Безпоповщина. Феодосеевцы.

Oct 23, 2013 15:56

Оригинал взят у mu_pankratov в Безпоповщина. Феодосеевцы.
Начав цикл "Безпоповщина" http://mu-pankratov.livejournal.com/223108.html, пообещал попробовать рассказать о основных согласиях.
Начнем с Феодосеевцев. Самоназвание- Древлеправославная Кафолическая Церковь Христиан Старопоморского Феодосеевского согласия. В народе, в разговоре- "федосы".
Для понимания етого сообщества людей,желательно конешно -маненько представить себе- как размышляли люди в конце 17века. По идеи, во все времена,ожидался- конец Света! Да и нынче,поглядев на всё что нас окружает,всякие там -колайдеры, ГМО, ИННэны, штрихкоды, узаконенные убийства своих же детей, марширующие пидоры, пьяные монахи на Майбахах, на бабушек с пришитыми губами и сиськами...таперича и детей сабе заказывают за тысячу километров и пальцем их делают в прямом смысле.... можно сказать-ну какие вам еще нужны доказательства? Но для безпоповцев- ето уже следствие... все началось намного раньше!




Деревян гроб сосновый,
ради меня строен.
В нем буду лежати,
трубна гласа ждати.
Ангелы вострубят,
из гробов возбудят.
Из гробов возбудят,
я, хотя и грешен,
пойду к Богу на суд.
К Судье две дороги,
широкия, долги;
одна та дорога - во царство небесно,
другая дорога - во тьму кромешну.
Безпоповщина не зря зародилась на севере Руси. И без того аскетично-нордически устроенная душа русского человека, тысячу лет закаленная нашим суровым климатом и философией Восточной Церкви, не тошто не приняла реформы Тишайшего и Никона, а людей охватил страшный психоз смерти и самоунич­тожения. При выборе- осенить себя щепотью ("никонов кукишь"), християне выбирали- обнявшись прыгнуть с крыш верхних горенок изб в пламя костров. Охвативши друг дружку, девушки с разбегу бросались в огонь, дети тянули в огонь родных, отцы и мате­ри шли на гари с младенцами в руках. Люди не только жглись,но и замаривали себя голодом (запоститься); некоторые бросались целыми семьями в реки. Многие, ожидая с часу на час, окончания мира, ложились в колоды, чтобы встретить страшный суд на смертном ложе. Да и власть,называющая себя- как Богом избранный Царь-батюшка, вдруг превратился в босорылого мужика в лосинах, выпускающего -дым изо рта и пьющего сикерное вино с блудными девками и латинянами. Сколько власть сожгла на кострах и замучила християнских душ, уже не узнать,но по оценкам историков- половина населения не приняла новины. Из етой половины- часть втихаря продолжала по"старому молиться", другая часть поделилась на поповство и безпоповство.



Но конец мира не наступал, несмотря на то, что последнее отступление уже произошло  в роковом 1666 году. Тогда конец мира и второго пришествия начали сдвигать и указывать другие сроки. По  расчетам инока Авраамия окончание этого Света должно было произойти в 1691 году. На этот же срок указывал и  наставник Матвей из Архангельска; другие, как например черный дьякон Игнатий и Емельян Повенецкий и Козьма Косой на Дону, относили конец мира на 7197 или 7200 год от сотворения мира, то есть  1692 год. После 1692 года, то есть уже через 25 лет после окончательного разрыва между сторонниками обоих обрядов на соборе 1667 года, эсхатологические ожидания на­чали проходить, и отцы безпоповства, поэтому и вы­ступили со своим новгородским соборным решением, в ко­тором они разъясняли:
...что мол,хотя последнее отступление и царство антихриста наступили, но когда будет конец мира, это пока что еще не ясно и посему их церковь должна как-то организовывать свое существование на этой грешной и захваченной силами ада земле, приспосабливаясь к пережи­ваемому ими апокалиптическому веку.

Нарьян-Мар, поморские наставники.



В 1694году, под руководством Феодосия Васильев сын (1661-1711) из рода бояр Урусовых (по его имени и стало наименоваться согласие) были декларированы основная доктрина безпоповщины.
Новые Правила состояли из двадцати вполне отчетливо составленных положений, пер­вое догматически было самым важным:
«... по грехом нашим в кончину века достигохом, в няже и антихрист царствует в мире ныне, но царствует духов­но в видимой церкви, седе на престоле Бога живаго, под име­нем инаго Исуса, показуя себя яко Бога, и тем, чрез воин­ство антихристово, раззоряющее церкви Божия, вся таинства ея истребил и всякую святыню омрачил и свое новодействие возстановил».
Этим заявлением собор окончательно решал все недоумения християн, ожидавших пришествия анти­христа и конца мира. Теперь уже они говорили не о «послед­нем отступлении» и неминуемой победе антихриста, вслед за которой должно было быть второе Пришествие Христа, а об окончательном воцарении антихриста в мире. Не дождав­шись в 1692 (7200году от «сотворения мира») конца видимой Вселенной, новгородские отцы теперь определяли, что "чюйственный" [духовный, нечеловек] анти­христ уже пришел и что он царствует в патриаршей церкви, которая вместе с поддерживающим ее государством сдела­лась «воинством антихристовым». Благодать иссякла, свя­щенство прекратилось и вместе с ним прекращались и таин­ства евхаристии и брака, совершаемые священством. По ето­му могли оставаться только таинства крещения и исповеди, которые и по учению православной церкви в отсутствии свя­щенства, в особо тяжких и исключительных условиях могли совершаться и мирянами.

Верхокамье. Крещение в реке.



Положения 4-ое до 17-го Правил- занимались во­просом безбрачия, которое становилось обязательным :
«Брачное супружество совершенно отвергать законополагаем,почему и обязываем и законополагаем: всем нашего братского со­словия жить девственно и соблюдать себя как можно от со­вокупления с женами».
Нарушающие эти правила подверга­лись епитемии и временному отлучению от церкви, но после третьего нарушения девственности «блудодействующие» окончательно отлучались «от соединения церковного и брат­ского союза».

Положения 18 и 19 предписывали особый обряд очищения еды, купленной «на торгу», то есть не у християн, а по­следнее 20-ое решение собора предписывало строго выпол­нять все составленные соборными отцами правила.

Также оговаривалось и иконопочитание. Почитались лишь- дониконовские и писанные християнами, соблюдавшими -чистое житие.
На фото иконописец Тарасий Илларионович Илларионов с учеником 20-егоды 20в.



Отношения с властями и государством- следует положение, что молиться о власти, значит молиться об укреплении царства антихриста. Если власть «образ антихристов», то, значит, и все исходящее от власти носит на себе печать антихриста.! Но так как в 18 веке, приходилось как то искать компромисс в проживании по соседству со слугами анчихриста, была придумано витиеватое понятие - "Тихого жития"... мол мы себе сидим тихонечко, УК соблюдаем , к вам не лезем, ну и вы уж нас не трогайте. Ежели случись чаво с вами, то и поможем (но "замирщение" придется потом отмолить). Вспоминая своих прабабушек и прапрадедушек, а жили они на Алтае, если кто обратился с просьбой о ночлеге, конешно пустят... но в хлеву со скотиной.... и поесть дадут,но посуду- на помойку (про "скверну", надо будет отдельную тему сделать).

Перед смертью Потемкина, при Екатерине II, в Москве образовались два центра- поповский на Рогожском и феодосеевский на Преображенке.



"Перешедший в раскол дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин в 1771 г. во время чумы в Москве явился к губернатору с другими беспоповцами с просьбой разрешить им устроить на свой счет карантин у Преображенской заставы, с тем, чтобы их не касались власти. Ковылин выхлопотал Высочайшее разрешение на устройство Преображенского богаделенного дома. Смотрителю он платил 2000 руб. да давал припасы, чтобы он только не стеснял федосеевцев. В 1790 г. Ковылин построил соборную часовню в виде храма, по типу Царицынского дворца, и назвал ее Успенской. На территории богадельни находилась беспоповская контора: в ней производили собственный суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов. Отсюда рассылали сочинения по всей стране. Здесь была главная цитадель, арсенал раскольников-беспоповцев федосеевской секты, вооружавшая беспоповцев. Рядом, на Хапиловском пруду (ныне засыпанном. - П.П.) была устроена купальня-крестильня, где православных перекрещивали в федо-сеевское согласие. В 1852 г. Купальню уничтожили. Ковылин записался в московское купечество, поставил в Семеновском на Введенских горах кирпичные заводы, выстроил для себя у Хапиловского пруда каменный дом. В 1801 г. построил двухэтажный корпус с теплой моленной в два света. Завел суконную фабрику. На Тверской улице открыл магазин иностранных вин. Потом взял в аренду на продолжительный срок землю у села Черкизова, построил на ней в 1806 г. шесть больших каменных двухэтажных корпусов с молельнями в каждом, обнес их каменной оградой с башнями и назвал эту обитель женской, а прежнюю мужской. Ковылин сам родился в 1731 г., умер в 1809 г. и похоронен тут же, на Преображенском кладбище. На памятнике написано два имени: одно православное, другое перекрещенное" [1]. "Ковылин сумел привлечь в общину множество последователей, среди которых были люди с большими средствами, сумел вызвать крупные пожертвования на устройство общины, а затем торговыми и промышленными предприятиями доставил общине огромные богатства. В начале XIX в. число прихожан доходило до 10 000 человек, кроме того в приютах проживало 1500 человек обоего пола и 200 воспитанников" Энциклопедический словарь Гранат. СПб., 1903.

Ковылин И.А.



Нынче в России остались две основные общины, ето -Московские федосеевцы - с центром на Преображенском кладбище, наиболее либеральное течение, принимающие «новожен» на исповедь и позволяющие им участвовать в службе (читать и петь), при этом не совершая крестного знамения.



и Казанские федосеевцы - с центром в Казани. Более консервативное течение, «новожен» на исповедь не принимают, право читать и петь в храме имеют только не состоящие в браке.




Так же есть- "Необщинники" - малочисленные группы (известна группа в Москве), не признают государственную регистрацию, обособились после указа о веротерпимости 1905 года.
Малые группы в д. Рымши (Латвия) и д. Гусаровка (Беларусь), находящиеся на консервативных позициях и полностью отделившиеся от остальных федосеевцев.

В течении 18 века, по "брачному вопросу", откололась часть християн, признающих брак- "Поморское согласие" (следующий рассказ) и по отрицанию почитания Честного Креста с титлой "ИНЦИ", откололись "Филлиповцы" (ныне практически не осталось)

Фееодосеевское согласие, самое мощное на заре старообрядчества, сейчас конешно находится в упадке (с моей точки зрения)
Если можно так выразится, то сейчас главенствует девиз -"Не мешайте нам спокойно умереть" ... притока новых людей почти нет, по родственным связям кого то крестят, но к безбрачной жизни ... даже не знаю,сколько готово? Да и если честно, то выдержать можно и многодневные посты, и долгие богослужения, и нищенскую жизнь, и вечную оборону от слуг анчихриста ... но как молодым людям, без принятия иночества, и без изоляции от общества- выдержать безбрачную жизнь?... мне не понять!!!
 Порой на молитве верных стоят- кто еще не может или те у кто уже не может, остальные же- под запрещением и стоят в притворе... даже перекреститься нельзя. Как совладать с природой и инстинктом размножения- неведомо... Все из "федосов" кого знаю,имеют кучи детей и ...вопчето про знакомых плохо писать нехорошо ))),просто покажу фото.

Зовут подстать сугласу- Феодосий Травин, кстати имеет интересный ЖЖ feodosie
(может чаво добавит?)



или вот- Андрей Щеглов специалист по древнееврейским текстам, доктор философских наук.
Имеет, кстати, очень познавательный сайт -http://www.staropomor.ru/index.html



Дальше перейдем к Поморцам. Сейчас ето, самый многочисленный соглас в безпоповстве. Мне тем более интересно рассказать,так как по Панкратовской линии, мои предки были в Поморской церкви,пока не перешли к Белокриницким (поповство).

староверы

Previous post Next post
Up