Самые ужасные судебные ошибки

Dec 18, 2024 13:06




«Я невиновен!» - твердил 20-летний житель США Трой Дэвис. Но его приятель заявил, что видел Троя с пистолетом в руке неподалёку от места убийства. На основании этого единственного показания и вопреки всем прочим обстоятельствам, оправдывающим парня, в 1989 году американский суд приговорил его к казни путём введения смертельной инъекции. На глазах у матери, журналистов и того самого приятеля, который, увидев гибель Троя, не выдержал - сознался, что выдумал историю с пистолетом «из зависти к симпатяге Дэвису». К сожалению, подобное не редкость в мировой судебной практике. Расскажем об ошибках правосудия и его жертвах - людях, несправедливо приговорённых к смерти.



«Мама, ты знаешь, что я этого не делал»
29 сентября этого года японский суд оправдал 88-летнего Ивао Хакамаду, проведшего в камере смертников 46 лет. Ещё в далёком 1968-м его обвинили в убийстве своего начальника, собственной жены и двоих детей. Под пытками мужчина признался в преступлениях. Ждал казни почти полвека. В 2014-м была проведена экспертиза ДНК, и результаты теста показали, что на орудии убийства след не совпадает. Тогда старика отпустили под домашний арест.

Ещё десять лет понадобилось Верховному суду Японии, чтобы доказать - все остальные улики также сфабрикованы. Но это далеко не самая страшная ошибка судей. Хакамада попал в тюрьму уже в зрелом возрасте. А порой на смерть или пожизненное заключение обрекают невиновных детей. В списке стран, где чаще всего совершаются судебные ошибки, первой стоит Великобритания. Чего стоит лишь одна история «Гилфордской четвёрки» 1974 года. Тогда в двух пабах города Гилфорда, где собирались военные британской армии, прозвучали взрывы. Погибли четыре солдата, 65 были ранены.

Полицейские сразу же схватили четверых гулявших неподалёку 14-летних ирландцев - Джерри Конлона, Патрика Армстронга, Пола Хилла и Кэрол Ричардсон. Их арестовали и обвинили в совершении теракта. А Патрика Конлона, отца Джерри, взяли под стражу за то, что, оправдывая сына и его друзей, он горячо спорил с полицией. «Меня раздели догола, угрожали пистолетом. Сказали, что выбросят из окна, если я не признаюсь, - писал в записке матери Пол Хилл. - Мама, ты же знаешь, что я этого не делал!» «Мама, полицейский сказал, что, если я не признаюсь, тебя убьют». «Я больше не могу. То, что они сделали с моим телом… Я признался.

Простите меня, мама, папа и сестрёнка!» - писал своим родным один из подростков. Все они под пытками оговорили себя. Были приговорены к смертной казни, которую спустя год «гуманные» судьи заменили на пожизненное заключение. Та же участь постигла и Патрика Конлона, не давшего признательных показаний. В 1980-м он умер в тюремных застенках. А подростки провели за решёткой 15 лет. Вплоть до осени 1989 года, когда Ирландская республиканская армия официально объявила себя невиновной в совершении взрывов в гилфордских пабах.

В 1973 году к пожизненному заключению в Англии приговорили 17-летнего кладбищенского дворника Стивена Даунинга. Подметая листву у надгробий, он увидел тело изнасилованной женщины. Вызвал полицию. На обуви подростка были найдены следы крови, и его тут же обвинили в преступлении. Сам Стивен свою вину не признал даже под пытками. 27 лет его родственники вели кампанию по отмене приговора. Собирали подписи, обращались в газеты и лишь в 2002 году добились пересмотра дела. Стивена оправдали, но почти три десятилетия в тюрьме превратили этого парня в больного калеку. Столько же, 27 лет, провёл в тюрьме и невинный Шон Ходжсон.

В возрасте 17 лет его обвинили в убийстве и изнасиловании барменши из паба в Саутгемптоне, приговорили к пожизненному. В тюрьме у Шона обнаружили онкологическое заболевание, но это не изменило приговор. Лишь в 2009 году, когда появилась возможность сделать тест ДНК, парня оправдали. Его трагическая история произвела шум в английском обществе. Комиссия пересмотра уголовных дел потребовала обязательно проводить анализ ДНК, и по итогам было оправдано ещё 240 невинно осуждённых молодых людей, приговорённых к пожизненному.



«Прекратите мучить ребёнка»
Мировой столицей признательных показаний, как и мировой криминальной столицей, уже более ста лет считается американский город Чикаго. «Когда люди заявляют, что никогда бы себя не оговорили, я возражаю. Они просто не были в такой ситуации! Сложно представить, какое давление там оказывается! - объясняет чикагский адвокат Кэтлин Зеллнер. - За последнюю пару лет у нас зарегистрировано 260 самооговоров. Город перечислил более 500 миллионов долларов компенсации семьям невинно казнённых и невинно осуждённых!» Чикагских полицейских сравнивают со средневековыми инквизиторами. И по праву.

Вот, например, как они в 1995 году, выбивая признание, издевались над 16-летним Лародом Стайлзом. Вооружённые до зубов, ворвались в дом, где мальчик жил с бабушкой. Крушили мебель, били Ларода, виня его в совершённом неподалёку убийстве двух мужчин. «Прекратите мучить ребёнка! - кричала бабушка. - Он весь день провёл дома у телевизора! Мы ничего не знаем о случившемся!» Тогда Ларода отвезли в участок, приковали наручниками к стене и били до тех пор, пока он не признался в совершении преступления. В деле не было никаких других доказательств его причастности, но суд присяжных приговорил мальчика к пожизненному заключению.

И лишь спустя 23 года на основании анализа ДНК он был оправдан. Особой жестокостью отличились и полицейские американского штата Миссури, которые на этапе выбивания признательных показаний в 1980 году довели до безумия 20-летнюю кормящую мать Сандру Хемме. Подозрение пало на неё лишь потому, что она, ещё будучи девочкой, принесла в дом своей знакомой нож. На этом основании её и решили обвинить в убийстве ножом библиотекарши. Хемме не давали спать и есть, её били, ей кололи наркотические препараты. «Порой её так сильно накачивали лекарствами, что она не могла даже держать голову, поэтому её привязывали к стулу», - заявили потом адвокаты.

Год назад они представили суду доказательства того, что настоящим убийцей библиотекарши является сотрудник местной полиции Майкл Холман. Желая спасти своего коллегу, полицейские и сосредоточились на Сандре. Приговорённая к пожизненному заключению, она провела в тюрьме 43 года. Обвинительный приговор отменили лишь этим летом.



Я невиновен!: энциклопедия историй несправедливо осужденных. Джей Нэш, 2008

Ментальная ненависть
В тюрьмах США содержится 40 процентов всех заключённых жителей земли. Там же - и самое большое число осуждённых на пожизненное. Они гарантированно умрут за решёткой. И невиновных заключённых в Америке больше, чем где бы то ни было. По данным американского правозащитного проекта «Невиновность», лишь за 20 последних лет в США было ошибочно осуждено на пожизненное или на смерть более 3 тысяч человек. В их числе и старики, и несовершеннолетние, и беременные. Часто невинно осуждёнными становятся чернокожие, не способные нанять дорогих адвокатов.

Вот лишь самые свежие истории. В прошлом году, отсидев 30 лет в тюрьме Оклахомы, вышел на свободу 61-летний афроамериканец Перри Лотт. Его встречала состарившаяся невеста Антуанетта Браун. Их свадьба не состоялась, потому что Перри ошибочно признали виновным в изнасиловании и приговорили к пожизненному сроку. Антуанетта ждала своего Перри все эти годы, зная о его невиновности, - во время преступления они были вместе. Но когда на суде девушка заявила об этом железном алиби, прокурор пригрозил и её посадить «за соучастие». Лишь недавно изнасилованная 30 лет назад дама вдруг вспомнила, что преступник был гладко выбрит, а Лотт всегда носил усы. Проведённый тест ДНК доказал его невиновность.

«Это ужасное чувство - когда ты понимаешь, что всё, во что ты верил и за что боролся, отнято у тебя и отнято несправедливо, - писал своей молодой жене из тюрьмы 26-летний Рэй Кроун. - Я служил своей стране в её вооружённых силах. Работал на почте. Меня даже ни разу не оштрафовали за неправильную парковку! И вот теперь я сижу в камере смертников. Здесь-то я и понял, что это может случиться с кем угодно».

В декабре 1991-го, выпивая с друзьями в баре, Рэй увидел в мужском туалете убитую хозяйку заведения. Вызвал полицейских. На основании того, что «на шее женщины был характерный отпечаток зубов», они обвинили кривозубого Рэя в убийстве. Четыре года в камере смертников, десять лет в камере пожизненно заключённых… Лишь в новом тысячелетии анализ ДНК доказал, что не Рэй кусал убитую. Журналисты, смаковавшие дело «кривозубого убийцы», назвали его случай «ошибкой системы».

Ошибочка вышла и с пожизненным приговором, который впаяли 19-летнему Уильяму Диллону. Он провёл в камере 27 лет. И с приговором Крейга Коли, по ошибке судей отсидевшего 39 лет. 38 лет находился в камере Малкольм Александер. Список ошибочно обвинённых чернокожих мужчин и юношей кажется бесконечным. Все они были оправданы, стоило только сделать тест ДНК, но белые эксперты не тратились на дорогостоящие экспертизы.

«Из всех подозреваемых он был единственным чёрным, а все присяжные заседатели - белыми, поэтому они и отклонили свидетельство, которое доказывало его невиновность», - писали американские газеты в 2020 году, освещая выход на свободу оправданного 64-летнего Ронни Лонга. 44 года он провёл в тюрьме. И, как пишет юрист Флинт Тейлор, «каждый невинно осуждённый - на совести судей, которые либо были некомпетентны, либо подкуплены, либо приговаривали своих жертв на основании расовой, гендерной или ментальной ненависти».



Приглашение на казнь
«Мне хочется кричать о том, сколько несправедливо осуждённых в Америке!» - говорил в прошлом году 53-летний Рубен Гутьеррес, выходя на свободу. Его обвинили в убийстве пожилой дамы, приговорили к смертной казни, которую он ждал 27 лет. Уже готовясь сесть на электрический стул, в своём последнем слове Рубен потребовал провести тест ДНК. По его результатам Верховный суд США признал Гутьерреса непричастным к преступлению.

Методы смертной казни в США - на любой вкус. Через повешение, расстрел, электрический стул, газовую камеру, удушение азотом, с помощью смертельной инъекции. Порой приговорённые ждут своей участи десятилетиями. Некоторые за это время сходят с ума, некоторые умирают, так и не дождавшись пересмотра дела. На 14-м году заточения умер невиновный американский студент Тимоти Коул. В 1998-м его обвинили в изнасиловании сокурсницы, приговорили к пожизненному сроку, несмотря на то, что девушка заявляла - «Насильник курил». А Тимоти страдал астмой и никогда не прикасался к куреву. Во время приступа астмы и умер. Его кончина так растрогала настоящего насильника Уэйна Джонсона, что тот сознался в содеянном.

Отдельная группа невинно осуждённых на Западе - умалишённые. Такие как, например, умственно отсталый житель Бостона Энтони Мацца, который провёл 47 лет в застенках за убийство, которое не совершал. Почти полвека его родные добивались пересмотра дела. 3 июня 2020 года Энтони оправдали. А английский суд в 1976 году приговорил к пожизненному заключению 23-летнего Стефана Кишко, умственное развитие которого было на уровне 7-летнего ребёнка. Совершенно безобидный «толстый придурок», как его называли в родном Уэст-Йоркшире. Он улыбался, даже когда дети кидали в него камни.

Три 11-летние девочки показали на «полоумного Стефи», когда неподалёку от его дома нашли тело их изнасилованной подружки Лесли Молсид. Основываясь на их показаниях, полиция арестовала Кишко. «Мне сказали, что, если я признаюсь в убийстве, меня отпустят домой. И хотя я хотел к маме, я честно рассказывал, что в тот день вместе со своей тётей ухаживал за могилой отца, а затем мы поехали в садоводческий центр», - говорил Стефан сначала полицейским, а затем судье Хью Парку, который приговорил его к пожизненному заключению. А девочек Парк похвалил за «смелость, честность и острую наблюдательность».

С этим согласился и адвокат Кишко в суде Дэвид Уоддингтон, ставший позднее министром внутренних дел Великобритании. В тюрьме сокамерники издевались над Стефаном, сломали ему ноги, порвали рот, разбили голову, а он всё повторял, что не делал ничего плохого. Лишь в 1991 году сменивший Хью Парка судья К. Мэлоун убедил МВД пересмотреть дело Кишко и сразу нашёл вопиющую ошибку следствия: у Стефана было бесплодие, а это противоречило результатам экспертизы, полученным после убийства.

Появились и три женщины, которые признались, что много лет назад «солгали для смеха», обвинив Кишко в смерти своей подруги. Зимой 1993 года Стефана отпустили домой, а спустя пару месяцев он умер от инфаркта.



Ошибки российских судов
Для сравнения: сейчас в тюрьмах США находится более 50 тысяч человек, приговорённых к пожизненному заключению, в России таких - несколько сотен. В нашей стране нет смертной казни, и закон запрещает назначать пожизненное женщинам, преступникам в возрасте до 18 лет, мужчинам старше 65. К пожизненному у нас приговаривают маньяков, серийных убийц, педофилов-насильников, людоедов, террористов. Недавно в Уголовном кодексе добавилась возможность давать пожизненное ещё и за госизмену, но подавляющая часть осуждённых по этой статье скрывается за границей.

Получается, это такое «заочное пожизненное». А что касается ошибок российских судей, упомянем самые громкие истории невинно осуждённых в нашей стране за последние 50 лет. Первое - обвинение 25-летнего ростовчанина Александра Кравченко, которого в 1979 году посадили за не совершённые им изнасилование и убийство 9-летней девочки. Кравченко попал под горячую руку милиционеров, потому что несколькими годами ранее уже был осуждён за схожее преступление.

До пересмотра дела и своего оправдания он не дожил. «В январе 1999 года на территории насосной станции нашли тело машиниста с перерезанным горлом. В это время Александр Тимофеев лежал дома с двусторонним переломом. Он не мог зарезать человека чисто физически» - так сейчас журналисты описывают историю невинно осуждённого Тимофеева. Его приговорили к 15 годам. Спустя 11 лет он вышел на свободу по УДО, а вскоре в убийстве машиниста сознался маньяк. Тимофеев получил 5 миллионов рублей компенсации.

А житель Татарии Евгений Веденин, которого в 2001 году ошибочно обвинили в убийстве начальника службы безопасности «Татнефти», отсидел лишь 4 года. Потому что в 2005-м задержанные в Санкт-Петербурге члены криминальной группировки признались в совершении преступления, инкриминируемого Евгению. Самым резонансным стало дело каскадёра Александра Артюха, осуждённого на 11 лет по обвинению в убийстве во время пьяной уличной драки в 2011-м. Друзья спортсмена создали сайт в его поддержку, писали обращения и петиции, боролись за освобождение шесть лет, и в 2018-м Артюха признали невиновным на основании записей с видеокамер.

Марина Хакимова-Гатцемайер. "Моя семья" №39, октябрь 2024

США, криминал, казнь

Previous post Next post
Up