В этот период, по предложению Артура Холта, я предпринял исследование пятидесятнических деноминаций, которые так быстро развивались в 1930-1955. Моей задачей было выяснить, действительно ли они растут так быстро, как сообщалось, и если да, то почему? Чему могли бы мы научиться у них? Это исследование финансировалось Конгрегационным советом по социальным действиям, а позднее - грантом Совета по исследованиям в области социальных наук. В этом исследовании я стремился увязать результаты исследовательской работы, которую я проводил около тридцати лет назад, а также применить к живому религиозному опыту идеи, полученные в ходе моей работы в больнице, следуя моему обычному плану, я выбрал несколько округов в качестве выборочных районов, в которых я мог наблюдать пятидесятнические группы в их окружении.
В ходе этого исследования я провел опросы в округе Коулз, штат Иллинойс; Монро и Округа Лоуренс в Индиане; округ Гибсон, штат Теннесси; округа Стоун и Вернон в Миссури; округ Ли, штат Алабама; и Округ Честер, Южная Каролина. Я также провел краткие обзоры Спрингфилда, штат Миссури; Принстона и Ричмонда, штат Индиана; и Афин, штат Огайо. Я также опирался на свое более раннее исследование Роксбери, штат Массачусетс, которое я провел в 1924 году для доктора Холта, находясь в Бостонской психопатологической больнице (см. стр. 149).
Это исследование выявило несколько удивительный факт, что экономическая депрессия 1930-х годов не была отмечена никаким очевидным ростом числа психических заболеваний, но это привело к значительному религиозному подъему среди малообеспеченных классов, на которых это напряжение обрушилось сильнее всего. Я нашел объяснение в том факте, что, столкнувшись с экономическими трудностями, эти люди отреагировали в соответствии с христианскими принципами, на которых они были воспитаны.
Вместо того чтобы обвинять других и стремиться изменить общественный порядок, они проанализировали свои собственные недостатки и, совместно размышляя и переживая наиболее важные вещи, пришли к более глубокому чувству товарищества и религиозной вере, которые ожили в них. Таким образом, пятидесятнические группы представляли собой творческую фазу организованной религии, и, несмотря на все их слабости и грубость, их можно рассматривать как проявления целительной силы.
Э. Т. Бойзен. "Из глубин: автобиографическое исследование психического расстройства и религиозного опыта", 1960