День в истории. Фидель

Aug 12, 2024 09:04



13 августа - день рождения Фиделя Кастро (1926-2016).



1959 год



Январь 1959 года. Вступление революционных «барбудос» (бородачей) в город Сьенфуэгос

Свой путь революционера Фидель начинал не как коммунист. Среди его соратников были коммунисты, самый известный из них - Эрнесто Че Гевара, но сам Кастро был скорее просто последовательный защитник независимости своей страны при буржуазном строе. Отсюда и его подчёркнутое уважение к Аврааму Линкольну.



1959. Во время визита Фиделя Кастро в США на сессию ООН, у мемориала Авраама Линкольна

Вероятно, Кастро надеялся, что, почитая собственную Декларацию независимости и её отцов-основателей, Америка уважит и независимость других стран. Но очень скоро стало ясно, что этот путь для Кубы невозможен.



В апреле 1963 года Кастро впервые прибыл в СССР. Его встречали триумфально, с неподдельным восторгом, ведь он был при своей молодости живым символом того, что мировая революция не угасла, а живёт и продолжается. Для СССР в эпоху хрущёвской «оттепели» это было особенно важно, после разочаровывающего разрыва с народным Китаем, после ХХ съезда, который также вызвал мировую волну разочарования в коммунизме.





1963. На Красной площади. Фидель в тёплой шапке-ушанке, которую ему подарили заполярные военные



1963. Рисунок к первому приезду Кастро в Москву. Фидель - это и наша, бывшего СССР, история



Советский плакат. 1960-е

Революционная Куба на этом фоне была настоящим подарком судьбы. Её называли в 1970-е годы «первой социалистической страной Западного полушария».



Марат Самсонов (1925-2013). Н.С. Хрущёв и Ф. Кастро в берёзовой роще. 1963-1964

Эпоха «оттепели» сменилась в СССР эпохой «застоя», но Фидель и в ней остался постоянной, незыблемой величиной.

Леонид Ильич Брежнев посетил Остров Свободы.



Борис Лебедев (1910-1997). Л.И. Брежнев и Фидель Кастро. 1980



Дмитрий Налбандян (1906-1993). Созидание во имя мира. 1981

XXVI съезд КПСС. В центре полотна, заметим, именно Фидель, как живое олицетворение всех надежд и перспектив мирового коммунизма. А сколь разнообразна оказалась судьба запечатлённых на полотне, когда настал момент крушения социалистической Атлантиды! Николае Чаушеску (крайний слева) вместе с женой был расстрелян у стенки в 1989-м. Эрих Хонеккер (на первом плане справа) после аннексии ГДР вновь оказался в застенках Моабитской тюрьмы, с которыми впервые познакомился ещё во времена Третьего рейха. Побывал за решёткой и лидер болгарских коммунистов Тодор Живков (на картине рядом с Чаушеску)... Гейдар Алиев (стоит возле слова «КПСС» в глубине картины) и Эдуард Шеварднадзе (через одного от Алиева) не пропали и при капитализме, успели повластвовать своими республиками и после уничтожения СССР. Причём Шеварднадзе, изо всех сил друживший с Западом и оказавший ему немало неоценимых услуг при ликвидации СССР, был за это щедро «вознаграждён»: свергнут в 2003-м очередным правым переворотом при полной поддержке того же Запада.
Ну, а Фидель... Фидель, как настоящий революционер, устоял при крушении этой красной Атлантиды.

Он говорил о пережитом им опыте этой катастрофы:
«…Говорят о провале социализма, а где же успех капитализма в Африке, Азии и Латинской Америке? Где успех капитализма там, где проживают миллиарды людей? Я думаю, что о провале капитализма надо говорить так же, как и о провале социализма в ограниченном числе стран. Капитализм провалился более чем в ста странах, условия жизни в которых отчаянные. Я не понимаю, почему об этом забывают, говоря исключительно об опыте провала социализма в странах Восточной Европы. Капитализм разорил мир, отравил реки, моря, атмосферу…» (Из интервью мексиканскому журналу Siempre в 1991).
«Страна [Куба] пережила ошеломляющий удар, когда вдруг, за одну ночь, развалилась огромная дружественная держава и оставила нас одних, совсем одних, и мы потеряли все рынки для сахара и перестали получать продукты питания, топливо, даже дерево на гробы, чтобы хоронить наших мёртвых по-христиански. В одночасье мы остались без топлива, без сырья, без продуктов питания, чистящих веществ, без всего. И все думали: «Им конец», и некоторые глупцы до сих пор думают, что нам придёт конец, если не сейчас, то позднее. И чем больше иллюзий они питают, чем больше они так думают, тем больше должны думать мы, тем больше выводов мы должны сделать, чтобы никогда наш народ не опустил руки».



Как ни странно, но сейчас опыт борьбы Фиделя за независимость, борьбы, которая логично и неизбежно переросла в борьбу за социализм, очень важен и для нас, жителей бывшего СССР, и для всего мира. Прежде всего, важно понять, что настоящую независимость может дать именно и только социализм. Жизнь паразита за счёт чужих стран и народов или, наоборот, в качестве их колонии - это тот выбор, который даёт капитализм. Но ни то, ни другое - не есть настоящая независимость.

Вот что он говорил в речи в трагический момент истории мирового социализма, 10 октября 1991 года, на IV съезде Коммунистической партии Кубы. Социалистического лагеря, если не считать Китая, КНДР и Вьетнама с Лаосом, уже не существовало; Компартия Советского Союза была запрещена; сам СССР ещё не распался, но доживал свои последние месяцы и недели. Думаю, эта речь может служить образцом того, как должен оценивать ситуацию революционер: ни на грамм не приукрашивая её, видя её трезво и ясно, не терять оптимизма и веры в свою историческую правоту. А значит - победу.

«Мы пришли к выводу, на мой взгляд, правильному: надо проводить съезд в любом случае, при любых обстоятельствах... Мы проведём его так, как намечалось, в Сантьяго-де-Куба, в помещениях, выстроенных для этого; но если не будет даже такой возможности, нам надо провести его если не в Сантьяго-де-Куба, то в любом месте республики; пусть и не в таком замечательном здании, как это, пусть хоть в цирковом шатре, если это будет нужно, и собираться на съезд пешком, верхом, в телеге или на велосипеде, но провести его надо обязательно. Это стало для нас важнейшим вопросом принципа: провести съезд при любых условиях.
Действительно, мы следили за развитием событий в Советском Союзе уже давно, и ни у кого не было уверенности ни в чем. События развивались так, как мы видели до сих пор: скажем, с каждым разом всё хуже и хуже... Видите, на этот раз никто не получил одежды для съезда. Как я понимаю, на I, на II и на III съездах был костюмчик, два костюмчика, кое-какие вещи, но на этот раз - нет, пусть каждый приходит в том, что у него есть, и как я вижу, вы одеты хорошо (аплодисменты), зал сейчас красивее, когда каждый надел свою кофточку, или свою рубашку, или свой пиджак, или свою гуайяберу, что угодно - это гораздо лучше, чем если бы товарищ Мачадито заказал нам шесть или семь моделей костюмов для съезда, если бы была ткань - и тогда мы выглядели бы как воинская часть в униформе (смех)».



Фидель Кастро в окружении барбудос :)

«Сегодня на нас лежит мировая ответственность. Мы - единственная социалистическая страна в западном мире, во всём западном мире и в части восточного, единственная. И как ненавидят нас некоторые за способность нашего народа, нашей родины принять этот вызов, и высоко держать свои знамена, и быть способными защищать эти знамена - как мы не раз говорили, самые справедливые и самые гуманные, какие только существовали в истории человечества.
Сегодня мы боремся не только ради нас самих, боремся не только за наши идеи, но и за идеи всех эксплуатируемых, угнетённых, ограбленных, голодных народов этого мира; значит, наша ответственность намного больше».
«Сегодня мы должны придерживаться фактов, а они таковы: социалистический лагерь рухнул, целые государства были проглочены другими государствами, рабочий класс потерял власть, и начался путь возврата к капитализму. Реален факт того, что Советский Союз по существу потерпел крушение; реален факт того, что в Советском Союзе сегодня не говорят о социализме, а говорят о рыночной экономике; в двух словах, преобладают голоса в защиту капитализма, и капитализма самого классического. Реален прискорбнейший факт, что сегодня в Советском Союзе нет коммунистической партии, коммунистическая партия вне закона, она была распущена указом. Реален факт того, что СССР сегодня чрезвычайно ослаблен, и ему серьезно грозит дезинтеграция».
[Напомню, что это говорилось в октябре 1991 года, когда СССР ещё формально существовал].

«Многие в самом начале этого процесса были сбиты с толку, это было отчасти даже логично, потому что первые слова были интересны, красивы, приятны, речь шла об усовершенствовании социализма. А кто не стремится, кто не хочет, кто не желает усовершенствовать социализм? Какими бы большими ни были достижения общества, какой бы большой ни была справедливость в этом обществе, кто не хочет видеть социализм более совершенным? И вот так некоторые подобные идеи завоевали симпатии многих».



Че Гевара, Рауль и Фидель Кастро

«26 июля [1989 года] я сказал, что если социалистический лагерь исчезнет, мы всё равно будем защищать социализм, и что если в СССР случится гражданская война - то, чего мы не ожидали или, лучше сказать, не желали, - если СССР распадётся, то даже в этих невероятных условиях мы будем продолжать защищать социализм.
С тех пор и до сегодняшнего дня прошли два года и три месяца. Возможно, некоторые тогда удивились: как это СССР может распасться, это как если бы мы сказали, что однажды утром не взойдет солнце - такая крепкая страна, такое могущественное, такое сильное государство, прошедшее такие трудные испытания. Кое-кто мог подумать, что это нам кажется, что все это фантазии. Но именно сейчас настал тот момент, когда, к несчастью, это практически произошло. Мы стоим сейчас перед этими исключительными обстоятельствами. Что привело меня к мысли о том, что это могло случиться? События, тенденции, развитие которых мы видели в Советском Союзе.
Из принципа, из уважения никто не вмешивается во внутренние дела других стран. Именно поэтому мы строго проводили политику уважения в отношении того, что делает каждая страна, точно так же требуя уважения в отношении всего, что делает наша. Мы не вмешивались во внутренние дела Советского Союза, несмотря на то, что имели свое мнение, мы были в высшей степени уважительны; к тому же то, о чем говорилось вначале, не вызывало возражений: это было совершенствование социализма».
«Когда в СССР говорилось о совершенствовании социализма, говорилось об ускоренном применении достижений науки и техники, что является бесспорным, необходимым и нужным, и особенно в борьбе против империализма, его исторических экономических ресурсов, его технологии; потому что, как я уже сказал, они после Второй мировой войны собрали всё золото мира, их промышленность осталась нетронутой, в то время как промышленность Советского Союза была полностью разрушена. Социализм развивается в самых отсталых странах Европы, в сельскохозяйственных странах, а не в самых промышленно развитых странах.
Говорилось о борьбе с нетрудовыми доходами; это отлично, и мы также должны бороться против любого проявления спекуляции, воровства, незаконного обогащения, это мне казалось прекрасным.
Борьба против алкоголизма нам также казалась прекрасной, особенно в той стране, где люди пили раза в три больше обычного; конечно, принимаю во внимание холод и все такое, но иногда пьяные ходили по улицам, все это нам казалось в высшей степени поучительным.
У нас была возможность познакомиться с некоторыми из идей и концепций этого первого этапа, и они были прекрасны, хороши».

«Я говорил вам, что два года и три месяца назад, 26 июля, я ясно сказал об этом, рискуя быть непонятым, рискуя быть плохо интерпретированным там, в этих странах, рискуя быть очень плохо интерпретированным в СССР в 1989 году, когда кто угодно мог сказать: что это за бред - говорить, что здесь может начаться гражданская война и что однажды СССР может распасться?
Дело в том, что когда я видел развивавшиеся тенденции, когда я видел, что рушится авторитет партии, когда я видел, что рушится авторитет государства, когда я видел, что очерняется история СССР и что это не имеет ничего общего с исторической критикой, которой можно подвергнуть любой период (это необходимо делать, человек всегда должен будет это делать, критиковать сделанные ошибки, которых можно или нельзя было избежать и которые, бесспорно, были совершены; но одно дело - критиковать ошибки, и совсем другое - очернять историю страны). Страна не может существовать без истории, это как если бы мы очернили историю нашей страны с того момента, как она восстала против испанцев, потому что восстание против царя и против феодализма было эквивалентно в нашей истории восстанию против рабства и против испанского колониального владычества; когда я увидел, что такие тенденции набирают силу - подрыв авторитета партии, подрыв авторитета государства и очернение истории страны, - я сразу же понял, что это будет иметь трагические последствия для этого великого государства, для этой великой нации, для этой великой страны, которой все мы глубоко восхищались и восхищаемся, к которой мы чувствовали и чувствуем глубокую благодарность».

«Подвиги, совершённые народами Советского Союза, не имеют параллелей в истории: сначала их борьба за завоевание власти рабочих и крестьян, борьба против интервенции - страна, эта огромная страна превратилась почти в ничто, но они смогли собрать силы, сражаться и разбить интервентов; необходимость начать строительство социализма в одной стране при полной изоляции, блокаде и в условиях голода; ускоренная индустриализация страны, явившаяся одним из величайших подвигов в истории; их сопротивление фашистскому нашествию: это было единственное государство, которое действительно сопротивлялось, остальные рухнули, как карточный домик, за считанные недели».

«Тем, кто говорит, что в сложившейся ситуации и перед лицом свершившейся катастрофы наша борьба не имеет перспектив, надо ответить совершенно категорично: единственное, у чего нет никаких перспектив, это - гибель родины, Революции и социализма (продолжительные аплодисменты)».

«Это как если бы нам сказали, что у нас нет перспектив после Алегрия-де-Пио, когда нас осталось всего несколько разрозненных человек, и мы, немногие, снова собрались через несколько недель, шестеро или семеро. «Сколько вас, шесть или семь, и всего-то у вас шесть или семь ружей, какие же у вас перспективы?»

«Какие у вас перспективы?» - спросил меня Эуфимио Герра - для тех, кто не помнит, это самый большой из предателей, бывших у нас в Сьерра-Маэстре, он почти что погубил нас - и спросил он меня об этом однажды утром, когда захотел поговорить со мной наедине на кофейной плантации. Неизвестно было даже, чего он хотел, у него были указания убить меня, но он не знал, как это сделать, он предпочитал, чтобы эту работу выполнили солдаты, а он бы привел неприятеля точно к тому месту, где мы были; и он спрашивал меня, когда нас было совсем мало. Возможно, это был момент, когда он усомнился, потому что он спускался на равнину и видел танки, бронемашины, грузовики, целые батальоны, с едой, одеждой, рюкзаками, патронами, и он смотрел на нас - а нас раз-два да и обчёлся - с нашими рюкзачишками из мешковины. Я вижу, как он спрашивает меня: «И какие же у вас перспективы?», и я говорю ему: «Все перспективы». Но он добавил кое-что, он задал вопрос не только о перспективах: «Какие у вас перспективы, и кроме того, какая надежда для меня, что я смогу получить?» Я понял, что перспективы перемешались у него с личным интересом, мне пришлось немного схитрить, и я говорю ему: «Перспективы? Все», - в это я верил, был абсолютно убеждён, - «А для тебя - всё, что ты захочешь». В это я не верил (смех)».

«Леаль [Леаль Спенглер Эусебио (р. 1942) - кубинский историк, доктор исторических наук, глава Музея города и Исторического бюро Гаваны, руководитель проекта реставрации исторического центра Гаваны], наш дорогой друг Леаль шутил с кем-то и говорил: «Сегодня мы более независимы, чем когда-либо, потому что сейчас мы не зависим ни от Соединенных Штатов, ни от Советского Союза». Леаль шутил, потому что мы всегда были независимы и от тех, и от других, а если нет, то пусть об этом скажут исторические документы, и пусть об этом скажет Октябрьский кризис».

«Если бы империализм смог поставить Кубу на колени, если бы он смог снова насадить капитализм в нашей стране, что бы тогда осталось от всего, что мы сделали на протяжении 123 лет? (выкрики из зала: «Фидель, лучше смерть!») Превратиться в Пуэрто-Рико, которое до сих пор не может даже поднять свое знамя, так похожее на наше, - Марти хотел, чтобы оно сопровождало нас в наших героических деяниях во имя свободы? Превратиться в Майами, в это отвратительное прогнившее общество? (крики: «Нет!») Что осталось бы от того, что сделал наш народ за эти 123 года? Что стало бы с жильем и со зданиями, которые Революция передала народу, если бы их прежние хозяева пришли требовать их назад? Что осталось бы от земель, которые мы раздали крестьянам, или кооперативам, или рабочим сельскохозяйственных предприятий, и на которых они впервые раз почувствовали себя людьми, имея работу круглый год, людьми, которым предоставлены все права, со всеми возможностями для них и особенно для их детей?
Что осталось бы от наших деревенских школ, от наших предуниверситетских школ, средних школ, спортивных школ, специализированных школ, школ искусств, сельскохозяйственных и промышленных техникумов?
Что осталось бы от наших 300 000 преподавателей и учителей - в стране с самым высоким в мире числом преподавателей и учителей на душу населения? Что стало бы с нашей прекрасной системой здравоохранения, с нашими семейными врачами в горах, в сельской местности, в населенных пунктах, на фабриках, в школах?
Что осталось бы от наших детских садов? Что осталось бы от наших десятков университетов, созданных Революцией?
Что осталось бы от десятков сотен научных центров, многие из которых являются передовыми и ставят нас на почетное место в мире? В руки какой компании они перешли бы, на кого должны бы были работать все те, кто сегодня в поте лица своего проявляет свой талант, чтобы помочь народу?
Что осталось бы от системы социального обеспечения, от системы помощи всем обездоленным в нашей стране, что стало бы с физически неполноценными, что стало бы с нашими специальными школами, где учится почти 60 000 человек - в школах для глухих, немых, слепых, умственно отсталых и инвалидов? Что осталось бы от всего этого?
Что осталось бы от достоинства и чести каждого человека в нашей стране?».



Эта картинка хорошо объясняет, чем повседневный быт кубинской молодёжи отличается от такого же быта молодёжи, скажем, Бразилии, или других латиноамериканских стран.

«Вот что означает наша борьба, вот что означает спасти родину, Революцию и социализм! (аплодисменты)
Я повторю слова Масео в Барагуá (или после Барагуá - это были разные моменты): «Тот, кто попытается завладеть Кубой, захватит лишь пыль ее земли, смешанную с кровью, если только сам не погибнет в этой борьбе!» (продолжительные аплодисменты)
Социализм или смерть!
Родина или смерть!
Мы победим! (овация)».



2016, 30 ноября. Куба прощается с Фиделем

Чтобы было понятно, за что кубинцы, особенно старшего поколения, так благодарны команданте и его соратникам, одно небольшое наблюдение Сергея Кара-Мурзы: «Я приехал на Кубу в 1966 году. Бросился в глаза шрам старого - это не отразишь в статистике. На Кубе много очень красивых девушек. Идет такая, с лицом богини,- а ноги, как трости, искривлены туберкулёзом, рахитом и другими следами детского недоедания. В Орьенте, бедной провинции, это было почти всеобщее явление. Как увидишь, страшно. Второй раз я приехал туда же в 1972 году. Подросло поколение девочек, уже после революции. Это было как чудо - у всех спортивные, гармоничные фигуры. Следы болезней начисто исчезли. Стоило только дать, на голом волюнтаризме, каждому ребёнку и старику по литру молока в день - утром ставили к двери. Хоть к лачуге, хоть к обшарпанному коттеджу бывшего миллионера. Выправлять то изломанное общество «заднего дворика» США - это был подвиг труда и терпения. Всё было творчеством, всё - против «теории» и роя иностранных экспертов».
И хорошая картинка, которая объясняет, чем повседневный быт кубинской молодёжи отличается от такого же быта молодёжи, скажем, Бразилии, или других латиноамериканских стран.

Сегодня и граждане бывшего СССР могут ясно видеть, что обещания буржуазного процветания и «конца истории» на обломках социализма, которые раздавали тогдашние правые, были ложью и обманом. Вместо мира и процветания на вечные времена, которыми их манили в буржуазный строй, они получили разгорающуюся гражданскую войну на развалинах СССР, которую Кастро предвидел ещё в 1989 году, получили обнищание и новую «холодную войну» в мировом масштабе. Сперва холодную, потом горячую... И путь в «буржуазный рай», казавшийся в 1989-1991 годах многим лёгким и беззаботным, ибо «лёгок спуск Авернский», «кроме того, что он бесчестен, означал в тысячу раз большие материальные трудности».

Ещё из высказываний Фиделя:
«Я начинал революцию, имея за собой 82 человека. Если бы мне пришлось повторить это, мне бы хватило пятнадцати или даже десяти. Десять человек и абсолютная вера. Неважно, сколько вас. Важно верить и важно иметь чёткий план. Победа - это упорство».
«То, что мы сделали, должно было научить нас, что невозможного нет. Ведь то, что казалось невозможным вчера, стало возможным сегодня. И поэтому ничто не покажется нам невозможным завтра».
«Революция - единственная сила, которая может окончательно, за больший или меньший срок, решить проблемы нашей страны, и этому нет альтернативы, и мы нашим трудом, нашей борьбой, нашими усилиями преодолеваем все, что нужно преодолеть... Любой другой путь, такой, как капитуляция или сдача, кроме того, что он бесчестен, означал бы в тысячу раз большие материальные трудности».

«Я не трачу своё время на бритьё, а это почти пятнадцать минут каждый день. Так я экономлю несколько дней в году для важных дел».

«США пойдут на переговоры с нами, когда у них будет чёрный президент, а папой римским станет латиноамериканец». (1973)

«Можете осуждать меня. Это не имеет значения - история меня оправдает».

«У капитализма нет никаких моральных и этических ценностей: всё продаётся. Невозможно в таких условиях правильно воспитывать народ: люди превращаются в эгоистов, а иногда - даже в бандитов».

«Революция - не постель из роз. Революция - это битва между будущим и прошлым».

«Наша страна - это рай в духовном смысле этого слова. И, как я многократно говорил, мы предпочитаем умереть в раю, чем выживать в аду».



1960. С Эрнестом Хемингуэем



Победившие кубинские революционеры "барбудос" (бородачи) наносят новогодний визит в офис полиции свергнутого диктатора Батисты и поздравляют батистовских полицейских с наступившим Новым годом и победой революции. Фото Берта Глинна (США). Куба, Гавана, 1 января 1959 г., на часах 00:05.



Молодой Фидель Кастро (с конфетой в руке) позирует со своими друзьями. Сантьяго, Куба, 1940 год

Фидель прожил долгую жизнь... Но если вспомнить, сколько было у команданте покушений на него, сколько ему угрожало опасностей, то жизнь его не покажется такой уж безоблачной. Как говорил сам Фидель, «если бы способность выживать после покушений была олимпийской дисциплиной, я бы имел по ней золотую медаль».
По данным кубинских спецслужб, при разных президентах США было составлено следующее количество планов по убийству Кастро:
38 - при Дуайте Эйзенхауэре,
42 - при Джоне Кеннеди,
72 - при Линдоне Джонсоне,
184 - при Ричарде Никсоне,
64 - при Джимми Картере,
197 - при Рональде Рейгане,
16 - при Джордже Буше-старшем,
21 - при Билле Клинтоне.

1990-е, революционеры, 1960-е, история СССР, история Кубы, 1970-е, 1980-е

Previous post Next post
Up