Оригинал взят у
mikle97 в
1972, Вьетнам, Битва за Ан Лок ч.4Итак, после провала второго штурма обстановка в городе продолжала оставаться крайне тяжелой. Уличные бои, артобстрелы и авиаудары превратили Ан Лок в груду развалин.
Советник группы рейнджеров, капитан Гарольд Моффет сравнивал город с Берлином в мае 1945. Защитники города проводили большую часть времени в подземных укрытиях, любая попытка выбраться наружу была связана с немалым риском. Как минимум трижды, в ходе уличных боев отмечались попытки противника использовать боеприпасы со слезоточивым газом против гарнизонов подземных бункеров.
Раненые практически не вывозились и не получили должной медицинской помощи, уровень снабжения был совершенно недостаточным. Подчеркну - недостаточным для 4-х тысячного гарнизона. Но в городе к началу боев было 15-20 тысяч гражданского населения (с учетом беженцев из Лок Нинь). Хотя в южновьетнамской монографии посвященной Пасхальному наступлению пишется, что гарнизон Ан Лок делился с местными жителями едой и медикаментами, можно представить, что это были за крохи для 15 000 человек - с учетом того что 4-х тысячный гарнизон испытывал настолько острую нехватку, что дело доходило до перестрелок за сброшенные контейнеры между своими же подразделениями. Еще 15 апреля местные священники (католик и буддист) попытались вывести из города две группы беженцев - но безуспешно. Одна из групп попала под сильный огонь и вернулась в Ан Лок, вторая группа была задержана блокпостами АСВ в нескольких километрах от города. Все трудоспособные беженцы были мобилизованы для переноски грузов снабжения для войск АСВ, нетрудоспособные старики и дети - предоставлены самим себе. В дальнейшем группы беженцев так же пытались выйти из города - с тем же успехом. Судьба тех кто остался в Ан Лок была не менее тяжелой. Улицы города были усеяны трупами военных и гражданских.
Советник Боб Корли докладывал: "the bodies of men, women, and children are everywhere».
Запах разлагающихся тел был повсюду. Неудивительно, что в городе начали все чаще отмечаться случаи различных тяжелых заболеваний, включаю холеру. Чтобы предотвратить возникновение полномасштабной эпидемии, было принято решении об ускоренном захоронении погибших в братских могилах. На практике это означало, что в промежутках между обстрелами отрывались котлованы, в которых бульдозерами сталкивались по 300-500 трупов и засыпались.
После того как артогнем был уничтожен госпиталь, в живых осталось совсем немного офицеров-медиков ARVN, которые не справлялись даже с потоком раненых военных, а у гражданских вообще не было шансов на получение медпомощи.
Все это разумеется сказывалось на морали гарнизона. Как я уже писал, лишь очень немногие вертолетчики рисковали совершать на короткое время посадку в городе для эвакуации раненых. После этого начиналось то что американские советники называли «the Olympic wounded». Легко раненые или вообще «раненые» солдаты ARVN соревновались, кто быстрее заберется в вертолет, отбросив тяжело раненых в сторону. Относительно высоким уровень морали и боевой дух оставался лишь в элитных частях - у парашютистов и рейнджеров.
С 4 мая, когда ситуация со снабжением несколько улучшилась, Главное Политуправление ARVN (было и такое - General Political Warfare Department) взялось подымать боевой дух защитников Ан Лок, причем весьма знакомыми экс-советским людям методами. Практически ежедневно вместе с прочим снабжением сбрасывались подарки от жителей Сайгона (свежие фрукты, жареная свинина) и письма типа «бойцу на фронт» от сайгонских школьниц.
1 мая радиоразведкой была замечена передислокация штаба 5-й дивизии АСВ южнее высоты 169. на следующий день 2 полка этой дивизии появились на Windy hill. Полки 7-й дивизии АСВ вышли к юго-западной окраине города. Стало ясно что готовится новый штурм. 5 мая командованию ARVN снова повезло. На южном участке обороны в плен патрулю территориальных войск сдался перебежчик - офицер 9-й дивизии АСВ. На допросе он рассказал, что комдив 9 был резко раскритикован командованием за действия дивизии в ходе двух штурмов. При этом командир 5-й дивизии АСВ предложил доверить следующий штурм города ему и пообещал взять город в течение двух дней. Также перебежчик сообщил, что удар 5-й дивизии с юга, будет поддержан 7-й дивизией с юго-запада и 9-й - с северо-востока. Учитываю эти сведения американское командование во главе с Абрамсом предоставило максимальную воздушную поддержку, а для Б-52 цели в районе Ан Лока вообще стали приоритетными.
9 мая противник начал разведку боем и усилил артиллерийский обстрел города.
По опыту предыдущих боев, генерал Холлингсворт пришел к выводу, что противник начнет штурм не позже утра 11 мая. Соответственно, было спланировано 18 зон для ударов групп Б-52 и около 200 тактических авиаударов. 10 мая разведка боем продолжилась. В ночь на 11 мая обстрел резко усилился, за 4 часа на позиции ARVN в городе упало 7000 снарядов. В 5.00 начался штурм. Противник атаковал со всех сторон, но основные удары наносились на севере и западе, по сходящимся направлениям. Впереди как раньше шли танки при сильной поддержке артиллерии, пехота же двигавшаяся во втором эшелоне закрепляла и расширяла прорыв. Взаимодействие танков и пехоты значительно улучшилось. В случае успеха, группировка ARVN в городе была бы разрезана на две части.
Командование АСВ позаботилось и о прикрытии и с воздуха. В Ан Лок были переброшены дополнительные 23 и 37 мм зенитные установки, самоходки ЗСУ-57-2, и впервые широко применялись ПЗРК «Стрела». Основной целью для них были «Кобры» и самолеты передовых авианаводчиков.
Сначала наступление развивалось достаточно успешно, противник глубоко вклинился в оборону ARVN. Ситуация складывалась критическая, войска держались из последних сил. Генерал Ханг и его советник полковник Ульмер срочно перебросили 5-й батальон парашютистов с южного участка обороны на запад, где десантники сумели остановить противника. Также была задействована вся доступная авиация.
С 9.00 начали работу Б-52, совершив за день 30 рейдов в район Ан Лок.
Работали штурмовики А-37 и А-1 ВВС Южного Вьетнама, ганшипы АС-130, и АС-119, истребители-бомбардировщики F-4 и конечно «Кобры», совершив за эти сутки около 300 вылетов.
F-4, вызванные на помощь 36-му батальону рейнджеров, исключительно точно отбомбились 500-фунтовыми бомбами по противнику находившемуся всего лишь в 200 метрах от позиций рейнджеров. Командир 8-й эскадрильи спецопераций, подполковник Гордон Виид сделал два захода на низкой высоте на северовьетнамский Т-54, прорвавший к КП 5-й дивизии. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, на втором заходе Виид умудрился добиться прямого попадания 250-фунтовой бомбы в танк.
На северо-восточном участке, где противник подобрался вплотную к позициям ARVN, особенной точностью огня отличились ганшипы АС-130.
Штурм захлебнулся, но и для американцев этот день обошелся дорого. Уже к середине дня были сбиты: «Кобра» из Blue Max (экипаж - капитаны Вильямс и Строубридж), А-37, А-1 ВВС Южного Вьетнама и 2 О-2 передовых авианаводчиков. Также был подбит ракетой и АС-130 - уже не первый сбитый ганшип (первый АС-119 был сбит зенитками 2 мая, спаслось 7 из 10 членов экипажа). «Стрела» доказала свою эффективность.
АСВ продолжила атаки 12 и 14 мая, но уже без существенных успехов, при этом понесла чудовищные потери от ударов американской авиации, особенно от Б-52. Примечательно, что в атаках участвовали в основном танки ПТ-76; Т-54 очевидно уже были выбиты.
К концу штурма, в городе насчитали свыше 40 единиц сожженной и подбитой бронетехники АСВ - практически все что было у северных вьетнамцев в этом районе. Артобстрел Ан Лока продолжался (3000 снарядов -12.05, 2000 - 14.05, 2600 -15.05) но противник фактически утратил свой наступательный потенциал.
Южные вьетнамцы не преминули воспользоваться ситуацией, и перешли в контрнаступление.
Тем временем, еще начиная с 13 апреля, 21-я дивизия ARVN пыталась пробиться к городу вдоль шоссе QL-13 через блокпосты 7-й дивизии АСВ. Сопротивление противника было сильным, а продвижение крайне медленным, в иные дни не превышая 50м, но по крайней мере удалось сковать 2 полка АСВ, не дав возможности использовать их при штурме Ан Лок. В середине мая командование ARVN перебросила из дельты Меконга 15й полк 9-й пехотной дивизии и 9-й бронекавалерийский эскадрон. 15 мая батальон из этого полка был высажен с вертолетов в Тан Хай, 10 км южнее Ан Лок, в тылу блокпостов АСВ на шоссе QL-13 и создал там оборонительный район вместе с бронекавалерийскими эскадроном. Начиная с 20 мая, войска АСВ пытались выбить их с этой позиции, но безуспешно.
Остальные силы полка попытались пробиться на север в обход блокпостов АСВ на QL-13. Через 3 недели тяжелейших боев 120 измученных бойцов пробились к Ан Локу, большинство из них имели ранения, некоторые - не одно.
К концу мая ситуация в городе значительно улучшилась. Наладилось, снабжение, противник был существенно ослаблен - общие потери 3-х дивизий АСВ составили около 10 тысяч человек по американским оценкам. Ударами с воздуха было в значительной степени разрушено кольцо северовьетнамской ПВО вокруг Ан Лока.
Воспрявший духом гарнизон медленно, но верно теснил противника. К 8 июня был освобожден центр и северная часть города, к 12 июня 7-й полк ARVN выбил противника с плацдарма в западной части Ан Лок. 14 июня в город был переброшен полк 18-й дивизии ARVN, сменивший измотанных бойцов 5-й дивизии. 17 июня этот полк занял ключевую высоту 169 южнее города, вследствие чего противник в значительной степени утратил возможность вести прицельный огонь по городу, а артиллерийские и авиационные корректировщики ARVN, наоборот получили отличный НП для ударов по концентрациям войск и артиллерии противника на южной и западной окраине города. Впервые за многие недели защитники Ан Лока смогли почти свободно перемещаться по городу, не подвергаясь смертельному риску.
18 июня командующий 3-м южновьетнамским корпусом, генерал Минь объявил, что осада Ан Лок снята, и 1-я воздушно-десантная бригада может вернуться к месту постоянно дислокации. 7 июля в город неожиданно прилетел президент Тхиеу, которого сопровождал комкор, генерал Минь. На футбольном поле их встретил герой обороны города, комдив-5 генерал Ли Ван Ханг. На ярком солнце он постоянно щурился и моргал - сказывались недели проведенные в полутьме командного бункера. За оборону Ан Лок Ханг получил Национальный орден 3-й степени. Как я уже упоминал, два года спустя генерал Ли Ван Ханг предпочтет смерть капитуляции - застрелится 30 апреля 1975. Его жена писала, что американцы трижды предлагали ему эвакуироваться, но он предпочел остаться со своими солдатами до конца.
На самом деле бои еще шли и снаряды продолжали падать на город, хотя и в несравнимо меньших количествах. 9 июля в Ан Лок прибыл новый заместитель главного советника, бригадный генерал Толлмэн со своей командой. Их встречали двое советников - майор Халлум и уже упоминавшийся капитан Виллбэнкс (будущий военный историк, автор книг про вьетнамскую войну). Сразу после приземления вертолета всю группу накрыло внезапным артналетом. 3 американских офицеров и вьетнамский сержант-переводчик были убиты, а Толлмэн, Халлум и Виллбэнкс - ранены. Все трое были немедленно эвакуированы в сайгонский госпиталь, где генерал умер на операционном столе, а двое оставшихся - выжили. 11 июля 5-я дивизия вынесшая всю тяжесть сражения за город, была заменена 18-й пехотной дивизией под командованием генерала Ли Минь Дао, переброшенной в Ан Лок вертолетами. Дивизия немедленно занялась ликвидацией последних очагов сопротивления противника вокруг города. В августе-сентябре 1972 18-я дивизия вела бои за аэродром Куан-Лой.
Два года спустя, под командованием все того же генерала Ли Минь Дао, 18-я дивизия доказала что при должном командовании и ARVN кое-чего стоит.
В обстановке общего развала и отчаяния апреля 1975 18-я дивизия почти две недели (с 9.04 по 22.04) сдерживала натиск 4 (четырех) дивизий АСВ в Ксуан-Локе, ключевом населенном пункте по пути к Сайгону, отсрочив таким образом падение столицы на эти же две недели.
18-я дивизия уничтожила 37 танков и свыше 5000 солдат противника, хотя и сама потеряла около 30% л/с. После капитуляции, Ханой от души «поблагодарил» генерала Дао за проявленное мужество - 17 лет перевоспитательных лагерей. В 1992 был выпущен на свободу, в 1993 - получил политическое убежище в США. Из его интервью «"Please do not call me a hero. My men who died at Xuan Loc and a hundred battle's before are the true hero's."
21-я дивизия так и не смогла пробиться к Ан Лок. В конце концов она была заменена свежей 25-й дивизией, которая сумела очистить шоссе QL-13 от блокпостов противника к 20 июля.
Битва за Ан Лок завершилась. За три месяца на город обрушилось 78000 снарядов, превратив все в руины. 15000 человек остались без крыши над головой, количество погибших гражданских осталось неизвестным. Потери ARVN составили 5400 человек, из них 2300 - убитыми и пропавшими без вести. Потери армии Северного Вьетнама по американским оценкам - 10000 убитыми и 15000 ранеными (как показывали пленные, в батальонах осталось по 40-50 человек, были выбит практически весь комсостав вплоть до уровня комбатов). В городе и окрестностях было найдено свыше 80 единиц сожженной бронетехники АСВ. Решающую роль в битве за город сыграла американская авиация - 262 боевых вылета Б-52 и 9203 ударов тактической авиации в районе Ан Лок и вдоль шоссе QL-13. Наиболее отличившиеся, вертолетчики F Battery, 79th Aerial Rocket Artillery, Blue Max, 229 aviation battalion в ходе битвы совершили 422 боевых вылета, уничтожив 18 танков, 1040 солдат противника и 25 единиц автотранспорта. За свои действия батальон получил Presidential Unit Citation. Потери составили 5 машин (включая одну в битве за Лок Нинь), 4 экипажа (8 человек) погибли.
Победа при Ан Лок спасла Сайгон от капитуляции в 1972 году. ARVN одержала большую не только военную но и психологическую победу. Не смотря на бросающиеся в глаза проблемы и неудачи, южновьетнамская армия все же сумела остановить наступление лучших частей АСВ.
"An Loc was the Verdun of Vietnam, where Vietnam received as in baptism the supreme consecration of her will."
(General Paul Vanuxem, a French veteran of the Indochina War, wrote in 1972 after visiting the liberated city of An Loc)
Для администрации Никсона это было поводом заявить об успехе политики "вьетнамизации".
Тем не мене, участник обороны Ан Лока, полковник Миллер (старший советник 5-й дивизии) на слушаниях в Конгрессе заявил что Ан Лок устоял только благодаря действиям советников и ВВС США. ARVN скорее избежала поражения чем победила, а окончательный уход американцев станет катастрофой для Южного Вьетнама. Его слова услышаны не были.