Оригинал взят у
proshakov в
Как думаете, с кем интервью?Здравствуйте. Никак не могу привыкнуть, что кто-то может так жить всегда. Я обычный советский педагог. Живу соответственно...
- Это как?
-Скромно. Занимаюсь историей , преподаю в Институте культуры им. Крупской. Кандидатскую защитила по декабристам.
-Женой декабриста себя не ощущаете?
-Такого поворота не исключаю.
-Страшно?
-Думаю, что всем страшно не только из-за нападения хулиганов. Ведь правоохранительные органы более активны на митингах и демонстрациях, чем в подворотнях.Надоели постоянные угрозы.
-Что за угрозы?
-Цель одна- воздействовать на мужа. В последнее время грозят и мне и дочери. Принимаю меры предосторожности.
-Не страшно было в первый раз выйти на протокольную встречу?
-Воспитание, полученное в семье, и образование помогли чувствовать себя достаточно уверенно: я знала, как держать себя, о чем говорить. Но первый раз , конечно , особенный: мне не было страшно или неловко, скорее непривычно[...]Что и говорить, приятно ездить по городу в блестящих Мерседесах, в сопровождении кортежа мотоциклистов. У многих это вызывает справедливое раздражение: перекрывается движение, а люди торопятся на работу. Я сама сколько раз возмущалась. Но теперь понимаю,что нужно считаться с элементарными правилами международной жизни...Но вот кончаются визиты , шикарные Мерседесы, и я иду в наши убогие магазины, стою в очередях, сажусь в переполненные вагоны метро и еду к себе.
Или завтраки в честь высоких гостей. Президенты и мэры привыкли к определенным условиям жизни и не должны страдать в гостях. Но, поедая на завтраках вкусные и экзотические продукты, ломаю себе голову: что приготовить мужу на ужин и с чем завтра сделать бутерброд дочке в школу? Ни сыра, ни колбасы в доме нет...
Так что моя жизнь делится на декоративную, к которой трудно привыкнуть, и реальную, которой я живу постоянно.
[...]
Посмотреть на Яндекс.Фотках -Вы обмолвились, что Анатолий Александрович не очень доволен тем, что Вы согласились на эту беседу... Почему?
-Он считает, что в тяжелейшей ситуации, в которой находится наша страна и наш город, нужно меньше говорить. Время разговоров безвозвратно ушло. Свои взгляды и убеждения нужно высказывать делами.
-Бывают ли в семье разногласия?
-Очень часто.И, к сожалению, чаще всего именно по политическим мотивам.
-Он прислушивается к Вам?
-Да. Он говорит, что я пятая колонна в нашей семье.
[...]
Посмотреть на Яндекс.Фотках-Вы называли Анатолия Александровича политическим романтиком. А Вы кто-политический реалист?
-Я бы сказала- политический скептик. И хотя у нас солидная разница в возрасте-более десяти лет, иногда я в шутку говорю , что я- старуха Изергиль, а он- Данко.
[...]
-Когда вы встретились, он уже проявлял интерес к политической жизни?
- Он был поглощён наукой. Не знаю, можно ли назвать интересом к политической жизни полнейшее неприятие противоправных норм нашей жизни. Для него это было время отчаяния и научного кризиса.В1973-1974 годах-самый разгул застоя- он написал докторскую диссертацию, в которой отстаивал принципы рыночной экономики. Его тогда нещадно били, обвиняли в стремлении с молотка продать социалистические предприятия, реставрировать капитализм. Я увидела отзывы на диссертацию и содрогнулась. Слава Богу, на дворе был не 37-ой год. ВАК, конечно, диссертацию не утвердили, доктором и профессором он стал позже.
-Вы пытались его остановить? Предостеречь?
-Конечно, пыталась. Я сразу сказала, что эти якобы демократические выборы- на самом деле лишь азартные игры с государством, играть в которые не стоит. Яне верила, что горстка демократов может что-то изменить. Он ответил, что именно из-за таких скептиков, как я, ничего в нашей стране не меняется.
Посмотреть на Яндекс.Фотках -Как Вы думаете, в чем вас могут упрекать недоброжелатели и есть ли они у вас?
-Конечно, есть. Как и у любого, кто на виду. Про нас ходит множество слухов.
-Каких?
-Например, что мы въехали в восьмикомнатную квартиру, купили "мерседесы", шубы и т.д. В возникающих почти ежедневно газетках разных "направлений" иногда такое про себя прочитаешь, что только поражаешься злобной фантазии авторов.Иногда возникает желание подать в суд за клевету, но, подумав, приходишь к выводу: умный так поймет цену таких "сенсаций", а доказывать что-то дураку- пустое занятие...Времени жаль.
[...]
-Изменилось к Вам отношение на работе с тех пор, как вы стали первой леди города?
-Коллеги с пониманием относятся к моему положению. Они мне сочувствуют: я ведь сейчас практически стала матерью-одиночкой.
Впрочем, есть люди, которые перестали со мной здороваться с тех пор, как мой муж занялся политикой и особенно после того, как обрушился с резкой критикой на партийных деятелей.
[...]
-Как строится Ваш день, когда Вы не связаны с протокольными мероприятиями?
-Толя уходит на работу в восемь. Я встаю рано, чтобы приготовить завтрак. Отвожу дочь в школу. Занятия начинаются в 8.10. Потом еду на работу в институт, если у меня есть лекции, или работаю дома. Потом забираю дочь из школы. Делаю с ней домашнее задание. Стараюсь проводить с ней все свободное время. Очень редко все же выбираемся с мужем в театр или филармонию.
-Чувствуете его настроение?
-Конечно. И не только по его выражению лица, сколько по тому как двигается, пластике. Я чувствую обстановку в зале. Знаю, будет ли он выступать. По лицу Лукьянова я научилась безошибочно определять, даст он слово Толе или нет. Интересно, что дочка, которая, слава Богу, еще ничего не понимает в политике, тоже смотрит эти дебаты. Когда на трибуну поднимается очередной депутат, спрашивает: "Мама, это наш или не наш?"Знаю я далеко не всех депутатов, поэтому иногда мне просто нечего сказать. Но самое удивительное, стоит оратору произнести несколько фраз, Ксюша безошибочно определяет: "Это наш человек, папин друг". Или: "Это папин враг, он против папы". Я ее спрашиваю: "Откуда ты знаешь, ты же не понимаешь о чем он говорит?" А она отвечает:"Я вижу это по лицу и по тому, КАК он это говорит" Детскую интуицию не обманешь...
-В семье Анатолий Александрович такой же сильный и суровый, как на трибуне?
-Дома он совсем другой. Мне смешно, когда я слышу о диктаторских замашках Собчака. Уверенность,жесткость его выступлений и действий диктуются ситуацией. По натуре он мягкий,интеллигентный, очень деликатный человек. Если я шлепаю дочку (а такое,увы, случается), он возмущается и ругает меня.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Из интервью с женой члена Верховного Совета СССР, председателя Ленсовета А.А. Собчака Людмилой Нарусовой корреспонденту Анастасии Ниточкиной.