знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и Креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни.

Ношение- наперсных Крестов у мирян, сохранилось у староверов (хотя сейчас, встречается крайне редко, на Севере)
Старообрядческие наперсные Кресты мирян.







"Цепь с крестом - особое украшение. Называли ее цепь "колетцатая", так как ширину ее составляли несколько скрепленных между собой маленьких колечек - от двух до пяти. "Двухколетчатые" - узкие, "пятиколетчатые" - широкие, они и стоили дороже, особенно если цепь была серебряная. Различие в этих украшениях тоже говорило о достатке семей. На цепь подвешивался крест, массивный, медный либо серебряный, или из простого металла. Одновременно носили от одной до трех цепей с крестами. Если надевали три креста, то один располагался по центру, а два других - по краям. "(Л. Ф. КИСЛУХА "ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ повязочницы НА ПИНЕЖЬЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА")



П. С. Ефименко пишет: "...к шейным украшениям относим: кресты, они бывают деревянные (кипарисные), медные и серебряные массивные, висят на шеях... на серебряной широкой цепочке"'. Цепи были настолько длинными, что кресты находились почти у пояса. Как свидетельствуют источники, носили на Пинеге и цепи без креста, либо крест прятали под сарафан. По всей видимости, это связано с антирелигиозной пропагандой в советский период, что подтверждают и некоторые помнящие старину пинежанки.", ""На "метище" съезжались не только парни со всей округи - приезжали гости из соседних волостей. Эти мероприятия превращались в настоящие смотрины, где решалась судьба многих юных сердец - выбирали невесту, "приглядывали" жениха... Особенно эффектно на этих праздниках смотрелись девушки - "повязочницы" из4 богатых крестьянских семей, чьи наряды были самыми дорогими. Они стояли на "метище" столбами, не смея шелохнуться: "роскошно разряженные... на затылке к золотой повязке из широкого позумента привязано множество ярких лент, которые шелковым каскадом спускаются по спине; на лбу и на висках - жемчужные переплеты". Известно, что вся их одежда весила около сорока килограммов.
Тульская губерния



Костромская губерния



Сложный наряд девушки - "повязочницы" состоял из множества предметов и деталей, каждому из которых уделялось особое внимание. В него входили: короткая ситцевая рубашка с широким рукавом(полурубашье), шелковый сарафан, "коротена" и головной убор-повязка. Обязате ными атрибутами являлись также шелковые платки, которые носили на плечах, а также шейные и нагрудные украшения - жемчужный или бисерный "наборочник", янтарные бусы и цепи с крестами."

Смоленская губерния



К описываемому в приведенных выше отрывках времени (10-20 годы XX в.), наперсные кресты сохранялись как правило только в женском костюме, хотя были и исключения: подобный крест носил в первой половине XX в. олонецкий поэт Николай Алексеевич Клюев.


Воронежская губ. (с одной косой- в девках, с двумя и покрытой головой- замужем)



Традиция ношения наперсных Крестов, сейчас еще жива у поморских староверцев, например- Усть-Цильма.









"ТАК ДЕЛАЙТЕ И В ВЕК НЕ ПОГИБНИТЕ" (с) св. протопоп Аввакум



религия, староверы

Previous post Next post
Up