День в истории. Фюреры 3-го рейха в руках палача Вудза

Oct 16, 2024 08:32



Палач Джон Вудз (1911-1950), повесивший лидеров Третьего рейха и его главное «орудие труда»

Как известно, трибунал в Нюрнберге вынес смертные приговоры 12 фюрерам Третьего рейха. Но одного (Мартина Бормана) осудили заочно, а ещё один (Герман Геринг) за день до исполнения приговора сумел улизнуть от рук палача, приняв яд. Итак, 16 октября 1946 года встреча с американским палачом Джоном Вудзом предстояла десяти подсудимым.
Джон Вудз (1911-1950) не был безгрешен перед американским правосудием. Будучи военнослужащим, дезертировал в 1929 году из флота, был за это осуждён. Дальнейшая его биография малоизучена, но сам он утверждал, что в тюрьме ему предложили стать палачом, и Вудз согласился. Очевидно, в обмен на смягчение режима и хорошую зарплату за его «труд» заплечных дел мастера. Утверждают, что до войны он отправил на тот свет около 350 осуждённых, в основном убийц и насильников.



Говорили, что Вудз был «добрым палачом». Когда приговорённый зависал в воздухе, он хватал его за ноги и повисал всей тяжестью на нём, прекращая тем самым страдания висящего в петле. Вместо долгого и мучительного удушья осуждённый быстро умирал от перелома шейных позвонков.
Туман над биографией Вудза рассеивается с началом Второй мировой войны, когда он вновь поступил на военную службу и стал исполнять приговоры военно-полевых судов. Так он казнил более 30 солдат американской армии. И вот начался Нюрнбергский процесс.



Вначале было задумано, что первых лиц Третьего рейха повесит опытный немецкий, а точнеее, баварский палач Йохан Райххарт, казнивший свыше 3100 человек.



Что это за достопочтенные джентльмены в цилиндрах возле странного устройства? А это баварский палач Йохан Райххарт (1893-1972), который с 1924 по 1946 год собственноручно обезглавил 3165 человек, и его коллеги, возле гильотины

Помните эту формулировку из известного советского фильма: шеф гестапо Мюллер «редко ошибался: и когда служил Веймарской республике, избивая демонстрации нацистов, и когда перешёл к нацистам и начал сажать в концлагеря лидеров Веймарской республики»? Вот примерно так же складывалась и карьера герра Райхарта. Он исправно служил Веймарской республике и казнил осуждённых её судами, потом перешёл на службу к нацистам и стал казнить деятелей Веймарской республики их врагов. Затем так же бестрепетно начал трудиться на оккупационную администрацию США в Германии и до мая 1946 года казнил десятки нацистских военных преступников. Но вот вешать руководителей Третьего рейха он отказался наотрез! Сослался при этом на судебные ошибки сразу после окончания войны, вследствие которых он отправил на тот свет несколько невинно осуждённых. Такая высочайшая щепетильность для палача, казнившего тысячи людей во времена фюрера, была немножко удивительна... Скорее всего, это был просто предлог, чтобы уклониться от столь щекотливой миссии. Но вот мастер-класс по повешению Джону Вудзу Райххарт всё-таки дал. Однако, похоже, дал его из рук вон плохо.



Джон Вудз демонстрирует технику подвешивания на репортёре-добровольце, Бруклин, 19 ноября 1946

Именно Райххарт предложил не выбивать табуретку из-под ног осуждённого, как привык делать Вудз, а вырезать специальный люк в помосте, куда тот проваливался бы на длинной верёвке, причём та должна была быстро сломать ему шею. Выглядело это очень гуманно по сравнению с обычным повешением, которое могло длиться долго, или требовало вмешательства палача. Так и сделали... Но проблема была в том, что люки почему-то прорезали слишком узкие, при падении осуждённые бились лицом о края люков, разбивая в кровь носы и губы, и цеплялись за эти края, что продлевало их удушье и мучения. Согласно официальным данным, Риббентроп умирал в петле 10 минут, Йодль - 18 минут, а Кейтель и вовсе целых 24 минуты мучился в объятиях верёвки.



Фельдмаршал Вильгельм Кейтель (1882-1946) провисел в петле Вудза дольше всех подсудимых - 24 минуты



Кукрыниксы. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. 1945-1946 Справа - маршал Кейтель



1942. Борис Ефимов (1900-2008). «Грозное предупреждение». А ведь их предупреждали...

Помост для казни построили в спортивном зале Нюрнбергской тюрьмы. На него вели 13 символических ступеней. На верёвке для повешения имелось 13 узлов - так Вудза тоже научил Райххарт. И это также считалось символичным... На полу помоста имелись три люка, а над ними - три виселицы. Осуждённым предстояло ждать своей очереди, пока в люке на верёвке умирал предыдущий приговорённый.

О поведении подсудимых на процессе рассказывал Илья Эренбург, бывший его очевидцем:
«Когда показали фильм о лагерях смерти, Шахт повернулся спиной к экрану - не хотел смотреть; другие глядели, а Франк плакал и вытирал глаза носовым платком. Это звучит неправдоподобно, но я это видел: Франк, тот самый, который писал, что в Польше, когда он туда приехал, было три с половиной миллиона евреев, а в 1944 году из них осталось сто тысяч, всхлипывал, увидев на экране то, что много раз видел в действительности. Может быть, он плакал над собой - понял, что его ждёт?»



Кукрыниксы. Обвинение. 1967. «Когда показали фильм о лагерях смерти, Шахт повернулся спиной к экрану - не хотел смотреть; другие глядели, а Франк плакал и вытирал глаза носовым платком»



1945. Борис Ефимов. Карикатура на Ганса Франка (1900-1946)

Эренбург: «Я снова возвращаюсь к их облику. Риббентроп, худой, лысый, говорил, что, страдая бессонницей, принимал много снотворного и у него ослабела память, но, в общем, он занимался дипломатией, подписывал пакты, вёл переговоры. Он держал себя как благообразный пожилой бюргер».



Иоахим фон Риббентроп (1893-1946)



Иоахим фон Риббентроп



1942. Борис Ефимов. «Культуртрегеры» (носильщики культуры). Господин фон Риббентроп и его «дипломатический архив». На ящиках надписи: «Статуи из Петергофа», «Французская живопись», «Богемский хрусталь», «Русские художники (Рьепин, Сероф, Музоргский и др.)», «Варшавское дамское бельё», «Русский фарфор», «Греческие сигареты», «Старинные русские иконы», «Французское шампанское», «Древние славянские рукописи», «Брабантские кружева» и др.



1945. Борис Ефимов. Карикатура на Риббентропа из серии «Фашистский зверинец»



1945. Порфирий Крылов (1902-1990, из коллектива Кукрыниксы). Гесс и Риббентроп



1945. Порфирий Крылов. Риббентроп

Илья Эренбург: «Фельдмаршал Кейтель производил впечатление солдафона, я таких видал не раз, на всё отвечал, как рядовой вермахта: «Выполнял приказ»; а когда огласили его собственный приказ о клеймении советских военнопленных, пожал плечами: «Это досадное недоразумение».



1945. Николай Соколов (1903-2000, из коллектива Кукрыниксы). Кейтель



1945. Борис Ефимов. Карикатура на Кейтеля из серии «Фашистский зверинец»

Илья Эренбург: «Франк, тот, что зверствовал в Польше и плакал, увидев на экране Освенцим, отвечал охотно на вопросы, валил всё на Гиммлера, говорил, что он занимался исключительно «переселением»: «Я был всего-навсего административным карликом». Я глядел на него, когда читали его донесение о ликвидации варшавского гетто. Он сообщал, что собрана одежда, можно собрать металлический лом; канализационные трубы, в которых скрывались уцелевшие, затоплены водой. Он слушал свои же слова с удивлением, моргал глазами. Когда обвинитель упомянул, что он украл картину Леонардо да Винчи, он сказал: «Я затрудняюсь уточнить, сколько стоила эта вещь, - я не знаток, да и цены менялись в зависимости от курса марки». Знатоком считал себя Альфред Розенберг, он собирал редкие русские книги; был эрудитом, теоретиком нацистской партии. Вместе с тем он выполнял различные административные задания, выкачивал из Советского Союза добро, не брезгал и мелочами, отдал, например, приказ «за три часа или два до акции (так назывались массовые убийства) вырывать у евреев золотые зубы».



1942. Борис Ефимов. «Обер-мракобес. Альфред Розенберг, «философ и теоретик» гитлеризма». Обращает на себя внимание предмет в его руках с надписью «Культ бога Вотана» и книжка «Расовая теория». На костре горят книги Шекспира, Эйнштейна, Гейне, Вольтера, Толстого, Дарвина и даже Библия (!)

Ещё раньше, во время войны, Эренбург писал:
«У шайки есть свой философ - балтийский немец дворянин Альфред Розенберг. Он закончил образование в Москве в 1918 году. Да, в голодный год этот остзейский проходимец ел русский хлеб. Потом он набил себе руку на поношении русского народа. Он писал: «Обуздаем народ, отравленный Толстыми!» Он торговал Советской Украиной, как будто она лежит у него в кармане. Он написал большой философский опус «Миф двадцатого века» - компиляцию из брошюр русских черносотенцев. Он приютил банды белогвардейцев - он мечтает стать Бироном или Минихом. Приехав в захваченный гитлеровцами Париж, Розенберг потребовал, чтобы ему устроили доклад в здании, где прежде помещался французский парламент: он хотел унизить французский народ. В своей речи он сказал, что идеи французских просветителей «нужно выбросить в мусорный ящик». Он «выкидывал» идеи, а сам объезжал парижские магазины и «закупал» различные сувениры. До войны он состоял во главе особого ведомства, которое занималось шпионажем и диверсиями. Он требовал «освобождения немцев, которые томятся под игом чехов и французов». Однако особенно его привлекала Украина: он хотел обязательно освободить Украину от украинцев. Теперь он главный советчик Гитлера: ведь герр Розенберг говорит по-русски, и он выпил на брудершафт со всеми царями, претендующими на российский престол».



1945. Борис Ефимов. Карикатура на Альфреда Розенберга (1892-1946) из серии «Фашистский зверинец»

Эренбург: «Убийца чехов Нейрат объяснил: «События застали меня врасплох. Гитлер меня вызвал и сказал: «Вы человек современный, то есть хладнокровный, вы справитесь с чехами…» Специальностью Штрейхера были евреи. Он походил на старого раздражительного обыватели... Когда его начали допрашивать о количестве убитых евреев, он изумился: «Я всегда был горячим сторонником Теодора Герцля, я считал, что евреям нужно предоставить Палестину…»

Надо заметить, что Юлиус Штрейхер (1885-1946) был среди подсудимых не совсем обычной фигурой. Он был не столько государственным мужем или военачальником, сколько по преимуществу журналистом - главным редактором погромно-антисемитской и антикоммунистической газеты «Штурмовик» (Der Stürmer). Свою газету Штрейхер стал выпускать ещё в 1923 году, она носила бульварный характер, и изначально отличалась крайним, радикальным антисемитизмом, нередко с порнографическим оттенком. В Нюрнберге его обвинили в подстрекательстве к убийствам евреев. По словам тюремного психолога Густава Гилберта, подсудимые Риббентроп и Редер, которые должны были обедать в обществе Штрейхера, «сидели с оскорблённым видом - им явно было не по душе принимать пищу в обществе такой одиозной фигуры, как он».



Юлиус Штрейхер (1892-1946)



1945. Борис Ефимов. Карикатура на Юлиуса Штрейхера из серии «Фашистский зверинец»

Услышав свой смертный приговор, Штрейхер сказал: «Разумеется, смертная казнь! Чего ещё можно было ожидать! Да и они с самого начала это знали».
Перед началом казни Штрейхер заявил: «Я отправляюсь к Богу. Однажды большевики повесят вас!» И трижды выкрикнул: «Хайль Гитлер!» По рассказу исполнителя казни американского сержанта Джона Вудза, последнее «Хайль Гитлер!» донеслось уже из мешка. Штрейхер был единственным из осуждённых, кто так сделал, все остальные в момент казни уже не вспоминали о фюрере. Штрейхер мучился в петле очень долго, никак не хотел умирать, так что в конце концов Джону Вудзу пришлось завершать его удушение просто-напросто руками.

Эренбург: «Я глядел на них и видел одно - страх. Одно дело - убить миллион людей, это программа, административное рвение, партийная дисциплина, азарт; другое - чувствовать, что через месяц или через полгода убьют тебя - Германа, Юлиуса, Рудольфа, Альфреда. Одни пытались спорить о судебной процедуре - Зейсс-Инкварт, истязавший Голландию, получил юридическое образование и вдруг вспомнил основы права, другие пытались понравиться судьям чувствительностью или хотя бы учтивостью, обстоятельностью показаний, третьи валили на соседа по скамье, и все - на Гитлера. Конечно, Гитлера в Нюрнберге не было, но, может быть, если бы он не покончил с собой в минуту аффекта, то и он валил бы всё на других, заверял бы, что хотел благоденствия Германии и всей Европы, но его идеи искажались, от него многое скрывали, его обманывали. [...] Не скрою, во мне ужас смешивался со скукой - от несоизмеримости преступлений и преступников».



Скамья подсудимых в Нюрнберге, на средней скамье слева направо: Геринг, Гесс, Риббентроп, Кейтель

Но вернёмся к главному герою этого дня 16 октября 1946 года - Джону Вудзу.



«Проверено. Выдержит тяжесть любого нациста, с гарантией! Даже Геринга!»

После казни Джон Вудз стал мировой знаменитостью! Он раздавал интервью о своей миссии за хорошие гонорары, а также охотно продавал коллекционерам петли, в которых расстались с жизнью лидеры рейха. Правда, товар слишком быстро закончился, но Вудз не растерялся - продолжал торговать «теми самыми» петлями, как будто они были нескончаемыми... А потом ему ещё предстояло исполнить приговоры японским военным преступникам на трибунале в Токио - аналоге Нюрнбергского.
По одной из легенд, Вудз умер в возрасте 39 лет при испытании электрического стула - шутки ради присел на него и попросил помощника включить ток. По другой, более прозаической версии, он умер, получив удар током во время ремонта электропроводки.

Вторая мировая война, 1940-е, история CША, Великая Отечественная война, история Германии, казни

Previous post Next post
Up