Продолжение чтения книги Стефани Кунц
"История брака" Глава 3. Изобретение брака:
->
Теория защиты ->
Сомнения ->
Коллективная стратегия ->
Создание брачных связей ->
Репрессивная теория ->
Трансформация брака ->
Подчинение женщин
Чарльз Амабль Ленуар Одалиска
Поскольку брак стал основным средством передачи статуса и имущества, и мужчины, и женщины столкнулись с большими ограничениями в своем поведении. Мужчин, как и женщин, могли заставить жениться на женщинах, выбранных их родителями.
Но поскольку женщины могли родить ребенка с «нечистой» родословной, привнося в семью «чужой интерес», их сексуальное поведение, как правило, контролировалось более строго, и за прелюбодеяние или добрачный секс женщины подвергались суровым наказаниям. Законы и моральные кодексы древних государств призывали мужчин внимательно следить за своими женами, «чтобы чужое семя не было посеяно на вашей земле».
Различия между законными и незаконными детьми стали более четкими во всех ранних государствах. Дети, рожденные в незаконных связях, не могли наследовать землю, титулы или права гражданства и поэтому во многих случаях фактически были обречены на рабство или голод.
Огородничество
Подчинение жен в древнем мире усугубилось изобретением плуга. Использование плуга снизило ценность женского сельскохозяйственного труда, поскольку пахота требует большей силы, чем при огородничестве с помощью мотыги, как это делали женщины, и менее совместимо с уходом за детьми.
Теперь мужья начали требовать приданое вместо того, чтобы выкупать жен, а дочери были обесценены до такой степени, что семьи иногда прибегали к убийству девочек.
Распространение войн, сопровождавшее возникновение ранних государств, также отодвинуло женщин еще ниже в иерархии.
По мере того, как общества становились более сложными и дифференцированными, высшие классы иногда демонстрировали свое богатство, принимая стандарты красоты или поведения, которые фактически сковывали женщин. Например, тесная одежда, тяжелые украшения или чрезвычайно длинные ногти публично заявляли о том, что в семье есть рабы, которые выполняют работу, которую раньше выполняли жены и дочери.
Ко второму тысячелетию до н. э. на Ближнем Востоке широко распространилась практика изоляции женщин в специальных помещениях. Это делалось не только для того, чтобы сохранить их целомудрие, но и для того, чтобы показать, что семья настолько богата, что ее женщинам даже не нужно выходить из дома.
Джон Фредерик Льюис - Гарем 1876
Гораздо позже в Китае связывание ног молодых девушек стало символом престижа. Девушкам из высшего сословия связывали ноги так туго, что мелкие кости ломались, а ступни были постоянно согнуты, из-за чего ходить было невыносимо больно.
Во многих обществах вокруг женщин из высших сословий развивались сложные идеологии непорочности. Мужчина, который ухаживал за высокопоставленной женщиной вне обычных каналов, подвергался суровым санкциям или даже смерти, а женщины, которые выходили за пределы отведенных им мест на рынке брака сурово наказывались.
Ассирийские законы с XII и XI веков до н. э. охраняли добрачную девственность женщин и приговаривали замужних женщин, совершивших прелюбодеяние, к смерти.
Жан Огюст Доминик Энгр, Одалиска с рабом
.
Замужние женщины должны были носить вуали, но наложницам это было запрещено. Мужчина, который хотел повысить статус своей наложницы и сделать ее своей женой, мог надеть на нее вуаль. Но женщину, которая надела вуаль без разрешения состоятельного мужа, следовало высечь пятьдесят раз, облить ее голову смолой и отрезать уши.
Теодорос Раллис. Одалиска в лодке
Женские тела стали считаться собственностью их отцов и мужей. Ассирийский закон гласил: «Мужчина может пороть свою жену, вырывать ей волосы, бить ее и калечить ее уши. Вины нет».
Ветхий Завет предполагает, что невесту, чья девственность была нарушена, можно было забить до смерти камнями.
Спустя столетия в Китае
Конфуций определил жену как «ту, которая подчиняется другому».
Согласно конфуцианской философии, жена должна была следовать «правилу трех послушаний: дома она подчиняется своему отцу, после замужества она подчиняется своему мужу, после его смерти она подчиняется своему сыну».
Свадебная церемония в Китае, около 1930 года.
Продолжение следует