Принцесса Ван ЧжаоцзюньФото спектакля «Принцесса Чжаоцзюнь»,
поставленного компанией China Arts and Entertainment Group Ltd., с участием 50 танцоров
Китайская драма рассказывает о Ван Чжаоцзюнь,
жившей более 2000 лет назад во времена династии Хань.
Она помогла установить мир на неспокойной северной границе,
выйдя замуж за вождя могущественного кочевого племени
хуннов.
Эскорт принцессы из спектакля «Принцесса Чжаоцзюнь»,
Другая принцесса,
Лю Сицзюнь из королевской семьи Чуу, на реке Янцзы, была отправлена замуж за правителя
усуней, кочевого общества Центральной Азии.
Усуни отдали за нее калым в 1000 лошадей, а после этого она в сопровождении около 100 слуг
была вынуждена уехать за тысячи километров от родных мест.
Она стала младшей женой (старшей женой была дочь правителя хунну),
усуни относились подозрительно к китаянке.
Ей построили отдельный дворец в китайском стиле и она видела своего мужа один раз в три месяца,
когда он приходил к ней на пир (и за императорскими подарками),
учитывая огромную разницу в возрасте и незнание гуньмо китайского языка,
Сицзюнь чувствовала себя одинокой.
Чувства, которые она выразила в стихотворении, написанном ею в 107 г. до н. э., были похожи на чувства
дочери Зимри-лима в Месопотамии много веков назад. Лю Сицзюнь
писала:
Моя семья выдала меня замуж
В этом далеком уголке мира,
отправила меня в чужую страну,
к царю У-Сань [Усунь]. . . .
Все мои мысли о родине,
Мое сердце болит внутри.
Вот бы стать желтым журавлем,
возвращающимся обратно домой.
Перемещаясь на четырнадцать столетий вперед, в Европу шестнадцатого века, мы слышим похожие жалобы сестры императора Священной Римской империи:
«Довольно трудно выйти замуж за мужчину... которого ты не знаешь и не любишь, и что еще хуже, когда от тебя требуют покинуть дом и родных и последовать за незнакомцем на край света, даже не умея говорить на его языке».
Танкреди Скарпелли. Одевание римлянки
Политические браки, как и дипломатические договоры, должны были периодически возобновляться, особенно если одна из сторон умирала. Древние записи полны последовательными (а иногда и одновременными) браками между одним королем и сестрами или дочерьми другого, а также заключениями новых браков между потомками каждого из них
«Принцесса Цзею» - китайский исторический
телесериал 2016 года..
Через несколько лет после того, как Лю Сицзюнь написала свою жалобную поэму, ее соотечественница
Лю Цзеюй, внучка короля Чуу, была отправлена в Усунь, чтобы выйти замуж за следующего правителя.
Когда он умер вскоре после свадьбы, ее быстро выдали замуж за его кузена, который стал регентом. После смерти этого мужа Лю Цзеюй вышла замуж за своего пасынка, которому она родила наследника. Когда этот третий муж был убит, их сын стал правителем самой большой части королевства. После смерти ее сына в 51 г. до н. э., Лю Цзеюй в возрасте семидесяти лет наконец-то разрешили вернуться домой, где император наградил ее домами, поместьями и рабами.
Брачные «договоры» иногда были тонко замаскированными формами господства. Например, в четырнадцатом веке до нашей эры царь Египта приказал правителю города на реке Нил «отправить свою дочь немедленно к твоему царю и господину; также пошли свои подарки: двадцать здоровых рабов, серебряные колесницы [и] прекрасных лошадей».
За этим следовало не такое уж тонкое предупреждение, что «царь так же хорош, как бог солнца на небе; его солдаты и его колесницы находятся в очень, очень хорошем состоянии».
Многие семьи добровольно предлагали своих дочерей или сестер правителям с целью получения полезных семейных связей. Женщина из высшего сословия приходила в дом своего нового мужа с богатым приданым и собственной свитой, предоставленной ее семьей в надежде, что ее будущий сын унаследует трон или поместье семьи мужа и проявит благосклонность к родственникам своей матери.
Женщина из низшего класса могла принести только свою красоту и обаяние, надеясь стать любимой супругой или даже в конечном итоге вытеснить основную жену. Но это была опасная игра. Второстепенная жена или наложница, которая нашла благосклонность у правителя, вполне могла быть убита основной женой или ее родственниками.
Иногда основная жена имела политическое или юридическое влияние, чтобы гарантировать то, что второстепенная жена останется подчиненной, даже если муж лично предпочитал именно ее. В одном вавилонском брачном контракте указывалось, что вторая жена должна была готовить ежедневную еду для первой жены и нести ее кресло в храм.
Даже принцесса из высшей королевской семьи была уязвима, когда ее отправляли в качестве невесты в город ее мужа, далеко от ее обычных сетей поддержки.
В четырнадцатом веке до нашей эры
Аменхотеп III Египетский написал царю Вавилона, прося, чтобы ему прислали принцессу в качестве жены. Вавилонский правитель с возмущением ответил, что его отец уже отправил его сестру в Египет несколькими годами ранее:
«Воистину, ты хочешь, чтобы моя дочь стала твоей невестой, даже когда моя сестра, которую дал тебе мой отец, находится там с тобой, хотя никто ее сейчас не видел и не знает, жива она или мертва».
Аменхотеп не стал успокаивать вавилонского царя, что его сестра жива и здорова. Он лишь лукаво заметил, что, поскольку последние вавилонские посланники в Египте не знали принцессу лично, они не смогли бы ее узнать. Египет был намного могущественнее любого государства Месопотамии, и царь Вавилона не стал настаивать на этом вопросе.
Аменхотеп III из Британского музея
Текст из книги Стефани Кунц "История брака"