Слева:Бюст Клеопатры VII из Шершелл в Алжире (Берлинское античное собрание).
На Клеопатре царская диадема и повязка на волосах.
Справа: Вероятный посмертный портрет Клеопатры с рыжими волосами
и выразительными чертами лица, в королевской диадеме и с жемчужными шпильками,
из римского Геркуланума, Италия, I в. н. э.
Актрисы в роли Клеопатры: Теда Бара (1917) Клодетт Кольбер (1934),
Вивьен Ли (1945),Элизабет Тейлор (1963)
Когда царь пренебрегал царской женой ради наложницы или второстепенной жены более низкого статуса, современники иногда сетовали, что личные эмоции преобладали над личными интересами.
Римские историки, сообщавшие об истоках войны с Египтом, утверждали, что
Клеопатра ослепила
Марка Антония, затуманив его суждение, так что он оставил свою римскую жену, разгневал ее могущественного брата и тем самым разрушил свое политическое будущее.
Соблазнение Антония
Аналогичным образом, в Мексике ацтеков летописец в ужасе сообщал, что второстепенная жена царя Тескоко каким-то образом «подчинила себе царя», хотя она «была всего лишь дочерью купца».
Тем не менее, были логические причины для царя предпочесть прелести наложницы или дочери купца прелестям своей высокородной жены. У простолюдинки не было могущественных родственников, которые могли бы ослабить ее преданность царю.
Высокородная жена и ее родственники, напротив, были больше заинтересованы в благополучии своего сына, чем мужа. Существует множество примеров того, как жена и родственники замышляли сместить мужа-короля, чтобы либо сын мог унаследовать трон, либо вдова и ее семейные советники могли править как регенты для несовершеннолетнего.
Иногда, из-за его связей с семьей отца, даже собственный сын женщины считался препятствием, которое нужно было устранить. Поэтому политические браки королевской семьи и стремящихся к королевской власти всегда были сопряжены с опасностью, а также с возможностями. Преимущества наличия богатых и могущественных родственников должны были быть взвешены против возможности того, что они попытаются узурпировать власть или склонить политику в свою пользу.
Правители пробовали множество стратегий, чтобы справиться с этой угрозой. Могущественные цари, чей социальный статус и военная мощь не нуждались в укреплении династическим браком, иногда брали простолюдинок в качестве своих основных жен.
Тия, жена Аменхотепа III
Аменхотеп III Египетский (1417-1379 до н. э.) имел жен, посланных ему царем Вавилонии и другими правителями. Но он выбрал
простолюдинку Тию, дочь своего верховного жреца, в качестве своей «Великой царской жены». Их сын,
Аменхотеп IV, последовал примеру своего отца и выбрал элегантную простолюдинку
Нефертити в качестве своей основной жены.
Известняковая статуэтка юных Нефертити и Эхнатона (ок. 1345 год до н. э.),
Лувр Чтобы исключить конфликты интересов между родственниками, египетский фараон иногда брал в жены сестру или, чаще, сводную сестру - женщину, рожденную другой женой от того же отца. Это подкрепляло притязания на династическую преемственность как для правителей, так и для любых детей, которых они произведут, и устраняло риск того, что муж и жена будут разорваны в разные стороны махинациями своих родственников. Но это не всегда предотвращало ссоры брата и сестры, как мы увидим в истории Клеопатры.
Древние китайские императоры также пытались ограничить влияние своих родственников и не дать женам ставить интересы своих родственников или сыновей выше интересов своих мужей. Во времена династии Мин правители намеренно выбирали в жены женщин из слабых или низкостатусных родственных групп.
Маньчжурская династия пошла еще дальше, выбрав преемника императора из числа сыновей его супруг, чтобы у императрицы не возникло искушения отравить мужа, чтобы ускорить наследование престола ее сыном.
Египетские цари в своей долгой кампании по взятию Фив под свой контроль создали другой вид политического брака. Они заключали брачный союз с богами, а не с потенциально проблемными людьми. В восьмом веке до н. э. царь Египта возродил старую фиванскую практику возвышения жрицы до статуса
«божественной жены Амона», египетского бога, очень популярного в Фивах. Но царь занял эту должность своей собственной дочерью, а не женщиной из Фив.
Аменирдис I (тронное имя Хатнеферумут)
- супруга бога Амона во времена XXV династии Древнего Египта
в погребальном храме Рамзеса I в
Мединет-Абу (Луксор)
С тех пор Божественная Жена всегда была дочерью египетского царя. Проживая в Фивах, она управляла большими поместьями и принимала важные политические решения, но должна была соблюдать целибат, чтобы не допустить основания ею соперничающей династии и подрыва власти царя.
Божественная Жена должна была принять в качестве своей преемницы дочь следующего царя, который взойдет на египетский престол. Затем этот царь назначил главного управляющего, чтобы тот управлял имениями новой Божественной Жены и помогал ей исполнять его желания.
Даже эта стратегия могла иметь обратный эффект, если дочери лелеяли собственные политические амбиции. Одна Божественная Жена,
Нитокрис, пережила своего отца, не усыновив преемника, и сумела сохранить свою независимость от следующих трех царей, назначив своих собственных мужчин управляющими, что сделало ее по сути независимой правительницей Фив.
Нитокрис
Египетские цари, оставшиеся в стороне, оказались в затруднительном положении. Одно дело - отправить своих советников и агентов в качестве приглашенных гостей Божественной Жены. Но если бы она отказалась признать их, город Фивы вполне мог бы сплотиться вокруг нее. Только в 594 г. до н. э., когда ей было за восемьдесят, Нитокрис наконец удочерила свою внучатую племянницу в качестве своей преемницы, предоставив египетскому царю того времени возможность отправить своего собственного представителя для службы в свите наследника престола.
Александр Македонский (Колин Фаррелл) в фильме Оливера Стоуна "Александр", 2004 г
Александр Македонский из Македонии завоевал Египет в четвертом веке до нашей эры и объединил его с Грецией и большей частью Малой Азии, образовав огромную греко-македонскую империю. Так началась эллинистическая эра, отмеченная распространением греческих поселенцев, языка и культуры на Востоке, а также включением греков и македонцев в высшие круги египетского правящего класса.
Александр перерубает гордиев узел. Жан-Симон Бертелеми, конец XVIII-начало XIX вв
Но после смерти Александра в 323 году до нашей эры империя распалась. Сирия и земли к востоку были захвачены
династией Селевкидов, а Египет -
династией Птолемеев. Обе династии в значительной степени полагались на полигамию как на дипломатический инструмент. Взяв более одной жены, цари могли создать сеть союзов с несколькими другими правителями.
Но полигамия также давала много потенциально конкурирующих наследников, каждый с разным набором материнских родственников, что помогает объяснить множество интриг и убийств, которыми славились эллинистические династии.
Ни одна современная мыльная опера не могла сравниться с тем, что происходило среди правящих семей Египта и Малой Азии. Жены с сыновьями плели заговоры с целью убийства мужей, соперничающих жен и детей.
Одна царица, опасаясь, что ее новый муж может предпочесть ее дочь себе, привязала девушку к колеснице и бросила лошадей со скалы. Отцы убивали сыновей от одной жены, чтобы возвысить сыновей другой, или убивали детей своих жен от предыдущих мужей.
Птолемеи эллинистического Египта пытались обойти эту проблему, возродив старую египетскую практику брать в жены сестер или сводных сестер. Дети от брака между братьями и сестрами, по сути, рассматривались как сверхлегитимные, потому что они происходили из одной родословной у обоих родителей. Это должно было уменьшить конфликт между детьми других жен царей.
Но если брак брата и сестры не давал наследника, дети сестры от других мужчин могли соперничать за трон, еще больше увеличивая число конкурирующих претендентов. А иногда женатые братья и сестры нападали друг на друга.
Птолемей II Египетский установил дипломатический брак между своей дочерью
Береникой и царем
Антиохом Малой Азии в 253 г. до н. э. Антиох предположительно отрекся от
Лаодики, своей первоначальной жены, а также единокровной сестры, чтобы скрепить этот брак, но позже возобновил отношения с Лаодикой.
Прежде чем недовольная Береника смогла мобилизовать своих собственных родственников, Лаодика предприняла действия самостоятельно. Не доверяя своему мужу/единокровному брату в том, что он будет твердо держаться своей приверженности ей как главной жене и их сыну как наследнику, она отравила Антиоха и организовала убийство Береники и ее ребенка. Брат Береники, Птолемей III, прибыл слишком поздно, чтобы спасти свою сестру и ее наследника. Однако он начал войну против Селевкидов и в конечном итоге завоевал Сирию и южное побережье Малой Азии
Текст из книги Стефани Кунц "История брака"