Северный Речной вокзал. От внутренних интерьеров до шпиля со звездой.

Nov 01, 2012 22:37

Оригинал взят уalexdoomer2009в Северный Речной вокзал. От внутренних интерьеров до шпиля со звездой.

Сегодня, дорогие читатели, мы отправимся в увлекательное путешествие в историческое здание Северного Речного вокзала. Думаю, большинство из вас видели его не раз снаружи и были много раз внутри. Однако сейчас вокзал закрыт на вяло текущую реставрацию, проход внутрь закрыт уже несколько лет. Полюбоваться интерьерами можно только на фотографиях в книгах или в интернете. Поэтому сегодняшний отчёт перенесет вас внутрь, мы прогуляемся по залам и насладимся архитектурой того времени, а в заключение поднимемся на крышу и даже залезем на шпиль к звезде, которая когда-то была на Спасской башне Кремля.





"Северный Речной вокзал Московского речного пароходства - один из двух речных вокзалов Москвы. Расположен на берегу Химкинского водохранилища (Ленинградское шоссе, 51). Находится на территории САО г.Москвы. Северный Речной вокзал был построен одновременно с Каналом имени Москвы ещё до затопления Химкинского водохранилища в 1937 году (архитекторы А.М. Рухлядев, В.Ф.Кринский, скульптор И.С,Ефимов и др., художник Н.Я. Данько и другие). Вокзал является памятником архитектуры и одним из символов Москвы - "порта пяти морей".
Здание выполнено в форме огромного корабля. Наиболее характерные архитектурные элементы здания вокзала - высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. Входы украшены любопытными майоликами. Террасы вокзала украшают фонтаны "Север" и "Юг". К вокзальному зданию примыкает парк площадью около 50 га. Уникальные куранты, стоящие в башне вокзала, перевезены сюда из Воскресенского собора г.Волоколамска. В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь несколько раз." (с)

Около 2010 года вокзал был закрыт на реставрацию, которая проводится и поныне, однако темпы её, мягко скажем, очень медленные.
С самых юных лет я всегда восхищался этим зданием, с ним связаны разные вехи жизни. Вот мне 12 лет, и мы с мамой гуляем по парку Дружбы, а вдали виднеется Речной вокзал с красивой звездой. Вот мне 16 лет, и мы с друзьями гуляем в том районе. Вот уже 17, и мы с девушкой гуляем вдоль причалов. Вот мне 20, а вокзал закрывают..А я так и не был внутри) Скоро я увидел фотографии с крыши здания и со звезды Виталика Раскалова, разумеется, мне тоже захотелось туда попасть. Однако способы были довольно изощренные, а время шло. Один раз мы заломились внутрь через заднюю дверь и прогулялись по просторным холлам. Но вскоре нас благополучно выгнали. Это было в начале 2010-го года. А в 2011 года нам удалось договориться с управлением Водоканала города Москвы и согласовать фотосъемку интерьеров с целью краеведческих исследований.  Так были отсняты внутренние интерьеры, потом мы, пользуясь случаем, поднялись на крышу и сняли виды на башню, на канал имени Москвы и в сторону Парка Дружбы. А потом у меня было три минуты (пока отошёл ЧОП), чтобы залезть на шпиль. Ну как же я мог не добраться до манящей звезды?) Через пару минут быстрого карабканья по лестницам внутри шпиля я был уже наверху, открыл люк и вылез прямо под звезду. Однако тут сыграли свою роль два неблагополучных фактора - 1). Испортившаяся погода и дождь, 2). Охранники у вокзала, перед вокзалом и камеры кое-где. В общем, пришлось сделать два недокадра и спускаться вниз. Вот так.

А теперь и непосредственно фотоснимки. Я дополню отчёт несколькими старыми фотокарточками из интернета для полноты представления.

1. Перед тем, как отправиться внутрь, сделаем фотографию - общий вид на здание Северного Речного вокзала. Погода, к сожалению, не особо радует, но как говорится, у природы нет плохой погоды;)



2. А теперь - старая фотокарточка, найденная на просторах интернета. Перед нами парадный вход в примыкающий парк и "фирменная карточка" этого места - статуи девушки с кораблём в руке на фоне здания вокзала.



3. Приведу и план-чертёж здания СРВ.



4. Перенесемся внутрь, теперь мы - в главном вестибюле вокзала.



5. А вот и старая фотография этого же места.



6. На круглых стёклах под потолком со внутренней стороны были нарисованы гербы советских социалистических республик. Начнём с основного.



7. Фотография росписи потолка на морскую тематику в главном вестибюле.



8. Условные обозначения для пассажиров вокзала.



9. Зал в западной части вокзала и карта речного сообщения.



10. В другом месте на потолке можно заметить такую роспись и симпатичные люстры, хоть и скорее всего не старые .



11. А вот карта, нарисованная на стекле перед одним окном. Показаны моря, которые соединены с Москвой речным сообщением - Черное, Каспийское, Азовское, Балтийское и Белое.



12. А вот ещё два герба других соц.республик - Молдавской ССР и Латвийской ССР.



13. Переносимся в прошлое - фотография капители колонны в главном вестибюле. Колонны немного видно на прошлом кадре по бокам.



14.  Интересны и 4 картины в боковом зале, отражающих 4 статьи конституции и выборочные 4 права человека в Советском Союзе. На этом кадре - "право на образование" (ст.121).



15. На этом - "право на труд" (ст.118).



16. Ещё одна фотография западного зала.



17.  На этом кадре отражено "право на отдых" (ст.119).



18. Оформление пола в главном вестибюле - в том числе и якорь, выложенный из отшлифованного камня.



19. А на этой фотографии рассказано о "праве на материальную обеспеченность в старости" (ст.120).



20.  Ещё три герба - Литовской ССР, РСФСР и Эстонской ССР.



21. И старая фотография почти что с этого же ракурса.



22. Герб Таджикской ССР.



23. Вернемся в главный вестибюль.



24. И отправимся на первый ярус крыши. Хорошо виден канал имени Москвы и башня со шпилем. На крыше пусто и не очень чисто. Статуи на башне в очень плохом состоянии. Много трещин. На время проведения реставрации установлены поддерживающие опоры, немного портящие визуальное восприятие, но зато не дающие обрушиться какому-нибудь участку стены башни.



25. Но перенесемся на пол-века раньше) Тогда здесь мог прогуляться любой желающий и полюбоваться видами. Все было новенькое, красивое и ухоженное. Но время все меняет...



26. Кадр непосредственно на башню СРВ со шпилем. В 4 углах стоят 4 статуи. Не помню точно кого, вроде пилота, моряка, колхозницы и красноармейца.



27. Старая фотография. Статуя моряка на фоне башни.



28. Виды в сторону другого берега канала и домов на улице Свободы. Погода, конечно, ужасно пасмурная.



29. Ещё один кадр башни и статуй - колхозницы и красноармейца.



30. Пришвартованные теплоходы "Петр Чайковский" и "Нарком Пахомов".



31. Интересная старая фотография из кабины самолета.



32. На этом кадре хорошо видны часы, уникальные куранты были привезены из Воскресенского собора Волоколамска.



33. А вот похожая старая фотография.



34. Звезда, которая в 1935-37 годах была на Спасской башне Кремля. Серп и молот инкрустирован уральскими самоцветами.



35.



36. Виды в сторону Ленинградки, парка Дружбы и станции метро "Речной вокзал"



37. А теперь - наверх, к звезде!



38. Посередине пути делаем кадр через стекло в окошко в сторону канала, до звезды уже недалеко. (темные пятна - пыль на стекле). Пока поднимаюсь, мельком замечаю короб с механизмом тех самых часов, но времени фоткать увы, нет.



39. Вылезаем и делаем кадр на звезду) Да, не о такой фотографии я мечтал и не в такую погоду=) ну как всегда. Но осторожность превыше всего.



40. На этой фотографии - статуи красноармейца и пилота (?).



41. Фонтан "Север".



42. Мой любимый кадр на звезду)



43. Хорошая старая фотография напоследок;)



Кстати, это один из самых старых невыложенных отчётов был до сегодняшнего дня - весны 2011 года)

В отчёте были использованы фотографии с сайтов www.wikipedia.org, www.oldmos.ru, и из одной советской книги про канал конца 30-ых годов, позже напишу ее авторов и название.

Спасибо за внимание! Кстати говоря, что вам интереснее читать, дорогие читатели - отчёты с заброшенных мест, отчёты с крыш, отчёты с путешествий, отчёты из музеев или что-нибудь ещё? Или все вместе и сразу?=) Ответы пишите в комментарии.

история СССР, транспорт

Previous post Next post
Up