Продолжение чтения книги Стефани Кунц
История брака. Глава 3. Изобретение брака
Ранее:
Теория защиты ->
Сомнения ->
Коллективная стратегия
Примерно двенадцать тысяч лет назад, говорят археологи
Колин Ренфрю и
Пол Бан, почти все человеческие общества состояли из групп мобильных охотников-собирателей, которые сезонно перемещались между разными спальными лагерями и рабочими местами, в зависимости от погоды и запасов продовольствия.
Люди жили в этих сообществах и небольших, полупостоянных деревнях гораздо дольше, чем те несколько тысячелетий, которые они прожили в более сложных деревнях, городах, государствах и империях.
Реконструкции археологов показывают, что группы состояли от нескольких до ста человек, но обычно насчитывали около двух десятков человек. Племена жили за счет земли, используя простые инструменты для переработки широкого спектра животных и растений в пищу, лекарства, одежду и топливо. Обычно они перемещались взад и вперед по своей территории до тех пор, пока ресурсы не были истощены или другие изменения окружающей среды не заставляли их двигаться дальше. Периодически они могли путешествовать на большие расстояния в поисках ценного сырья, пользуясь сезонной дичью или ловлей рыбы.
Эмиль Антуан Байяр Искусство выпечки хлеба в каменном веке
Иногда группа распадалась на отдельные семейные группы, которые добывали пищу в одиночку. Но археологические данные показывают, что семьи регулярно возвращались в главный лагерь или присоединялись к новому, чтобы защититься и сотрудничать в совместной охоте.
Региональные сети лагерей обычно собирались у водопоев или для коллективной эксплуатации рыбных промыслов или сезонных растений. В это время проводились танцы, фестивали и другие ритуалы, укрепляющие связи между семьями и группами, которые большую часть года были разбросаны. В таких случаях люди могли искать партнеров или менять их внутри более крупных групп.
Никто не предполагает, что доисторические племена существовали в утопической гармонии. Но социальные взаимодействия определялись непреодолимой потребностью объединять и совместно использовать ресурсы.
Мобильность группы делала невозможным накопление у людей значительных излишков, которые приходилось таскать с места на место. В отсутствие денег и непреходящего богатства основной валютой в кочевых обществах-собирателях были бы оказанные услуги и причитающиеся им долги. Обмен за пределами ближайших родственников или местной группы был рудиментарной формой банковского дела. Это позволило людям накопить личный кредит или добрую волю, которые можно было использовать позже.
Эмиль Антуан Байяр Огородничество в Бронзовом веке
Используя компьютерное моделирование и математические расчеты для сравнения результатов различных способов организации производства и потребления продуктов питания, экономический антрополог
Брюс Винтерхалдер установил решающую важность доисторического обмена. Его расчеты показывают, что, поскольку результаты охоты и собирательства менялись каждый день, самый надежный способ для людей свести к минимуму риск недоедания в плохой день заключался в том, чтобы не сохранять в своей «собственной» нуклеарной семье то, что они собрали (или убили) в хорошие дни для дальнейшего использования, а каждый день объединять и делить весь урожай между всей группой.
За некоторыми исключениями, общества охоты и собирательства на протяжении всей истории делали упор на обмене и взаимности.
В племени хадзабе женщины занимаются собирательством и ходят на охоту
Общества, основанные на группах, тратят необычайное время и энергию на установление норм обмена. Люди, которые делятся, получают статус, а людей, которые отказываются делиться, избегают и подвергают остракизму.
Этнограф
Лорна Маршалл сообщает, что для бушменов
добе!кунг [Dobe !Kung] из пустыни Калахари в Африке «идея есть в одиночку, а не делиться, шокирует. . . . Они думают, что «так могли делать львы, а не люди». [
рассказ о племени на русском]
Люди кунг на охоте
В Америке XVII века
Уильям Пенн удивлялся тому, что индейцы всегда перераспределяли подарки или товары, которые привозили европейские поселенцы, вместо того, чтобы оставлять их для своих семей. «Богатство циркулирует, как кровь», - писал он. «Все принимают участие».
Многие простые общества охотников и собирателей уделяют столько внимания обмену, что человек, убивающий животное, получает от него не больше мяса, чем его товарищи. Обзор двадцати пяти охотничьих и собирательских обществ показал, что только в трех охотникам доставалась наибольшая доля добычи. В большинстве охотник был обязан делить мясо поровну с другими членами лагеря, а в некоторых ему доставалось меньше, чем он раздавал другим.
Антрополог
Полли Висснер отмечает, что эти обычаи создают полную взаимозависимость между семьями: «Охотник тратит свою жизнь на охоту на других, а другие тратят свою жизнь на охоту на него».
Идея о том, что в доисторические времена мужчина проводил свою жизнь на охоте только ради блага своей жены и детей, выживание которых зависело исключительно от его охотничьего мастерства, является просто проекцией брачных норм 1950-х годов на прошлое.
Пара мужчина/женщина была хорошим способом организовать сексуальное общение, разделить воспитание детей и разделить повседневную работу. Мужчина, который был опытным охотником, мог быть привлекательным партнером, как и женщина, которая умела добывать пищу или изготавливать кухонные принадлежности.
Но выход замуж за хорошего охотника не был основным способом получения женщиной и ее детьми доступа к пище и защите.
Женщина племени кунг
Продолжение следует