Забытый и скромный герой - Йоханнес фон Муральт

Sep 04, 2024 11:15

Здравствуйте уважаемые.
С началом учебного года захотелось вспомнить об одном достойном и интересном человека, который некогда жил в нашем городе.
Туристы, которые впервые в нашем городе, спеша к самой знаменитой пышечной на Большая Конюшенная улица, 25 (для ленинградцев - на Желябова 25) не всегда в курсе, что здание, расположенное по этому адресу не совсем простое. Оно принадлежало Французской реформаторской церкви и задумано еще знаменытым Фельтеном.


Надо отметить, что общая концепция проекта Фельтена была сохранена и дошла до нашего времени, хотя, кроме изменений фасада, в 1864 г. архитектором А. Х. Пелем обновлялись и интерьеры храма. Еще один ремонт церкви проводили в 1898 г. после пожара, причем обновили перекрытия здания.


Довольно продолжительное время в церковном здании в разное время размещались два учебных заведения - частная мужская школа Муральта (позднее - пансион) и пансион для девочек Шене.
Частную школу, превратившуюся в пансион, открыл в Санкт-Петербурге священник из Цюриха Йоханнес фон Муральт (1780 - 1850), замечательный преподаватель и очень хороший человек.


Размещалась первоначально школа в квартире на первом этаже церкви - в 1810 г. его пригласили сюда на место пастора. Швейцарец, а ему к этому времени исполнилось 30 лет, слыл последователем педагогической системы Иоганна Генриха Песталоцци, на основе которой он и организовал работу своей частной школы в Петербурге. Впрочем, это не было случайностью - с 1804 по 1810 г. Муральт преподавал в школе, организованной Песталоцци, и досконально изучил его педагогическую теорию.


Песталоцци с супругой и учениками

В основе учения Песталоцци лежит идея о гармоническом развитии человеческой личности как в интеллектуальном аспекте, так и в нравственном, и в физическом. Ученый впервые показал значимость развивающего обучения, а в круг предметов, важных для учащегося, Песталоцци относил родной язык, письмо, счет, рисование и гимнастику Важной составляющей процесса обучения оставалось нравственное воспитание здоровой личности.


Открытие учебного заведения состоялось в 1811 г., а в числе его воспитанников встречаются дети многих знатных фамилий. В школе преподавали три языка (русский, немецкий и французский), Закон Божий, чистописание, арифметику и начала геометрии, рисование, музыку и гимнастику. Стоимость годового обучения и проживания в школе в 1812 г. составляла 1500 рублей, а без проживания - 500 рублей. Но прибыли учебное заведение не давало - известны случаи, когда ученик после окончания школы оставался еще должен Муральту за обучение. Так, московский купец Гуицетти на учебу своего сына задолжал школе 3600 рублей.
Императрица Мария Фёдоровна поручила Муральту испытать его систему на воспитанницах Сиротского института, но он скоро отказался от этого дела, так как встретил противодействие со стороны директора и учителей института.
В здании Французской реформаторской церкви, где пастор выделил ей две комнаты, частная школа работала до 1812 г., а после переехала в отдельное здание на Васильевском острове. В 1819 г. пансион вновь вернулся на Большую Конюшенную улицу, где во дворе церкви просуществовал до 1837 г. Там пансионеры и жили, а столовались они у самого пастора и учителей школы.


Педагогические заслуги Й. фон Муральта неоднократно отмечались государственными наградами Российской империи, а его методику перенимали другие учебные заведения.
Кроме пасторской и педагогической деятельности, фон Муральт учредил в Санкт-Петербурге Швейцарское общество помощи (Schweizerischen Huelfsgesellschaft), оказывающее содействия швейцарским гражданам, проживающим в России. Он же стал и президентом общества. Финансы поступали от состоятельных «русских» швейцарцев, а на помощь могли рассчитывать неимущие - общество выдавало займы и оплачивало дорогу на родину.


Если соотечественник тосковал по родине (это считалось болезнью), то Общество помощи направляло его в лечебницу и оплачивало восстановление здоровья. В конце жизни пастор писал: «Я теперь действительно испуган необходимостью видеть в моих согражданах людей, стремящихся воспользоваться моей помощью. Треть тех, кого я поддерживаю, использует меня в своих целях или обманывает меня, треть неблагодарна и, как максимум, одна треть достойна поддержки». Примечательно, что все деньги, переданные лично Йоханну фон Муральту, он незамедлительно вносил в приходскую кассу и к концу жизни не скопил даже малого состояния - после закрытия школы в 1837 г. личный долг пастора превышал 10 тысяч рублей. Ежегодный его доход как настоятеля церкви - 4 тысячи рублей - также шел на общие нужды. Всего за время существования этого заведения из него было выпущено 578 воспитанников. На месте школы в 1838 г. перенял пансион Шене, открытый при Французской церкви для девиц мещанского происхождения, то есть для дочерей горожан.


Вот такой вот замечательный человек. Умер у нас в городе и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Могила к сожалению, не сохранилась. Но мы можем лишний раз его вспомнить
Приятного времени суток.
Previous post Next post
Up