В этот день ежегодно мы публикуем пост со снимками Прокудина-Горского, которые за 16 лет так и не удалось идентифицировать, несмотря на все усилия. Но дело понемногу движется и за последние пару лет были разгаданы несколько сложнейших загадок!
Итак, последние "заколдованные снимки" Прокудина-Горского, которые ещё предстоит разгадать.
1. Где был снят Хан Хивинский?
У Прокудина-Горского было две группы фотопортретов Хана Хивинского.
Одну из них (два дубля) Прокудин-Горский сделал, как оказалось, в Зимнем дворце в 1911 году, во время визита Хана в Петербург.
Вторая группа портретов (из трёх дублей) была сделана, судя по наградам и погонам, во время того же визита в Петербург 1911 г. (май-июнь). Осталось только определить точное место съемки (это может быть также Гатчина или Петергоф):
У хана погоны генерал-майора, которые он получил 30 июля 1910 г., но без знаков Свиты.
В то же время на груди у хана нет ордена Белого Орла, который был ему вручен императором 30 мая 1911 года. Вероятно, тогда же хан получил чин генерал-майора Свиты и соответствующие погоны.
После идентификации портретов хана в Зимнем дворце появилась уверенность, что вторая группа снимков была сделана также в Петербурге или его окрестностях. Архитектура ограды типично русская и лишь немногим отличается, например, от ограды сада Аничкова дворца в Петербурге.
Более того, среди зелени за оградой была замечена интересная деталь:
Очень напоминает двуглавого орла, не правда ли? Если этот символ был установлен где-то на ограде или на воротах, тогда почти однозначно можно говорить об одной из царской или великокняжеских резиденций! Но, быть может, это всего лишь листва.
Мы изучили ограды многих мест, где побывал Хан во время визита в Петербург: царские резиденции в Петергофе и Гатчине, дача Столыпина, Аничков дворец, но точного соответствия не нашли нигде.
2. Оранжерея
Один из двух снимков, помещенных в альбом "Разное и этюды" с названием "В оранжерее".
На втором сквозь стекло видна жёлтая осенняя листва. Снято не позднее 1908 г.
Наиболее серьёзное предположение - это часть серии снимков, сделанных в имении русских императоров в Дании, любимые места отдыха царской семьи в этой стране. А именно, оранжерея в парке замка Фреденсборг. Недавно там построили новые теплицы, взамен сломанных старых. Им написали несколько запросов с просьбой сопоставить снимки ПГ с местными архивными фотографиями. В ответ - полное молчание. Быть может, им теперь просто стыдно, что варварски снесли ценный исторический памятник, от того и молчат, как рыбы. Нам самим найти в Сети старые снимки теплиц Фреденсборга не удалось.
Прорабатывалась версия с теплицами Никитского ботанического сада, но его научные сотрудники сопоставили снимки Прокудина-Горского со своими архивными фотографиями и дали отрицательный ответ. При этом они сообщили, что в дореволюционном Крыму в разных населенных пункатах было немало подобных теплиц. А Прокудин-Горский снимал во многих городах и посёлках Крыма.
Также ничего не дало изучение снимков зимних садов и теплиц дореволюционного Петербурга.
Среди рабочих версий остаются также теплицы Нового Афона, но пока не удалось найти ни одного их дореволюционного изображения.
Что касается уникального дизайн металлических конструкций оранжереи, то точно такой же был обнаружен только на старой фотогорафии оранжереи в голландском местечке Schiedam (это сейчас часть Роттердама). Однако обстановка теплицы была совершенно иная, как и её длина.
3. Курмы
Этот красивый снимок помещен в альбме "Разное и этюды" с подписью "Курмы". Так называлась в России бурятская (реже - китайская) национальная одежда. Снято не позднее 1908 г.
Не понятно, где это снималось. Наиболее вероятным предположением была съемка в отделе этнографии Русского музея (ныне - Этонографический музей Санкт-Петербурга).
Путеводитель по Музею антропологии и этнографии имени имп. Петра Великого: Отд. этногр. / Имп. Акад. наук. СПб, 1904 г. упоминает наличие в коллекции мужских и женских бурятских шёлковаых нарядов, а также наличие на полках шкафа бурятской посуды (эти полки с посудой вы видим на снимке Прокудина-Горского у правого края за ковром). Казалось бы, можно говорить об идентификации с 99% вероятностью, однако запрошенные нами научные сотрудники Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого) дали отрицательный ответ, не признали на снимке экспонатов из своей коллекции.
Специалисты утверждают, что набор предметов на снимке носит случайный характер, вещи принадлежат к совершенно разным народам и культурам и никак между собой не связаны.
4. Этюд "В Италии".
Несмотря на подпись, снимок мог быть сделан с равной вероятностью в Австрии, Швейцарии или во Франции.
Конечно, шансы определить место по фрагменту этой виллы малы, но они всё же есть, особенно, если искать в тех местах, где Прокудин-Горский снимал (Вильфранш, Филлах, Лугано, Мальчезине, Капри, Флоренция).
5. Село на на Староладожском канале
Высокое разрешениеСнимок помещён в Мариинском альбоме с подписью "Село Черное на Староладожском канале". Однако село с таким названием находится в нескольких километрах на Новоладожском канале, где Прокудин-Горский, по всей видимости, не снимал.
Предположительно на снимке - один из видов села Кобоны или Лаврова.
Последнее фото никогда ранее не включалось в список загадок, поскольку его атрибуция не вызывала сомнений. Однако теперь всё изменилось.
6. Малороссийская или рязанская крестьянка?
Этот известный этюд всегда считался сделанным в Малороссии, т.е. в тогдашнем Путивльском уезде Курской губернии:
Однако в контрольном альбоме Прокудина-Горского он вообще никак не подписан, подпись "В Малороссии" относится к соседней группе снимков и сама по себе не слишком точная, поскольку в их число затесался и вид деревни Ясная Поляна.
При этом на снимке не заметно никакого малороссийского колорита. Постройка с железной крышей скорее не крестьянская, а усадебная.
Тогда где это могло быть снято?
В Списке 416 под номером 416 значится загадочное фото "Костюм крестьян рязанской губернии. Живая нат."
До недавнего времени это название казалось просто необъяснимым, поскольку Прокудин-Горский, как все думали, не снимал в Рязанской губернии ранее 1912 г.
Теперь мы знаем, что он ездил в рязанскую усадьбу Гремячку к Семёнову и вряд ли там "отделался" одним единственным снимком.
К сожалению, пока не удаётся найти никаких твёрдых доказательство, что на фото именно рязанская, а не малороссийская крестьянка.
7.Крестьянка мнет лен. Пермская губерния
Это раннее фото Прокудина-Горского не имеет точной географической привязки и также ранее не включалось в данный список, поскольку считалось совсем "безнадёжным" в плане идентификации.
В настоящее время наиболее вероятным представляется, что оно сделано в 1907 г. близ села Тамакуль(ское) Камышловского уезда Пермской губернии, где была ферма Александра Прокудина-Горского, родного брата фотографа. Был вариант, что это Рязанская губерния, но его удалось полностью исключить.
Очевидно, там же в 1907 г. сделаны ещё два снимка с названием "На жнитве", которые ошибочно вклеены в альбом Мариинской системы:
По крайней мере, рельеф совпадает с тамакульским:
А похожий снимок со снопами был опубликован в "Фотографе-любителе" ещё в 1906 году:
Плюс ещё остаются неопознанные женские портреты.
Например, "Этюд головки":
Или дама в царском парке Дагомыса, напоминающая фрейлину Гендрикову:
Другая дама с зонтиком была снята, предположительно, у развалин Тимотисубанского монастыря близ Боржома и может относится к Боржомскому дамскому благотворительному обществу, по заказу которого Прокудин-Горский напечатал специальную серию цветных открыток в 1913 г.
Если кого-то серьёзно заинтересовала эта тема, можете посмотреть
Общий список фотографий Прокудина-Горского, требующих идентификации.