Несколько фактов о перевороте 3-4 октября 1993 года.
1. Характерный отрывок из доклада «Мемориала» (признанного впоследствии иноагентом, экстремистом, террористом, врагом рода человеческого, и прочая, прочая, прочая) о событиях Октября 1993-го, показания очевидца: «Меня и ещё троих человек загнали в микроавтобус... Один человек кричал: «Я - ваш! Я - ваш и пришёл за вас по зову Лужкова с Гайдаром!», его в ответ избивали, и, чем сильнее он кричал, тем сильнее били...»
Как это живо напоминает соответствующий эпизод из «Белой гвардии» Михаила Булгакова, там дело происходит в 1918 году:
«Лицо у него было окровавлено, а из глаз текли слёзы. Расстёгнутый открывал широкий рот и кричал тонким, но совершенно осипшим голосом, мешая русские и украинские слова:
- Вы не маете права! Я известный украинский поэт. Моя фамилия Горболаз. Я написал антологию, украинской поэзии. Я жаловаться буду председателю Рады и министру. Це неописуемо! Я, - отчаянно надрываясь и поворачиваясь во все стороны, кричал окровавленный, - зробив попытку задержать большевика-провокатора...
- Что, что, что, - гремело на тротуарах.
- Кого это?!
- Покушение на Петлюру.
- Ну?!
- Стрелял, сукин сын, в нашего батько. [...]
Некто, туго перепоясанный цветным поясом, шёл рядом с окровавленным развалистой походкой и изредка, когда тот особенно громко кричал, механически ударял его кулаком по шее; тогда злополучный арестованный, хотевший схватить неуловимое, умолкал и начинал бурно, но беззвучно рыдать».
2. Были в ходе переворота и попытки активного сопротивления ему, но они не переломили ход событий. Так, старший лейтенант Игорь Викторович Остапенко (1966-1993) в момент переворота занимал должность помощника по работе с личным составом командира роты 69-ого испытательного центра морской и космической разведки ВМФ РФ, находившегося в военном городке Ногинск-9. Узнав из теленовостей 3 октября о том, что Ельцин двинул войска против защитников Верховного Совета, Остапенко поднял по тревоге роту охраны. Объяснил обстановку в Москве и сказал матросам: «Я принимал присягу и должен быть среди защитников советской власти. Я не могу вам приказать. Беру только добровольцев. Кто со мной к Дому Советов?». Вызвался 21 доброволец...
Остапенко вскрыл оружейную комнату роты и отдал приказ матросам на получение оружия и боеприпасов. На два десятка человек нашлось всего 40 патронов. Тем не менее, вооружившись автоматами, они отправились в столицу. Но такой акт неповиновения не остался без внимания: командир части капитан первого ранга В. Сидоренко, узнав о происшествии, тут же связался с ОМОНОМ и предупредил о попытке вооружённого офицера и солдат пробиться к Москве. В 4 часа утра 4 октября машина военных попала в засаду, устроенную верными Ельцину сотрудниками ОМОНа на 31-м километре Щёлковского шоссе. Машина с матросами была остановлена сотрудниками Щёлковского ОМОНа с помощью перекрытия дороги специальной шипованной лентой. Завязалась перестрелка, в ходе которой были ранены офицер и три матроса, один сотрудник ОМОНа был убит. Остапенко, видя невозможность дальнейшего сопротивления, приказал матросам сложить оружие и сдаться. Сам же, на предложение сдаться, ответил: «Советские офицеры не сдаются» - и застрелился.
4 октября 1993. Штурм Белого дома. Фото Питера Тернли
4 октября 1993. Штурм Белого дома. Фото Питера Тернли
Задержанных депутатов выводят из здания Верховного Совета
Арестованные милиционеры, защищавшие Верховный Совет
Фотография на память
3. А это из области наблюдений за символикой различных движений. Либералы очень любят говорить, что у красных и фашистских движений 1930-х годов, мол, сходная символика. Но это не совсем так или даже совсем не так.
На гербе СССР, как известно, изображалось солнце. А в официальном описании герба говорилось, что это солнце «восходящее». Советская, коммунистическая эстетика неизменно прославляла солнце, зарю, восход, рассвет, восток.
Известная советская песня:
Не спи, вставай, кудрявая,
В цехах звеня,
Страна встаёт со славою
На встречу дня!
И радость поёт, не смолкая,
И песня навстречу идёт,
И люди смеются, встречая,
И встречное солнце встаёт.
Короче говоря:
Дом в Новой Каховке (Херсонская область). Построен в 1980-е
«Пусть всегда будет Солнце!». Между тем, если взять эстетику правых движений 30-х годов, боровшихся с коммунизмом, то их эстетика совершенно противоположная: не рассвет и заря, а ночной мрак, разорванный огнём факелов. Горящая в ночной темноте свастика...
Всем памятна, наверное, эстетика Евромайдана.
Теперь взглянем на ельцинский плакат 1993 года...
Алексей Резаев (1939 г. р.). Плакат в поддержку президента Б.Н. Ельцина (1993 год)