Чёрная Венера

Feb 01, 2013 22:16



Жозефина Бейкер, знаменитая черная артистка 20-х годов, танцевала с Хемингуэем и Ле Корбюзье, защищала Францию от фашистов и боролась с расизмом в Америке. ФБР преследовало ее за коммунистические взгляды, судебные приставы - за долги.

Урождённая Фрида Джозефин МакДональд, внебрачная дочь барабанщика еврейского происхождения и прачки-негритянки родилась в Сент-Луисе (США) 3 июня 1906.



"Сначала я танцевала, чтобы согреться, а потом поняла, что рождена для танца. Жить для меня - значит танцевать".

1920г. получая 10$ в неделю она начала выступать акробаткой в цирке для цветной публики. (Из-за расовой дискриминации актерам приходилось почти каждый вечер менять место выступления).  - Сент-Луис, Филадельфия, Нью-Йорк -Статистка в театре, хористка в водевиле «Шеколадные стиляги» выступления в Plantation Club. Там ее увидела светская львица, жена коммерческого атташе посольства США в Париже Caroline Dudley Regan и предложила контракт - 250$ в неделю, если он согласится переехать во Францию, где Риган хочет поставить шоу, в котором Жозефина будет играть главную роль
.
Премьера шоу «La Revue Nègre», состоялась в Париже 2 октября 1925 года в «Театре на Елисейских полях».

image Click to view



«Я импровизировала, обезумев от музыки ... Даже мои зубы и глаза горели лихорадкой. Каждый раз, когда я прыгала я прикасалась к небу, а когда опускалась на землю казалось, что она только моя "

Своими танцем Жозефина стремительно завоевала признание парижской публики, которая в её исполнении впервые увидела танец чарльстон. О Жозефине говорили, что она уже не гротескная чернокожая танцовщица, а чёрная Венера.

«Я не пугаю никого. Все имеют две руки, две ноги, живот и голову. Подумайте об этом»



Юная Жозефин блистала в Берлине, Брюсселе, Вене и Копенгагене. В парижском театре "Фоли Бержер" она произвела фурор, когда выскочила из-за кулис, прикрытая лишь гроздью бананов. Под восторженные аплодисменты она появлялась на сцене то внутри пасхального яйца из сатиновых роз, то лежа на зеркале. Ее очаровательный французский с легким американским акцентом и редкая способность наполнять самые счастливые песенки грустной экспрессией завораживали слушателей.
.
«Так как я олицетворяла собой дикое на сцене, я старалась быть цивилизованной в повседневной жизни».

Жозефина вдохновляла скульпторов, художников, поэтов и архитекторов.

Александр Колдер - создал свои проволочные скульптуры,




Гертруда Стайн написала посвященное ей стихотворение в прозе, а Поль Колин был автором множества ее портретов, литографий и рекламных плакатов.

Жозефин утверждала, что и Пикассо писал с нее много раз (работы не сохранились). Зато в знаменитых сериях Матисса "Дансез Креол" и "Джаз" влияние и дух Жозефин легко узнаваемы.



В 1929 году на борту лайнера, направлявшегося из Рио-де-Жанейро во Францию, Жозефин встретилась с французским архитектором Ле Корбюзье. Целые дни она проводила в его каюте, позируя обнаженной, распевая песенки и аккомпанируя себе на гавайской гитаре.

После этого архитектор Корбюзье построил свой знаменитый «Савой»





Адольф Лоос посвятил ей проект "Дом Жозефины Бейкер",в её танцах были заметны элементы хастла, степа, хип-хопа, брейка, Crunk Dance которые появятся только годы спустя. часть ее движений скопировал Майкл Джексон.

image Click to view


В 1927 году появился первый фильм с участием Жозефин Бейкер - "Женщины "Фоли Бержер",



за ним последовали "Сирена тропиков", "Зу-зу", "Принцесса Там-там" и "Ложная тревога". Ее очень много снимали, да и гонорары у Жозефин были самыми высокими в Европе.

Еще до войны Жозефин взяла французское гражданство. Она продолжала выступать на сцене вплоть до падения Французской Республики и часто давала представления на передовой. Когда оккупационные войска вошли в Париж, Жозефин уже была членом добровольной организации "Свободная Франция", которая помогала Движению сопротивления. В 1941 году она переселилась в Касабланку и оттуда деньгами и связями оказывала поддержку сторонникам Шарля де Голля. В конце войны Жозефин дослужилась до звания младшего лейтенанта Французской женской вспомогательной эскадрильи.



Жозефина Бейкер в своей французской военной форме 1945 года

В 1951 году, во время гастролей по Америке, Жозефин начало преследовать ФБР. Тогда от антикоммунистических репрессий пострадало много актеров, писателей и журналистов. Жозефин лишилась разрешения на работу в США. "Любого человека, которому не чужды понятия "братство" и "свобода", тут же обвиняют в пособничестве коммунистам", - говорила она.
2 июля 1917 года в Сент-Луисе семья Жозефины пережили резню, в результате которой по разным данным в погибло более сотни людей. Эти события потрясли Жозефину, и впоследствии она стала ярым борцом с расизмом.




Жозефина Бейкер "Марш на Вашингтон", 1963

«Это [Эйфелева башня] очень отличается от статуи Свободы, но какое это имеет значение? Что хорошего? Статуя без свободы"

«И когда я добрался до Нью-Йорка, меня поразило, что они не позволили мне остановится в хорошем отеле, потому что я была цветной, или поесть в хорошем ресторане. И я сказала себе: Боже мой, я Жозефина, и если они делают это со мной, что они делают с другими людьми в Америке?
Вы знаете, друзья, что я не лгу вам, я была во дворцах королей и королев, в домах президентов. Но я не могу зайти в отель в Америке и получить чашку кофе, и это сводит меня с ума. А когда я схожу с ума, вы знаете, я кричу. А потом смотрю, потому что, когда Жозефина кричит, ее слышат по всему миру.»

«Конечно, настанет день, когда цвет будет означать не более, чем тон кожи»

С расизмом Жозефина боролась по-своему: она усыновила 12 сирот разной национальности.



"Секрет вечной молодости, молодость мысли".
"Я люблю выступать. И буду танцевать каждый день, пока не умру"

В 70 лет она гарцевала по сцене лондонского "Палладиума" в тюрбане из страусиных перьев.

image Click to view



Однажды она остановилась посреди представления и произнесла в зал: "О, мадам, вы смущаете меня. Да, да, вы, с этим маленьким биноклем. Пожалуйста, не смотрите в него. Не лишайтесь ваших иллюзий".
В конце жизни к Жозефин вернулся успех. На ее последнее представление билеты были распроданы уже за несколько месяцев. Она снова стала воплощением всего прекрасного: богиней танца, песни, законодательницей мод... И к тому же могущественным защитником прав человека.
nbsp;В 1975 году, дождливым весенним днем, тысячи людей прошли по улицам Парижа за гробом Жозефин, провожая ее в последний путь. Кавалер ордена Военного Креста, ордена Сопротивления и ордена Почетного Легиона, Жозефина  стала первой женщиной американского происхождения, в чью память в столице Франции прогремел салют из 21 орудия. Жозефина стала первой американкой, похороненной во Франции в Монакос воинскими почестями.

"Я верю в молитву. Это лучший способ, которым мы должны черпать силу с небес".

Через 25 лет после смерти, ее именем была названа площадь в Париже в районе Монпарнас



PLACE JOSEPHINE BAKER

Как женщина загадка Жозефина Бейкер написала несколько автобиографических книг, каждый раз излагая новые версии своей карьеры и личной жизни.

Источники:
http://www.highbeam.com
http://kwekudee-tripdownmemorylane.blogspot.ru/2012/11/josephine-baker-black-venus-first-black.html
http://www.lkwdpl.org/wihohio/bake-jos.htm
http://www.cmgww.com/stars/baker/index.php
http://nevsedoma.com.ua

линчости, искусство, музыка, личности

Previous post Next post
Up