Репрессивная теория

Oct 07, 2024 16:33

Продолжение книги Стефани Кунц История брака.        Глава 3. Изобретение брака:
Ранее:  Теория защиты ->  Сомнения ->  Коллективная стратегия ->  Создание брачных связей ->

Репрессивная теория



Статуя Джамболоньи, 1583 «Похищение сабинянок»,

Тем не менее, многие утверждают, что брак возник как способ обмена женщинами.

Брачные союзы, как заявил выдающийся антрополог Клод Леви-Стросс, «устанавливаются не между мужчинами и женщинами, а между мужчинами посредством женщин». Женщины были всего лишь средством установления этих отношений.

В 1970-е годы несколько исследователей-феминисток использовали эту идею, чтобы перевернуть защитную теорию брака с ног на голову. Они предположили, что брак возник не для защиты женщин, а для их угнетения.
Эти исследовательницы утверждали, что, поскольку женщины, вероятно, сыграли ведущую роль в изобретении сельского хозяйства, экспериментируя с растениями и сохраняя продукты питания, и поскольку женщины, безусловно, несли ответственность за физическое воспроизводство группы, истоки брака лежат не в стремлении женщин привлечь защитников и кормильцев, а в стремлении мужчин контролировать производительные и репродуктивные способности женщин ради своей личной выгоды.

Согласно этой репрессивной теории, мужчины принуждали женщин к браку, часто используя похищение, групповое изнасилование или избиение жены, чтобы добиться исполнения своей воли. Братья по сути обменивали своих сестер на жен. Отцы получали власть в обществе, передавая своих дочерей молодым людям, которые взамен одаривали отцов подарками и услугами. У богатых мужчин было много жен, которые работали на них и рожали еще дочерей, которых можно было обменять на других мужчин и долги.



Никола Пуссен. Похищение сабинянок, 1637
Как и защитная теория брака, репрессивная теория все еще имеет защитников. Философ Айрис Мэрион Янг утверждает, что историческая функция брака заключалась в том, чтобы «использовать женщин как средство создания союзов между мужчинами и увековечивания их «линии». Даже сегодня, говорит Янг, брак является «краеугольным камнем патриархальной власти».



Франсиско Прадилья. Похищение сабинянок, 1844
Кристин Делфи и Диана Леонард утверждают, что брак является одним из основных способов, с помощью которых «мужчины получают выгоду и используют труд женщин».



Пьетро да Кортона Похищение сабинянок, 1627-1629
В сегодняшнем политическом климате, когда власть мужчин над своими женами и дочерями значительно уменьшилась, возникает соблазн списать репрессивную теорию брака на продукт феминистских эксцессов 1970-х годов.

Но есть веские исторические свидетельства того, что во многих обществах брак действительно был способом, с помощью которого мужчины использовали женский труд в своих личных целях. Мы можем наблюдать, как этот процесс развивался совсем недавно, в восемнадцатом и девятнадцатом веках, среди равнинных индейцев.



Охота черноногих индейцев путем загона,
внизу - под прикрытием волчьих шкур ( бизоны не боялись волков)
В легенде черноногих о происхождении брака мужчины получали сушеное мясо и ягоды, теплые одежды, мягкие мокасины и красивые домики только после того, как женщины решили взять их в мужья. В реальной жизни мужчины начали накапливать шкуры буйвола, большие жилища и другие «прекрасные» вещи, включая зачастую более одной жены, в процессе, который требовал гораздо меньшего женского выбора.



Охота на бизонов на снегоступах (1844) Джорджа Кэтлина

До того, как европейцы завезли лошадь на запад Соединенных Штатов, черноногие и другие индейцы равнин охотились на буйволов пешком, используя прием окружения. Вся группа - мужчины, женщины и дети - принимала участие в загоне животных в ловушки или через скалы. Мужчины забивали буйвола до смерти, а женщины сушили мясо и дубили шкуры. Хотя мужчины брали на себя более рискованные задачи по убийствам с близкого расстояния, работа была разделена поровну и носила эпизодический характер; хорошая охота могла надолго обеспечить мясом и одеждой.



Танец перед охотой. Джордж Кэтлин, 1845
Но как только европейцы познакомили Северную Америку с лошадьми, ружьем и торговлей мехом, все изменилось.

Индейские мужчины могли охотиться на буйволов индивидуально. У них была и возможность, и стимул убивать больше буйволов, чем им было необходимо для собственного существования, потому что они могли продавать свои излишки белым людям для личной выгоды. Это значительно увеличило количество шкур, подлежащих дублению, и количество мяса, подлежащего сушке.

Самые успешные охотники теперь могли убить гораздо больше буйволов, чем могла обработать одна жена, а иметь больше жен внезапно означало иметь больше богатства.

Более богатые мужчины начали приобретать жен, предлагая лошадей отцам девочек.



Охота на бизонов  (1844) Джорджа Кэтлина
Расширение торговли буйволиными шкурами привело к резкому увеличению числа жен на одного охотника.

Это также привело к снижению возраста вступления в брак для женщин до подросткового возраста и значительно увеличило социальные ограничения для жен.

По мнению наблюдателей XIX века, практика содержания нескольких жен была наиболее распространена среди групп, торговавших с меховыми компаниями, и в этих группах женский труд был гораздо более интенсивным. Эти племена также чаще практиковали такие формы наказания, как отрезание женщинам носа за прелюбодеяние.

Есть много других примеров обществ, в которых мужчины обменивались женщинами, не советуясь с ними, и в которых мужья использовали труд своих жен и детей для производства излишков, которые увеличивали престиж и власть мужчин.

Верно также и то, что гораздо больше обществ обмениваются в браке женщинами, чем мужчинами, и есть некоторые недостатки в том, чтобы быть полом, который перемещается после брака.

Но в небольших обществах эти недостатки не обязательно были серьезными. Женщины могли вернуться домой к родителям или обратиться за защитой к братьям.

Более того, в некоторых обществах при вступлении в брак вступали в брак именно мужчины. В этих случаях с такой же легкостью можно было бы утверждать, что женщины обменивались мужчинами. В современном примере Минангкабау в Индонезии, где брак увековечивает женскую линию, называют мужа «заимствованным мужчиной».



Жених и невеста из племени минангкабау
В традиционных браках индейцев хопи родственники женщины «торжественно преподносили кукурузную муку семье жениха, что, по мнению хопи, было «платой за него». Имеются данные о том, что брачные системы, в которых преобладали мужчины, а не женщины, могли быть более распространены в родственных обществах далекого прошлого, чем в тех, которые наблюдались в течение последних нескольких сотен лет.



Девушка хопи с традиционной для хопи прической в ​​виде "цветка тыквы"

Даже в культурах, где женщины переезжают при вступлении в брак, всегда существовали огромные различия в том, насколько мужское доминирование сопровождает этот договор. Существует также достаточно исключений из практики контроля над женщинами через брак, чтобы поставить под сомнение репрессивную теорию.

В начале восемнадцатого века один французский барон, путешествуя среди народов, занимавшихся охотой и собирательством  на территории нынешней Канады, был шокирован, обнаружив, что местные родители верили, что «их дочери распоряжаются своими телами и могут распоряжаться своими личностями по своему усмотрению; они вольны делать то, что им заблагорассудится».

Во многих охотничьих, собирательных и простых хортикультурных* обществах родители, скорее всего, заключают первый брак. Они могут даже заставить женщину. Однако в большинстве обществ без обширной частной собственности браки, как правило, бываю хрупкими, и женщины, чьи семьи организовали брак, часто бросают своих мужей или сбегают с любовниками, не подвергаясь никаким репрессиям.

*  Хортикультурные общества возникли около 7000 г. до н. э. на Ближнем Востоке
и постепенно распространились на запад через Европу и Африку и на восток через Азию.
Они были первым типом общества, в котором люди выращивали собственную еду,
а не полагались исключительно на охоту и собирательство.
Хортикультурные общества отличаются от обществ охоты и собирательства использованием
выращенных растений в качестве основы своего существования.
Главное различие между хортикультурой и сельским хозяйством:
хортикультура имеет меньшие масштабы производства, при выращивании
одновременно множества сельскохозяйственных культур.



Эмиль Антуан Байяр - Сельское хозяйство в железном веке

Поэтому я не верю, что брак был больше изобретен для угнетения женщин, чем для того, чтобы их защитить.

В большинстве случаев брак, вероятно, возник как неформальный способ организации сексуального общения, воспитания детей и выполнения повседневных жизненных задач. Он стал более формальным и постоянным, поскольку группы начали обмениваться супругами на больших расстояниях.

В институте брака не было ничего, что защищало бы женщин и детей от насилия или создавало справедливые и любящие отношения, к которым стремятся многие современные пары.

Но в институте брака также не было ничего присущего, как, скажем, в рабстве, что требовало бы подчинения одной группы другой. Влияние брака на индивидуальную жизнь людей всегда зависело от его функций в экономической и социальной жизни, функций, которые со временем сильно изменились.



Эмиль Антуан Байяр Первый гончар
Вполне вероятно, что наши предки каменного века различались в своем поведении, как и общества охоты и собирательства, наблюдаемые в более поздние времена. Но в ранних человеческих обществах брак был прежде всего способом расширения отношений сотрудничества и перемещения людей и ресурсов за пределы местной группы. Когда люди объединялись в новые группы, это превращало незнакомцев в родственников, а врагов в союзников.

Однако ситуация изменилась, когда общества развили излишки и стали более оседлыми, густонаселенными и сложными



Эмиль Антуан Байяр Первая мастерская человеческого производства,
или мастерская по изготовлению и полировке кремня

Продолжение следует
Previous post Next post
Up