Как и Афины, Рим тоже начинался как город-государство. Когда он стал республикой в конце шестого века до н. э., он контролировал территорию всего в пятьсот квадратных миль. К 265 году до н. э. римское правление распространилось на все, кроме северной оконечности итальянского полуострова, площадью в пятьдесят тысяч квадратных миль. Двести лет спустя территория Рима включала все, что сейчас является Грецией, Испанией, Францией и Германией, а также значительные части Англии, Малой Азии и Северной Африки.
Кадр из фильма Соррентино "Великая красота" 2013 года о жизни римлян, живших в роскоши
Иллюстрация Древнего Рима
На протяжении большей части своей истории римляне могли вытеснять из центра политической сцены брачные и семейные интриги. Рим никогда не ограничивал политическое влияние аристократов так же полно, как это сделали Афины пятого века, но римское государство стало пионером нескольких политических практик, которые препятствовали разрушительной конкуренции за прямое правление аристократов.
Кадр из фильма "Клеопатра" 1963 г
Более четырехсот лет, с 509 по 31 год до н. э., Рим был республикой. У него был могущественный сенат, состоящий из аристократов. Также существовало собрание центуриатов, в котором были представлены успешные военные лидеры и богатые граждане, а в 471 г. до н. э. был создан совет плебса или простолюдинов.
Кадр из фильма "Бен Гур", 1959 г
Эти политические институты создали правительство, в котором аристократические землевладельцы обладали огромной политической и экономической властью, но редко пытались утвердиться в качестве правителей вне формальных политических каналов.
Кадр из фильма Quo Vadis,1951 г.
Кроме того, у Рима была высокоэффективная и дисциплинированная армия и обширная империя, которая требовала профессиональных администраторов. Это, наряду с такими масштабными проектами общественных работ, как строительство дорог и мостов, и систематическим сводом законов, давало приоритет центральному правительству над местной знатью. Великие семьи землевладельцев не могли конкурировать за абсолютную власть до второго века до н. э., когда разрушение мелких ферм и чрезмерное расширение армии настолько дестабилизировали римское государство, что аристократы и военные выскочки снова смогли захватить власть.
Хотя в Риме было большее политическое неравенство среди свободных мужчин, чем в Афинах, римские женщины имели большую свободу, чем их афинские сестры. Для этого было несколько причин.
Во-первых, постоянное влияние аристократии способствовало сравнительной свободе дочерей и жен римлян из высшего класса. Кроме того, длительное отсутствие мужчин в долгих походах давало римским женам из семей, владеющих имуществом, возможность управлять своими делами в течение многих лет, накапливая собственное богатство и даже приобретая политическое влияние.
Образованная и много путешествовавшая
Вибия Сабина (ок. 136 г. н. э.)
была внучатой племянницей императора Траяна, жена его преемника Адриана;
Ее брак был несчастен и бездетен.
Римские историки пишут так: «Супруга его, Сабина, претерпевавшая обиды,
почти как рабыня, была доведена до самоубийства»
В Риме, как и во всех государствах древнего мира, брак и наследование были основными методами передачи и управления частной собственностью. Как и в Греции и других сельскохозяйственных обществах, где бездетность была достаточной причиной для развода мужчины с женой, римляне считали, что главная цель брака - рождение законных детей.
Древнеримский рельеф, изображающий повитуху, принимающую роды.
Для римлян из высшего класса брак определял, какие дети унаследуют семейное имущество и имя. Он также создавал тесные связи между семьями, а иногда и между мужчинами, которые последовательно женились на одной и той же женщине.
Сегодня многие люди также считают, что деторождение должно быть главной целью брака. Но они были бы шокированы римской версией этой идеи.
Римляне верили, что дети появляются на свет ради семьи и им разрешено жить только с разрешения отца.
Когда римляне говорили о «воспитании» ребенка, например, они имели в виду нечто иное, чем мы. Традиционно римский отец брал новорожденного на руки, чтобы показать свое согласие на то, что ребенок будет жить как член семьи. Если он этого не делал, ребенка оставляли умирать или ждать, пока его усыновит кто-то другой.
Письмо, которое один муж отправил своей беременной жене в Римский Египет, иллюстрирует преобладающий консенсус о том, что было нормально позволить неудобным детям умереть. После того, как он передал свои «самые сердечные приветствия» своей семье и сказал жене не беспокоиться, если он вернется из Александрии позже тех, с кем путешествовал, муж пишет: «Я умоляю и заклинаю тебя позаботиться о маленьком ребенке, и как только мы получим оплату, я ее тебе отправлю. Если - удачи тебе! - ты родишь потомство, и если это будет мальчик, оставь его в живых; если это будет девочка, выстави ее».
Мраморная доска с изображением сцены родов,
найденная при раскопках в Остии, Италия, около 400 г. до н. э. - 300 г. н. э.
Сразу после этого небрежного смертного приговора он добавляет, что общий друг передал ему послание его жены, о том, чтобы он помнил ее во время своих путешествий, на что он нежно отвечает: «Как я могу тебя забыть? Я умоляю тебя не беспокоиться».
Портрет молодой девушки. Лувр
Портрет молодого египтянина
Фаюмские портреты И еще - иллюстрации Древнего Рима
Текст - из книги Стефани Кунц "История брака"