Трансформация брака в древних обществах

Oct 08, 2024 19:01

Продолжение книги Стефани Кунц "История брака"       Глава 3. Изобретение брака:
Ранее: Теория защиты ->  Сомнения ->  Коллективная стратегия ->  Создание брачных связей ->
Репрессивная теория ->

Трансформация брака в древних обществах



Ситуация изменилась, когда общества развили излишки и стали более оседлыми, густонаселенными и сложными
Когда родственные группы начали отстаивать постоянные права на территорию и ресурсы, некоторые семьи накопили больше благ и власти, чем другие. Когда это произошло, более богатые семьи потеряли интерес к совместному использованию ресурсов, объединению рабочей силы или развитию альянсов с более бедными семьями.

Постепенно брачные обмены стали способом консолидации ресурсов, а не создания круга взаимных обязательств и связей.  С ростом неравенства в обществе определение приемлемого брака сузилось. Богатые родственники отказывались вступать в брак с более бедными и отрекались от детей, рожденных от пар, брак которых они не санкционировали.

Этот сдвиг стал революцией в браке, которая должна была определять жизнь людей на протяжении тысячелетий.
Если когда-то брак был способом расширения числа сотрудничающих групп, то теперь он стал для влиятельных родственных групп способом аккумулировать как людей, так и имущество.

Где бы ни происходила эта эволюция от групп собирателей к оседлым земледельцам, она сопровождалась тенденцией направлять сотрудничество и совместное использование исключительно через семейные связи и родственные обязательства и отказываться от более неформальных способов объединения или совместного использования ресурсов.
На американском Юго-Западе мы можем проследить этот переход через изменения в архитектурных моделях.


Древние хранилища для зерна в Португалии

Первоначально излишки зерна хранились в общественных местах в открытых, видимых частях деревни. Позже складские помещения были заключены в отдельных домах, и в них можно было войти только из комнат, где фактически жила семья или домохозяйство. Излишки стали капиталом, который нужно было тщательно охранять, с доступом, ограниченным членами семьи.



Зернохранилище в Бенгалии
Поскольку некоторые родственные группы становились богаче других, они искали способы повысить свой собственный статус и отличить себя от «меньших» семей. Раскопки древних поселений по всему миру показывают растущие различия в размерах и качестве жилищ, а также в богатстве предметов, захороненных вместе с людьми.

Большая экономическая дифференциация изменила правила брака. Родственная группа или род с более высоким социальным статусом и материальными ресурсами могла потребовать более высокую «цену» за передачу в брак одного из своих детей. В ведущих родах молодым людям часто приходилось занимать у старших, чтобы жениться, что увеличивало контроль старших над младшими мужчинами, а также над женщинами.

Род, который не мог платить высокие цены за супругов, должен был выпасть из высших ступеней системы брачного обмена. Иногда более бедная родословная отказывалась от выкупа, который традиционно платила семья жениха, и отдавала своих дочерей в качестве второстепенных жен или наложниц ведущим родословным, чтобы наладить хотя бы второсортную связь с ведущей семьей. Но в других случаях родственным группам с более низким статусом не разрешалось вступать в брак с теми, у кого был более высокий статус, ни при каких обстоятельствах.

По мере того, как доминирующий род становился все более богатыми и могущественными, браки организовывались во все  более узких кругах. Иногда даже отказывались от экзогамии (практики заключения браков вне группы) и вступали в эндогамию (брак с близкими родственниками), ради сохранения и объединения своего имущества и членов семьи. .



Бракосочетание

Чем больше ресурсов было поставлено на карту в брачных союзах, тем больше родственников интересовало, на ком женится их родственник, продлится ли брак и можно ли будет заключить второй брак, который мог бы произвести на свет новых наследников, усложняя передачу имущества, если первый брак распадется
Во многих древних сельскохозяйственных обществах, если наследник уже был рожден, а рождение другого ребенка усложняло наследование и преемственность, женщина после смерти мужа могла быть вынуждена оставаться незамужней и соблюдать целибат. В некоторых культурах для вдовы после смерти мужа идеальным вариантом было покончить с собой.

Чаще всего оставшийся в живых супруг должен был жениться на другом члене семьи покойного, чтобы увековечить союз между двумя родственными группами.



В Индии ранние своды законов предусматривали, что вдова, не имеющая сына, для продолжения его рода должна была выйти замуж за брата своего мужа, чтобы родить мальчика.

В Ветхом Завете упоминается несколько примеров того же обычая. Действительно, похоже, это была предпочтительная практика среди древних евреев. Мужчина, который отказывался жениться на вдове своего брата, должен был пройти публичную церемонию хализа, или «разувания».

Этот отрывок из Торы показывает, насколько сильным было социальное давление против такого выбора: «Тогда придет к нему жена брата его в присутствии старейшин, и снимет обувь его с ноги его, и плюнет ему в лицо, и скажет в ответ: так будет сделано тому человеку, который не захочет строить дома брата своего; и имя ему будет в Израиле: дом разутого».



Продолжение следует
Previous post Next post
Up