Оригинал взят у
mikle97 в
Вьетнам, PSYWAR. ч.5Американцы участвовали в психологической войне во Вьетнаме, начиная с 1954 года (до этого ее вели французы). В 1960 в страну прибыли первые специалисты PSYOP, в феврале 1962 - первая мобильная учебная команда (МТТ PSYOP) Но только с 1965 их действия приобрели организованный характер. В июле этого года был создан т.н. Объединенный Офис гражданских дел - Joint U. S. Public Affairs Office (JUSPAO), который и занялся планированием и координацией пропагандистских кампаний, проводимых американскими и южновьетнамскими организациями, как военными, так и гражданскими - а таких было немало.
Тогда же в страну стали прибывать армейские части психологической войны: 22.07.65 прибыл первый сводный отряд PSYOP, 02.09.65 в Кви Нон прибыл 24-й отряд PSYOP,
07.02.66 в Таншоннят прибыл 6-й батальон PSYOP, 10.02.66 прибыли 244-я, 245-я и 246-я роты тактической пропаганды, в ноябре этого же года прибыла 19-я рота PSYOP, а уже в декабре 6-й батальон был развернут в 4-ю группу психологических операций, а все отдельные роты - в батальоны.
В итоге, к началу 1968 на территории Южного Вьетнама была развернута следующая группировка войск психологических операций:
Кроме армии психологическими операциями занимались: ЦРУ, Информационное агентство Соединенных Штатов (USIA), Агентство международного развития Госдепа США (USAID), американское посольство и также созданная в 1967 CORDS (Civil Operations and Revolutionary Development Support) - полувоенная-полугражданская организация, занимавшаяся т.н. программами «умиротворения».
C 1966 JUSPAO определял общую политику и осуществлял управление стратегическими операциями в области PSYOP. В разные годы в нем насчитывалось от 150 до 250 американских служащих (военных и гражданских) и около 600 вьетнамцев.
Информационный дивизион отвечал за теле и радиовещание, в частности готовил материалы для передач «Голоса Америки», вещавшего на Вьетнам 5.5 часов в день. Также там готовили информационные материалы о Вьетнаме для американской, европейской и др. аудиторий.
Непосредственно проведением психологических операций на территории Южного Вьетнама, совместно с CORDS, занимался Field Development Division JUSPAO.
В частности, дивизион издавал газеты:
Vietnam Ngay Nay (Вьетнам сегодня), еженедельная, тираж 600 тысяч, для жителей «умиротворенных» районов;
Mien Nam Tu-Do (Свободный Юг), выходила раз в две недели тиражом 1 300 тысяч, разбрасывалась с воздуха над неконтролируемыми правительством сельскими районами.
Последняя печаталась в типографии USIA в Маниле при поддержке 7-й армейской группы PSYOP (Окинава). Основные темы - победы южновьетнамского правительства, новости программы «Открытые объятия» (перебежчики из вьетконга), помощь стран свободного мира Южному Вьетнаму и.т.д. Также американцы печатали газеты, подготовленные вьетнамской информационной службой (VIS) для жителей Сайгона и окрестностей.
Журналы:
Huong Que (Сельская жизнь) - ежемесячник, тираж 565 000, основная тема - повышение эффективности с/х производства.
The Gioi Tu-Do (Свободный мир) - ежемесячник, журнал для образованной части населения, студентов. Тираж 155 000.
Long Ne (Сердце матери) - тираж 200 000, поддержка программы для перебежчиков «Открытые объятья».
Листовки, постеры, памфлеты.
Ежемесячно полевой дивизион JUSPAO разрабатывал в среднем 15 новых макетов листовок, печатавшихся в Сайгоне, Маниле и Окинаве. Существующие полиграфические мощности перекрывали все мыслимые потребности.
Магнитофонные записи для звуковещательных установок - на 3-х вьетнамских диалектах.
Аналогичной деятельностью нацеленной на территорию ДРВ, Лаоса и Камбоджи занимался северовьетнамский дивизион JUSPAO.
Вся эта деятельность проводилась в рамках различных психологических операций и кампаний.
Наиболее крупные из них:
Chieu Hoi (Открытые объятья) - наиболее масштабная и долго действовавшая программа, поощрявшая членов Вьетконга переходить на сторону правительства. Им обещалась амнистия, хорошее обращение, денежная премия (в случае перехода с оружием), обучение и трудоустройство. Отдельные премии были предусмотрены за массовый переход. Считается одной из крупнейших пропагандистских кампаний в истории.
Она длилась всю войну (даже после ухода американцев), в ее поддержку были выпущены миллиарды листовок, миллионы газет, журналов, цветных постеров, тысячи часов вещания громкоговорителей.
Сброс миллиардной листовки
Особенно эффективно работали т.н. Armed propaganda teams - вооруженные группы агитаторов из числа бывших вьетконговцев.
По оценкам американских специалистов - достаточно успешная. К началу 1968 перебежчиков насчитывалось 75 000, к 1975 - около 150 000.
Dai Doan Ket - аналог «открытых объятий», нацеленный на среднее и высшее руководство Вьетконга
Программа сопровождения налетов Б-52 - в течение нескольких часов после налета бомбардировщиков, над районом разбрасывались листовки, в которых противнику разъяснялось, что он подвергся удару Б-52 и единственный путь не попасть под него снова - это использовать по назначению листовку-пропуск в плен.
Программа для бойцов АСВ, воюющих в Южном Вьетнаме. Цель - вселить в солдата чувство безнадежности, страха перед смертью или ранением, сомнение в компетентности командиров.
Кампания по сдаче оружия за вознаграждение.
Информационная кампания на тему, что распыляемые дефолианты безвредны для людей и животных.
Кампания Fact sheet - была нацелена на население ДРВ. Основные темы сбрасываемых листовок: бомбежки вызваны атаками коммунистов на территорию Южного Вьетнама, бороться против войны в интересах самих же северян, СССР и Китай не являются надежными союзниками, программа "открытые объятья"- единственный верный шанс выжить, дискредитация ханойского правительства - предатели своего народа, китайские марионетки и.т.д.
"Тропа" - кампания нацеленная на военный и гражданский персонал "тропы Хо Ши Мина"
продолжение следует..