Так выглядел бронзовый памятник Ильичу в центре советского Душанбе, установленный в 1961-м. Произведение скульпторов А. Рабина и Т. Поляковой было необычно: памятник указывал путь не правой, как обычно, а левой рукой. Высота его без постамента составляла 5 метров.
Удивительно однотипно начинались гражданские войны на территории бывшего Советского Союза - с декоммунизации. Ещё точнее - со сносов памятников В.И. Ленину. Так было и с гражданской войной в Таджикистане, которая унесла свыше 60 тысяч жизней, а миллион людей оставила без крова.
Снос произошёл в ночь с 21 на 22 сентября 1991 года на центральной площади Душанбе. Местная власть после ареста ГКЧП переживала период растерянности, глава государства, обвинённый в содействии ГКЧП, подал в отставку, его обязанности исполнял председатель Верховного Совета.
Вот он-то, председатель Верховного Совета ещё Таджикской ССР Кадриддин Аслонов прямо на площади, где бушевала толпа протестующих, подписал указ о демонтаже монумента.
Митинговали на площади так называемые «демократы», которые объединились со сторонниками Исламской партии возрождения. Известие о подписанном указе привело толпу в восторг. Они накинули на шею статуе верёвку, но сил для того, чтобы повалить памятник, не хватило. Тогда к нему подогнали подъёмный кран и затем мощным рывком стрелы сбросили скульптуру с постамента. Упавший памятник раскололся, от его головы отломился и отлетел большой кусок. На поверженной статуе некоторое время восторженно прыгали митингующие.
1991 год, сентябрь. Душанбе (Таджикистан). Снесённый памятник Ленину. Считается, что снос этого памятника впрямую подтолкнул гражданскую войну в стране
Принесло ли это событие кому-то счастье? Самому г-ну Аслонову точно не принесло: прошло время, и его за этот самый указ в виде возмездия... повесили на другом памятнике Ленину, в Курган-Тюбе. Да и стране вряд ли, учитывая последующую войну...
А это из рассказа свидетельницы этих событий, жительницы республики Татьяны Вьюшиной:
«Так как я родилась в Таджикистане, и детство, юность и молодость мои прошли там, могу сказать, что там у нас на «задворках» СССР к Ленину и Сталину относились с уважением - потому что появилась государственность у таджикского народа впервые за всю историю его существования...
Такой памятник Ленина был только у нас в Душанбе - Ленин, который «приветствовал» всех левой рукой, и я думаю, он был единственный во всём мире. Кто-то недоумевал, кто-то говорил «неправильно это», но было ещё мнение, что «наш Ленин, как истинный таджик - протягивает руку всем от своего сердца - потому что у нас - Восток! А на Востоке левой рукой не берут, а дают. Как, например, принято чай подавать гостям - обязательно левой рукой - от самого сердца... Вот и Ленин у нас всех приветствует левой рукой - от сердца»... Были споры - не стоит ли его заменить? Но оставили... И когда гостей столицы приводили к этому памятнику, всегда говорили: «Наш Ленин не путь нам указывает, а показывает: «Посмотрите, как стало тут красиво, потому что левая рука - она от сердца, потому что у нас появилась своя страна - страна таджиков!»..
И вот 1991 год... Ещё есть СССР. Но у нас уже зреет начало гражданской войны. Но всё же на тот момент после первых погромов 1990 года ещё теплится какая-то внутри надежда на то, что всё успокоится, что всё придёт в норму.
21 сентября 1991 года. В городе опять беспорядки. Опять толпа в центре города бесчинствует -выходить в «город» на улицы страшно. Все сидят в такое время у телевизоров и слушают новости, что происходит в Душанбе, нашем родном городе. Всё ещё на что-то надеятся. «Может, всё успокоится?». Новости показывают в 10 часов вечера. Толпа разьярённых бородатых мужчин в чапанах и куча привезённых из кишлаков подростков собралась около памятника Ленину на площади в центре города. Кричат, злобствуют! Ведут себя очень агрессивно. Милиции уже на тот момент, кажется, в городе вообще не было - они охраняли только государственные здания. И на улицу, похоже, даже не выходили - никакого порядка. Выезжали только, когда были трупы - так рассказывал мой одноклассник, служивший тогда в органах милиции. Зафиксировать убийство «неопознанных» лиц - потому что по городу в то время то там, то здесь «группы» лиц кого-то убивали. Забрать трупы...
2 сентября президент - интеллигентейший Кахкор Махкамов - «из-за отсутствия чёткой позиции в дни госпереворота» (ГКЧП) был вынужден подать в отставку по требованию толпы - он был мягкий и интеллигентный человек.
Кахкор Махкамов (1932-2016), первый президент Таджикистана, подавший в отставку из-за обвинений в поддержке ГКЧП Он сам позднее говорил: «Когда в течение трёх дней люди на митинге требовали моей отставки, я поступил тактично. Конечно, можно было усмирить толпу, идти напролом, не уходить с поста. Но практически бразды правления были не у меня, а в Москве. Поэтому на созванной внеочередной сессии Верховного Совета республики сказал: «Я уйду, но вы пожалеете об этом».
Его обязанности на себя взял председатель Верховного Совета Таджикской ССР Кадриддин Аслонов. Мы ещё не знаем, к чему это приведёт. Все в растерянности - мы «русскоязычные» - так нас стали называть, потому что ещё ранее был принят «Закон об языке» - где таджикский был назван государственным и единственным.
Да, на площади появляется Аслонов - временно исполняющий обязанности главы государства. Толпа из приезжих - там нет душанбинцев. Аслонов делает успокоительный жест, призывая разнуздавшуюся молодёжь к вниманию. Он достаёт бумагу, это, оказывается, указ о сносе памятника. И, разложив указ на колене, подписывает его. Толпа что-то кричит.... А утром нам всем показали, как сносили этот памятник. Ленина отдали на откуп оголтелой толпе, причём многие, по их поздним признаниям, тогда совершенно не понимали, чего именно они хотят, зачем им свергнутый Ленин. Но это толпа...
Ранним утром, ещё до рассвета, толпа накинула на шею Ильичу толстую верёвку. Стянуть 5-метровый бронзовый памятник не удалось... тогда на помощь подогнали подъёмный кран и мощным рывком стрелы стащили бронзового вождя на землю. Памятник раскололся, от его головы отлетел большой кусок. На этой голове подростки и какие-то дети некоторое время прыгали по свергнутому Ленину, но очень скоро толпа потеряла к нему всякий интерес. Это было жуткое зрелище - танцующие дети на голове Ленина - скажу честно. Несмотря на то, что я никак не относилась тогда к Ленину и симпатий к нему как как личности особых не было. Но это был момент, когда «наша история на свалку». Тем более, что республика Таджикистан появилась именно при СССР и таджики первый раз за всё время существования этого народа получили свою «таджикскую» государственность именно благодаря СССР.
В тот же день, 21 сентября 1991 года, указом того же Аслонова в Таджикистане была запрещена деятельность Коммунистической партии...
А спустя ещё какое-то время прокурор республики Нурулло Хувайдуллоев, друг нашей семьи (которого позже зверски расстреляли в августе 1992 года) возбудил по факту демонтажа памятника Ленину уголовное дело. Сам Аслонов на сессии Верховного Совета заявил, что чувствует вину за то, что подписал этот указ. Но, по его словам, это было сделано для сохранения спокойствия в республике. В связи с тем, что большинство депутатов высказали недоверие Аслонову, он подал в отставку. На сессии также были приняты решения об отмене указа о запрете деятельности Компартии. Но уже началась гражданская война...
А судьба Кадриддина Аслонова сложилась трагично. В ноябре 1992 года, в разгар Гражданской войны, он был схвачен участниками Народного фронта Таджикистана и повешен на памятнике Ленину на центральной площади Курган-Тюбе (за то, что он вот этот памятник указал «снести»)... По официальным данным, тело его пропало - не нашли.
И да - мне кажется, что с падением памятника Ленину исчезла сразу и надежда на будущее - что все «успокоится»... Меня удивляло это решение К. Аслонова. Куда он торопился? Разве нельзя было поступить по-человечески: уважать не этих, откуда-то взявшихся боевиков - членов «исламской партии возрождения» в нашем городе Душанбе и беснующихся в толпе непонятно кого, привезённых муллами в Душанбе подростков, а свой народ, который чтил всё же Ленина в большинстве... И как трагично всё случилось для всех - хотя можно было предотвратить трагедию таджикского народа. И нас - «русскоязычных», потерявших свою страну и историческую Родину в одночасье».